Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Характеристика и роль Международного валютного фонда в мировой экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также проанализируем порядок предоставления кредитов России от МВФ. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Кредитование России МВФ[23]

Год

Кредиты МВФ

Погашение кредитов

Проценты и комиссия

1992

719

0,0

0,0

1993

1078

0,0

56

1994

1078

0,0

122

1995

3594

0,0

194

1996

2588

360

324

1997

1467

360

423

1998

4600

674

528

1999

471

3101

528

2000

0,0

2189

524

2001

0,0

2998

398

2002

0,0

1147

162

2003

0,0

1356

101

2004

0,0

1117

76

2005

0,0

2293

18

Всего:

15595

15595

3454

В январе 2005 года макроэкономические показатели России улучшились в результате роста цен на нефть, и Россия досрочно погасила остаток долга перед МВФ, заплатив $3,3 млрд. Изначально погашение задолженности планировалось на 2008 г.

Итак, подведем итог данного параграфа. В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования, ссужая средства по рыночным (нельготным) процентным ставкам и предоставляя кредиты более бедным странам на льготных условиях, при которых процентные ставки являются низкими, а в некоторых случаях - нулевыми.

2.2 Реализация функции развития потенциала

МВФ оказывает техническую помощь и предоставляет услуги по подготовке кадров должностным лицам в государствах-членах, называя это «развитием потенциала», с тем чтобы помогать странам создавать прочные институты и развивать навыки разработки и реализации обоснованной макроэкономической и финансовой политики. Развитие потенциала, которое тесно связано с деятельностью МВФ по надзору и реализацией программ Фонда, определяется спросом, быстро реагирует на потребности государств-членов и высоко ценится ими. Доля расходов на основные виды деятельности МВФ приведена на рисунке 5.


Рис. 5 Доля расходов МВФ на основные виды деятельности,2016 год[24]

Основными статьями расходов являются надзор на двусторонней основе и техническая помощь странам.

В ответ на потребности государств-членов и при активной поддержке со стороны внешних партнеров деятельность МВФ по технической помощи и подготовке кадров - развитие потенциала - в последние годы быстро расширялась. Развитие потенциала составляло более четверти административных расходов МВФ в 2016 финансовом году. Значительная часть этих расходов направлялась на техническую помощь, которая составляет 23 процента, а на долю подготовки кадров приходится 5 процентов (см. рис. 2.8). Деятельность МВФ в области развития потенциала продолжала расширяться в 2016 финансовом году, главным образом в связи с увеличением объема услуг, предоставляемых странам Ближнего Востока и Центральной Азии, а также Западного полушария и Африки к югу от Сахары. Увеличился объем предоставляемой технической помощи по денежно-кредитным и финансовым вопросам. Общая сумма прямых расходов на деятельность по развитию потенциала (финансируемая за счет внешних источников и средств МВФ) составила 256 млн долларов США в 2016 году, по сравнению с 242 млн в 2015 финансовом году, увеличившись на 6 процентов (рис. 6)[25].

Рис. 6 Расходы на развитие потенциала, млн. долл.

Компонент финансирования из внешних источников составил 127 млн или 49 процентов от общего объема, увеличившись почти на 8 процентов в 2016 финансовом году. В марте 2016 года МВФ подписал меморандум о договоренности с правительством Индии о создании нового Регионального центра по подготовке кадров и технической помощи в Южной Азии (САРТТАК), который будет базироваться в Нью-Дели. Он станет первым центром, в котором деятельность МВФ по подготовке кадров и технической помощи будет полностью интегрирована, и является моделью для будущей работы МВФ в области развития потенциала. Центр будет обслуживать Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивские Острова, Непал и Шри-Ланку по целому ряду областей, включая макроэкономическое управление и управление налогово-бюджетной сферой, денежно-кредитные операции, регулирование финансового сектора и надзор за финансовым сектором, а также макроэкономическую статистикy. САРТТАК стал возможным благодаря ранее принятым финансовым обязательствам со стороны Индии, Республики Кореи и Австралии[26].


