Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты корпоративного управления
1.1 Понятие и принципы корпоративного управления
1.2 Модели корпоративного управления в России и за рубежом
2 Анализ системы корпоративного управления ПАО «Газпром»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Газпром»
2.2 Особенности корпоративного управления в ПАО «Газпром»
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Газпром»
3 Пути совершенствования корпоративного управления ПАО «Газпром»
3.1 Совершенствование стратегии корпоративного управления предприятия
3.2 Направления повышения эффективности управления предприятием
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Проблема корпоративного управления является актуальной для современной России и стран с переходными экономиками и рассматривается как фундаментальная проблема управления бизнесом. Высокое качество корпоративного управления является одним из условий привлечения инвесторов. Однако трактовка категорий «корпоративное управление», «корпорация» неоднозначна. Существуют различные подходы, точки зрения к определению данных понятий.
Корпоративное управление, являющее собой систему взаимодействия между акционерами компаний, их представительством - советом директоров - и менеджментом общества, работниками компаний, а также иными финансово-заинтересованными лицами (инвесторами) и органами государственной власти, является основным инструментом, призванным обеспечить баланс интересов участвующих сторон в процессе реализации основных целей деятельности.
Анализ корпоративного управления предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям:
1) Корпоративное управление в стране: анализ правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является степень возможного воздействия внешних факторов макроэкономического уровня на качество корпоративного управления в банковской сфере.
2) Корпоративное управление в компании. Главным объектом изучения является внутренняя структура и методы корпоративного управления. Основное внимание уделяется тому, что делается той или иной компанией и как это соотносится с лучшими образцами мировой практики.
Проблема улучшения корпоративного управления в последнее время вызывает повышенный интерес со стороны российского бизнеса, общественных организаций, государственных органов законодательной и исполнительной власти.
Основоположниками корпоративного управления принято считать ведущих зарубежных экономистов А.Берли и Г.Минза, хотя и ряд классиков экономической науки придавали этому аспекту экономической науки немаловажное значение - Дракер П., Кейнс Дж. М, Ламбен Ж., Маршалл А., Ойкен В., Портер М., Самуэльсон П., Чемберлин Э.
В дальнейшем их исследования были развиты в трудах таких видных зарубежных ученых, как Ансофф И., Батнер У., Лазер Р., Лорш Д., Милгром Р., Мэйн Б., Сейлер Д., Сэлливан Д., Тобин Д., Хессель М., Шлейфер А.и др.
Цель работы – разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности корпоративного управления в ПАО «Газпром».
Сформулированная выше цель исследования достигается посредством решения ряда поставленных задач:
- рассмотреть теоретические основы корпоративного управления на предприятиях;
- раскрыть особенности корпоративного управления в корпорации;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность корпорации;
- разработать рекомендации по совершенствованию корпоративного управления.
Объектом исследования является ПАО «Газпром». Предметом исследования – система организации корпоративного управления в ПАО Газпром».
В качестве теоретической основы исследования использовался круг работ в области корпоративного управления в компаниях, а также положения нормативных и законодательных актов, определяющих круг требований к организации систем корпоративного управления. В практической части работы использованы внутренние документы и отчетность ПАО «Газпром».
1 Теоретические аспекты корпоративного управления
1.1 Понятие и принципы корпоративного управления
В настоящее время исследование проблем корпоративного управления обусловлено необходимостью: интеграции корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализации мировой экономики; обеспечения инвестиционной привлекательности корпораций для инвесторов; создания эффективного механизма управления собственностью корпорации; соблюдения баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и/или участвующих в управлении организацией (корпорацией); разделения функций владения и управления в крупных организациях; восстановления разрушенных хозяйственных связей между промышленными организациями и др. Проблема корпоративного управления как фундаментальная проблема управления бизнесом актуальна для современной России и стран с переходными экономиками.
Сегодня к данной проблеме проявляют интерес различные исследователи. К их числу следует отнести, например, Ю. Винслава, С.А. Масютина, В.И. Россинского, В.Г. Антонова, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро и др.[6]
Однако многоаспектность вопросов, связанных с корпоративным управлением, объясняет то обстоятельство, что, во-первых, ключевые вопросы исследованы в различной степени, во-вторых, по основным категориям существуют различные подходы, прежде всего к трактовке их сущности, в-третьих, ряд вопросов исследован на уровне общей постановки.
В этой связи интерес основывается на рассмотрении следующих аспектов:
а) сущность понятий «корпорация» и «корпоративное управление», принципы корпоративного управления;
б) точки зрения, подходы к определению понятий «корпорация» и «корпоративное управление»;
в) систематизация выявленных подходов с целью формирования укрупненных направлений, трактовок сущности основных категорий и их субординация в системе управления компанией.
Итак, рассмотрим сущность и содержание понятий «корпорация» и «корпоративное управление».
Корпорации - это важнейший институт современной экономики. В развитых странах корпорация является неотъемлемым атрибутом системы власти.
В Гражданском кодексе РФ понятие «корпорация» как таковое отсутствует. На практике очень часто приходится сталкиваться с такими определениями, как «финансовая корпорация», «консалтинговая (консультационная) корпорация», «логистическая корпорация», «промышленная корпорация».[1]
Корпорация - это прежде всего акционерное общество, следовательно, предметом науки корпоративного управления являются организационно-управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерного капитала (собственности).
