Файл: Принципы и основания наследования(Теоретические основы понятия и принципов института наследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы понятия и принципов института наследования

1.1 Законодательство, регулирующее наследственные правоотношения в современном праве Российской Федерации

1.2 Главные принципы и основы наследственного права

2 Основные характеристики общих положений о наследственном праве

2.1 Предмет, методы, принципы и источники наследственного права

2.2 Изучение наследственных правовоотношений в кругах ученых - правоведов

2.3 Характеристика субъектов и объектов наследственного правоотношения

3 Проблемы законодательного регулирования наследственных правоотношений в судебной практике в Российской Федерации

3.1 Общие вопросы проблем совершенствования наследственных правоотношений

3.2 Проблемы и законодательные инициативы по совершенствованию института наследования по завещанию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении необходимо отметить, что в составе наследства выделяют две части: актив (имущество и права) и пассив (обязанности и долги).

Особое необходимо рассмотреть вопрос с категорией выморочного имущества.

Непосредственно критерии, в соответствии с которыми имущество квалифицируется как выморочное, определены в ГК РФ. В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. Аналогичное определение выморочного имущества давалось и в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года.

Итак, в качестве современных объектов наследственных правоотношений с выморочным имуществом по аналогии с НК РФ можно выделить:

1) транспортные средства, как то: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) земельные участки на праве собственности. Необходимость включения земельных участков в качестве самостоятельного объекта наследственных правоотношений с выморочным имуществом очевидна, так как до 1990 года частная собственность на землю была фактически запрещена. Вся земля в тот период относилась к государственной собственности.

3) жилое помещение, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение. Эти объекты можно определить в качестве объекта наследственных правоотношений с выморочным имуществом на основании Закона РФ от 09.12.1991 No 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Так, в частности, на практике появляется большое количество правовых и технических проблем, связанных с оформлением и реализацией завещания. Стремление быть похожими на кого-то только тогда органично и естественно, когда обусловлено потребностями развития гражданского общества. В ином случае, сфера применения данных норм будет практически отсутствовать или порождать неразрешимые противоречия. Только реальные потребности бурно развивающегося гражданского оборота, в том числе различных институтов наследственного права, могут и должны приводить к появлению тех или иных групп правовых норм.


3 Проблемы законодательного регулирования наследственных правоотношений в судебной практике в Российской Федерации

3.1 Общие вопросы проблем совершенствования наследственных правоотношений

Сегодня в нашей стране Конституция (ч.4 ст. 35) устанавливает, что «право наследования гарантируется» . При этом именно эта отрасль права на сегодня является, пожалуй, самой консервативной. Действующее российское законодательство содержит, на первый взгляд, вполне сформированную и подтвержденную правоприменительной практикой концепцию норм, где на диспозиционном уровне закреплена очередность наследования – вначале по завещанию, затем по закону [26, с.4].

В то же время, возникают вопросы, связанные с так называемыми обязательными долями , правоспособностью несовершеннолетних лиц, как наследодателей, рядом спорных аспектов наследования в судебной практике при нахождении части имущества из наследной массы на территориях иностранных государств

Исходя из анализа судебной практики в современной России можно выдвинуть тезис, что закрепленное в Гражданском кодексе (ч. 1 ст. 1118 ГК РФ) положение о том, что распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания, на практике уже не всегда является справедливым. Кроме того, ч. 2 ст. 1110 ГК РФ содержит следующие положения: «наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами», что уже создает возможность для иных, кроме завещания, форм распоряжения имуществом граждан после их смерти. Необходимо отметить, что формирование текущей концепции диспозитивности российского наследственного права происходило в ранний период становления современной правовой базы. Несмотря на отсутствие в публичном дискурсе активного запроса на реконструкцию правовых норм в области наследования, такая необходимость отмечается правоприменителями и вытекает из судебной практики. Одним из серьезных пробелов в системе норм наследственного права является отсутствие регулирования управления наследуемым бизнесом с момента открытия до момента принятия наследства . Такая ситуация порождает немало способов ограничения прав наследников, поскольку допускает на полугодовой период к управлению бизнес-активами неизвестных третьих лиц, которые могут действовать в интересах, отличных от интересов наследников. Фактически, речь идет об отсутствии реализации защиты наследства со стороны закона, что нарушает конституционные права граждан.


Что интересно, решение данного вопроса давно существует, но крайне редко применяется в силу низкой правовой культуры нашего населения. В качестве лица, управляющего имуществом в период принятия наследства может выступать лицо, обозначенное в завещании – душеприказчик исполнитель завещания (ст. 1134 ГК РФ).

Однако, среди практиков существует мнение о необходимости адаптации опыта иностранных государств, в частности в области создания трастов, фондов, совместных завещаний и наследственных договоров. Указанные новые механизмы могут закрыть часть пробелов в действующем законодательстве при условии внесения в различные правовые акты большого количества изменений, эти нововведения регулирующих. Необходимо отметить, что часть из описанного уже реализована в нормах Федерального закона от 29.07.2017 N 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую третью Гражданского кодекса Российской Федерации» , и вступит в силу в текущем, 2018 году, несмотря на критику и негативные отзывы Федеральной палаты адвокатов. В части, касающейся предоставления прав исполнителю завещания ни действующее законодательство, ни планируемые к введению нормы не содержат ответов на ряд существенных вопросов, к примеру, о допустимости указания в завещании не одного, а нескольких исполнителей завещания, как поступать в случае отказа исполнителя завещания принять на себя эти обязанности, наступает ли ответственность за виновное нарушение обязанностей исполнителем завещания. Новеллы, предусмотренные указанным выше законом, с одной стороны, действительно направлены на реформу наследственного права в России, но с другой, могут оказаться лазейкой для манипуляций с обязательной долей наследства. В частности, в случае заключения наследственного договора те наследники, которым закон предоставляет право на обязательную долю, уже не смогут претендовать на ее выделение из имущества, которое включено в такой договор, поскольку обременения вообще не входят в правовой режим указанного имущества. В этой связи возникает сомнение в соответствии данной нормы конституционным принципам и положениям того же Гражданского кодекса [28, с.102].

