Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и воспитание детей.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. АНАЛИЗ ЖИЗНИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО
1.1 Жизнь и деятельность В.А.Сухомлинского
1.2 Педагогические идеи В.А. Сухомлинского
1.3 Принципы воспитания Сухомлинского
2. ВКЛАД В.А.СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2.1 Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского
2.2 Реализация идей социально-личностно ориентированного образования в опыте В. А. Сухомлинского
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
В. А. Сухомлинским был разработан и успешно реализован новый исследовательский метод в педагогике - эксперимент, характеризующийся единством трех компонентов: целостности, коллективного творчества и длительности. Именно благодаря применению этого метода в исследовании проблем воспитания всесторонне развитой личности и были достигнуты результаты, которые ознаменовали значительный вклад в развитие теории педагогики, причём теоретические идеи он апробировал в непосредственной практической работе.
В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса.
В этой связи он справедливо утверждал, что педагогика должна стать наукой для всех. Много внимания уделял организации педагогического просвещения. В Павлышской средней школе организовал родительский университет, туда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу и занимались регулярно вплоть до окончания школы детьми. Курс обучения в университете рассчитан был на 250 часов. Программа охватывала основные разделы теории воспитания и педагогической психологии. Особое внимание уделялось характеристике школьных возрастов, теории личности, физическому, умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей. Этот университет посещали 98% родителей, и он играл существенную роль в повышении уровня культуры семейного воспитания.
В. А. Сухомлинский верит в силу воспитания, но подчеркивает, что успех его зависит от глубокого проникновения в духовный мир школьника"... Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь ... Каждая страница посвящена одному человеку - моему ученику. Три тысячи семьсот учебных судеб. Здесь почти все взрослое население нашего села. Недавно мне захотелось полистать эти страницы... Каждый ребенок был миром особым, уникальным".
Сухомлинский отмечал, что педагог обязан этот мир знать, ибо процесс воспитания выражается в единстве их идеалов, интересов, мыслей, переживаний.
Идеал воспитания Сухомлинский видит в гармонической нравственно чистой личности.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Безрукова В.С., Бордовская Н.В., Бороздина Г.В., Воронов В.В., Вульфов Б.З., Голованова Н.Ф. и др.
Объект исследования – педагогический вклад В. А. Сухомлинского.
Предмет исследования — опыт воспитания в педагогике В. А. Сухомлинского.
Целью данной работы является изучение взглядов В. А. Сухомлинского на обучение и развитие детей, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть жизнь и деятельность В.А.Сухомлинского;
- Исследовать педагогические идеи В.А. Сухомлинского;
- Определить принципы воспитания Сухомлинского;
- Охарактеризовать гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского;
- Проанализировать реализацию идей социально-личностно ориентированного образования в опыте В. А. Сухомлинского.
В ходе исследования были использованы методы: изучение первоисточников, архивных материалов, историко-педагогической литературы; теоретический, историко-педагогический анализ, обобщение и систематизация материалов исследования.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.