По результатам проведенного анализа исследований, посвященных вопросам корпоративного управления, можно выделить принципиально две точки зрения на определение понятия «корпорация».
Согласно первой точке зрения, под корпорацией понимается любое акционерное общество (АО). С другой точки зрения под корпорацией подразумевается любая организация, отвечающая признакам корпоративной идентичности, к числу которых относятся:
1) сложный по структуре имущественный комплекс;
2) сложная организационная структура управления;
3) высокая степень диверсификации;
4) наличие штаб-квартир (головной организации) и филиалов/представительств за рубежом;
5) интернациональный штат сотрудников;
6) численность сотрудников в головной организации не менее 1000 человек;
7) осуществление онлайновой поддержки бизнеса;
8) доля экспортных хозяйственных операций в выручке организации не менее 30 %;
9) подготовка бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами;
10) осуществление предпринимательской и эмиссионной деятельности;
11) котировка акций на рынке;
12) соблюдение «мягкого законодательства» (кодексов корпоративного поведения и др.);
13) вклад организации в валовой внутренний продукт (ВВП) страны не менее 0,5-1 %;
14) транспарентность бизнеса, т. е. финансовая и информационная открытость организации;
15) наличие консолидированной отчетности, но не с целью выявления налогооблагаемой базы, а для получения общего представления о работе организации в целом.[6]
Существуют и другие подходы к определению понятия «корпорация». Так, А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин корпорацию (организацию) рассматривают в качестве социально-экономической системы и понимают ее как наиболее развитую форму организации. Интеграционное образование (корпорация) представляет собой новую организационную форму, отличную от той, к которой относятся все входящие в ее состав организации. Принципиальное отличие корпораций состоит не только в том, как они формируются, но и как строятся в них отношения управления. Корпорации как интеграционные формы, состоящие из ряда самостоятельных организаций, представляют собой системы особого рода с неярко очерченными границами, часто меняющимся элементным составом.[27]
Н. В. Сонькин называет следующие экономические и юридические признаки современной корпорации:
- это сложный имущественный комплекс;
- собственность корпорации определяется долями в собственном капитале компании;
- акционеры контролируют компании, собственниками которых они являются и в формирование уставного капитала которых они вложили свои собственные средства;
- управляющие и директора в корпорациях обладают юридическим правом принятия решений.
Он дает следующее определение: «Корпорацию можно определить как единый производственно-хозяйственный комплекс, обладающий необходимым для осуществления своей деятельности имуществом, созданный самостоятельными субъектами экономики (гражданами и юридическими лицами) для ведения определенной хозяйственной деятельности и руководства ею, состоящий из наделенных хозяйственной компетенцией и находящихся в устойчивых связях внутрикорпоративных структур и органов управления, один из которых является центром системы».[30]
Корпоративное управление как общественно-экономическая наука представляет собой систему знаний о закономерностях и эффективных формах, методах и средствах целенаправленного воздействия на субъекты корпоративных образований, их органы управления, материально-вещественные элементы, финансовые системы и другие компоненты, обеспечивающих эффективное функционирование механизма взаимодействия и достижение гармонии и синергетического эффекта.
По мнению С.А. Масютина, понятие «корпоративное управление» связано с понятием «корпорация», но следует иметь в виду, что корпоративное управление не идентично управлению корпорацией. Корпоративное управление следует рассматривать в широком смысле, т. е. как управление, характеризующееся высоким уровнем организованности и присущими ему особыми свойствами.[25]
Термин «корпоративное управление» встречается в литературе в узкой и расширенной трактовках. Узкая трактовка исходит из того, что поскольку корпорация - это акционерное общество, то корпоративное управление рассматривается как часть менеджмента предприятия, которая нацелена на регулирование отношений между «участниками» акционерного общества по поводу формирования и использования акционерного капитала (собственности). Управление сводится к задаче установления баланса интересов разных групп лиц (акционеров, в том числе крупных и миноритарных, владельцев привилегированных акций, государственных органов).
По мнению специалистов, под корпоративным управлением следует понимать систему отношений между органами управления и должностными лицами предприятий-эмитентов, владельцами ценных бумаг таких эмитентов, а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление эмитентом как юридическим лицом. При этом в первую очередь речь идет об открытых акционерных обществах, где в силу большого количества владельцев ценных бумаг и их относительно большого размера наблюдается особенно сильное ущемление интересов.
Не следует рассматривать корпоративное управление как узкий набор функций управления, характерных для открытых акционерных обществ, регулирующих только взаимоотношения между акционерами и менеджментом на основе прав собственности. Все функции управления на предприятии тесно взаимосвязаны. Корпоративное управление должно опираться на стратегический подход, а корпоративная стратегия - охватывать все главные функциональные стратегии, предопределяющие доходное и устойчивое состояние предприятия.
Формирование корпоративных структур в России, учитывающее отмеченные выше аспекты их функционирования, разработанные на основе зарубежных и отечественных исследований, будет способствовать не только определению их формального статуса и успешной адаптации к специфическим условиям российского рынка, но и эффективному решению как экономических, так и социальных проблем в рамках корпорации и общества в целом.