В то же время, позитивный зарубежный опыт Швейцарии, Германии, Австрии, где наследственный договор практикуется уже многие годы, показывает эффективность данного института. Еще одну группу коллизий и пробелов в наследственном праве порождает то, что экономическое развитие общества и глобализация привели к изменению состава объектов наследования, том числе за счет появления различного имущества, находящегося вне территории России. В силу действующих правовых норм, нотариус и лицо, исполняющее завещание принимают меры по охране наследства, при этом в случае нахождения в наследственной массе долей в капиталах юридических лиц, ценных бумаг, как правило, необходимо учреждение доверительного управления таким активами. В то же время, если такие активы находятся на территории иностранных государств и требуют совершения правовых действий, не регулируемых российскими законами, как в случае, к примеру, с трастами, данные процедуры не находят своего отражения в нормах действующего законодательства, образуя таким образом угрозу правам наследников, охраняемым Конституцией.


Большое количество судебных споров и вопросов у нотариусов вызывает наследование объектов исключительных прав (авторских, ноу-хау, товарных знаков и знаков обслуживания и т.п.), для которых не предусмотрена государственная регистрация. В действующих нормативных актах от наследников требуется подтверждение наличия указанных прав, что далеко не всегда возможно . Кроме того, как уже отмечалось выше, нотариусы сталкиваются со сложностями при оформлении в свидетельствах о праве на наследство объектов исключительных прав. Возможное решение уже найдено оформление свидетельства на право наследования всего имуществ наследодателя (либо его долю), но пока оно еще не реализовано. Сегодня по закону завещание может быть составлено лицом, имеющим полную дееспособность, то есть достигшим 18-летнего возраста. В общем случае имуществом несовершеннолетних распоряжаются их законные представители, но к завещаниям это не относится. Понятна позиция законодателя, охраняющего неокрепшую волю несовершеннолетних от возможных преступных посягательств, но уже с 14 лет несовершеннолетний имеет право распоряжения собственными доходами, и было бы как минимум логично предоставить права наследования таких доходов. Подобные нормы предусмотрены в законодательствах некоторых европейских стран. Стоит также отметить, что советское право не содержало oграничения на возраст лиц, составляющих завещания.

Дополнить обзор пробелов в наследственном праве и судебной практике мы бы хотели неразрешенностью выбора между универсальной и сингулярной правопреемственностью, которые установлены в ст. 1110 ГК РФ. Декларируя универсальность правопреемственности, то есть перехода всех прав и обязанностей по наследству, законодатель в то же время описывает не исчерпывающий перечень ситуаций, когда к наследнику переходит лишь часть каких-либо прав. Возможно, что подготовленные изменения в закон более четко разграничат эти виды правопреемственности, подтвердив прерогативу универсальной и исключительность применения сингулярной.

Вывод. Подводя итог данному обзору необходимо отметить, что на протяжении последних десяти-пятнадцати лет наблюдается отставание нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области наследования от запросов, которые ставит современный уровень социального и экономического развития общества, ускоряющиеся процессы международной интеграции и взаимопроникновения юрисдикций.


3.2 Проблемы и законодательные инициативы по совершенствованию института наследования по завещанию

Институт наследования по завещанию динамично развивается. В силу своей высокой социальной значимости этот институт обязан отвечать на общественные вызовы, а законодатель, в свою очередь, превентировать возникновение пробелов в его правовом регулировании. Отметим, что в качестве основной причины возможной модернизации указанного института может выступать очевидная потребность в этих изменения общества.

Так в мае 2018 г. группой депутатов был внесен в Государственную Думу законопроект "Об изменениях в Гражданский кодекс и иные законы в сфере наследственного права". Данный законопроект предусматривает введение в российское законодательство институтов наследственного договора и совместного завещания, создание наследственных фондов, упрощение процедуры принятия наследства, в частности, предлагается возложить бремя сбора доказательств на нотариусов, а не на наследников.

Подчеркнем, что указанный законопроект - это не первый случай попытки такого кардинального реформирования наследственного права. В частности, еще 13.06.2013 года в Государственную Думу вносился законопроект депутата О.В. Савченко № 295719-6 и 26.05.2015 года Председателем Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В. Крашенинниковым был внесен в Государственную Думу законопроект № 801269-6. Целью этого законопроекта являлось создание дополнительных механизмов защиты имущественных прав граждан пожилого возраста посредством внедрения в правовую систему РФ института наследственного договора. Предлагалось внести изменения в раздел V ГК РФ "Наследственное право", в частности, в ст. 1185.1 было бы закреплено легальное определение наследственного договора - одна сторона (приобретатель) обязуется выполнять по распоряжению другой стороны (отчуждателя) определенное действие (действия) имущественного или неимущественного характера и в случае его смерти (объявления его умершим) приобретает право собственности на определенное в данном договоре имущество отчуждателя.

В качестве сторон указанного договора могут выступать отчуждатели- только граждане РФ, приобретатели- физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации. Наследственный договор заключается в письменной нотариальной форме, несоблюдение установленной формы влечет его недействительность.