Фонд продолжает предоставлять услуги по развитию потенциала, направленные на устойчивое повышение институционального потенциала и потенциала разработки и проведения экономической политики в государствах-членах, в частности, странах с низкими доходами и уязвимых странах, а также малых государствах. В Мали МВФ, откликаясь на необходимость в разработке принципов децентрализации налогово-бюджетной системы, лежащих в основе мирного соглашения 2015 года, оказывал активную техническую помощь в целях обеспечения постепенной передачи 30 процентов государственных доходов регионам страны к 2018 году. В Гвинее после кризиса, связанного с эпидемией вируса «Эбола», МВФ продолжал активно взаимодействовать с этой страной, предоставляя поддержку на местах в создании потенциала в области систем управления казначейскими операциями и бухгалтерского учета при поддержке долгосрочного консультанта. В Центральноафриканской Республике после трех лет политических потрясений МВФ быстро отреагировал на запрос страны об оказании технической помощи, направив миссию, в центре внимания которой было восстановление основных функций управления государственными финансами. В Сомали решающее значение для прогресса в восстановлении и развитии экономики имеет совершенствование управления в ключевых государственных учреждениях. На семинаре МВФ в Найроби власти Сомали подготовили проект стратегии и плана действий по реформированию управления государственными финансами на период с 2016 по 2020 год. В этом плане внимание заостряется на четырех важнейших областях: мобилизации доходов (налоговых и таможенных), механизмах внутреннего контроля (включая просроченную задолженность), кассовом прогнозировании и управлении и бухгалтерском учете и финансовой отчетности[27]. Оказание технической помощи по регионам представлено на рисунке 7.

Рис. 7 Оказание технической помощи по регионам[28]

К числу налогово-бюджетных тем, пользовавшихся наибольшим спросом в течение года, относилась мобилизация внутренних ресурсов. В Кот-д-Ивуаре трехлетний проект, финансируемый за счет средств Тематического трастового фонда по налоговой политике и налоговой службе (ТТФ-НПНС), поддерживал усилия властей по созданию штаб-квартиры налоговой администрации, построенной по функциональному признаку, реструктуризации офисной сети, основанной на принципах сегментации налогоплательщиков, и реализации комплексного плана по улучшению соблюдения налоговых требований.


Оказание технической помощи увеличилось в 2016 финансовом году, в основном в регионах Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Северной Африки и Западного полушария. Примерно половина всей технической помощи МВФ по-прежнему направляется в развивающиеся страны с низкими доходами. В 2016 финансовом году Африка к югу от Сахары получала наибольшую долю технической помощи, учитывая большое число развивающихся стран с низкими доходами в этом регионе. Оказание технической помощи по денежно-кредитным и финансовым вопросам увеличилось в ответ на потребности государств-членов. Вопросы налогово-бюджетной политики продолжают составлять примерно половину технической помощи, предоставляемой МВФ[29].

3.Проблемы и перспективы работы Международного Валютного Фонда

3.1 Основные проблемы работы МВФ

Мировая экономика столкнулась с рядом непредвиденных проблем в 2015 году. Международный валютный фонд основное внимание продолжал оказывать стимулированию экономического роста стран и укреплению их сотрудничества, при этом он претерпел ряд экономических изменений, которые требовали немедленной адаптации. Первой внезапной проблемой у МВФ стало резкое снижение цен на нефть. Падение более чем наполовину с сентября 2014 года по январь 2015 года оказало существенное воздействие на государства – члены МВФ. Для большинства стран – членов МВФ падение цен оказалось благоприятным, оно способствовало экономическому росту в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике. Но у стран – производителей нефти возникла необходимость трудной корректировки. Эти события усилили значение аналитической работы МВФ и его рекомендаций по экономической политике. Снижение цен на нефть было вызвано увеличением производства в государствах – членах[30]

Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и значительным замедлением роста мирового спроса на нефть, особенно в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Влияние цен на нефть на различные страны – члены МВФ имело общие последствия для работы МВФ. Надзорная работа, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, адаптировалась к стремительно меняющейся обстановке. В соответствии со Статьей IV на консультациях по вопросам, относящимся к изменениям цен на нефть, этому уделялось большое внимание. Исполнительный совет МВФ активно принимал участие в рассмотрении отчетов и докладов, в которых анализировалось воздействие падения цен на нефть. Экономический советник МВФ Оливье Бланшар, один из руководителей группы по биржевым товарам Исследовательского департамента МВФ, поместил в блоге МВФ статью «Семь вопросов о спаде цен на нефть за последний период», в которой анализировались механизмы рынка нефти, последствия для различных групп стран, а также действия, которые директивные органы могут предпринять для преодоления последствий для экономики своих стран. Она заинтересовала больше читателей, чем какой-либо другой материал, который размещался в блоге в течение года. Пандемия лихорадки Эбола в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне была второй проблемой, с которой столкнулся МВФ в 2015 году. Распространение лихорадки привело к заражению более 26 тысяч человек и гибели более 10,5 тысячи человек. Поэтому МВФ быстро принял необходимые меры для правительств трех государств в ответ на кризис и возврата экономик к росту. Фонд выделил свыше 400 млн долл. США для покрытия многочисленных новых нужд в финансировании.


МВФ незамедлительно предоставил помощь в размере 309 млн долл. США по нулевым процентным ставкам этим трем странам, пострадавшим от Эболы для преодоления кризиса. Также Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне в 2015 году было выделено 95 млн долл. США в виде грантов на облегчение бремени задолженности, чтобы уменьшить давление на их платежные балансы[31].

На протяжении пандемии МВФ продолжал взаимодействовать с официальными органами каждой страны, и, когда кризис начал сокращаться, переговоры переключились на более длительную перспективу быстрого восстановления экономического роста. Третьей проблемой МВФ была проблема поддержки Украины, преодолевающей трудные экономические и финансовые условия. Поддержка началась с того, что Исполнительный совет МВФ утвердил 11 марта 2015 года договоренность с Украиной на четыре года на сумму 17,5 млрд долл. с незамедлительным выделением 5 млрд долл. США. МВФ поставил непростые цели: вывести экономику из кризиса, восстановить внешнеэкономическую устойчивость, поддержать экономический рост за счет проведения структурных реформ, а также защитить уязвимых граждан страны. Украина не раз участвовала в нескольких программах, поддерживаемых МВФ, после получения независимости в 1991 году, но ни одна не достигла цели проведения реформ. Закончилась неудачей и программа 2010 года, после чего макроэкономические проблемы Украины усилились. Зарплаты и издержки производства повышались, тогда как производительность оставалась неизменной. В конечном итоге конкурентоспособность снизилась настолько, что экономика перестала расти, а экспорт не увеличивался. Новое правительство, которое пришло к власти в феврале 2014 года, начало программу обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности. Но после вооруженного конфликта на востоке страны ситуация снова ухудшилась. ВВП сократился на 14,8%, потребности в дополнительном финансировании сильно увеличились. Валютный рынок был дестабилизирован, а банки стали испытывать стресс. В ответ на это правительство приняло комплексную программу, поддержанную новым финансированием от МВФ. Первой мерой этой программы была стабилизации финансов Украины. Она обеспечивала потребности Украины во внешнем финансировании, которые составляют около 40 млрд долл. США в 2015–2018 годы, наряду с иной международной помощью и операцией по реструктуризации задолженности[32]. Кроме того, снижение дефицитов могло привести к сокращению потребностей в финансировании государственного долга. Это включает повышение энергетических тарифов для ограничения скрытого бюджетного дефицита государственной газовой монополии. В целях защиты наиболее уязвимых слоев населения общие расходы на программы социальной помощи были до 4,1% ВВП в 2015 году. Следующим этапом являлось оживление роста путем восстановления конкурентоспособности, начиная с введения гибкого обменного курса. Помимо этого начато восстановление банковской системы за счет рекапитализации ликвидности с тем, чтобы возобновился рост кредита. Не менее важна необходимость принятия решительных мер для устранения структурных препятствий для устойчивого роста, который может повысить уровень жизни до уровня соседних с Украиной стран, в том числе реформа системы налогового администрирования, прозрачность, улучшение управления государственными финансами и реформы государственных предприятий. Также борьба с коррупцией велась с помощью укрепления законодательства, мер по повышению эффективности судебных органов и действий по ограничению влияния заинтересованных групп в Украине, которые могли привести к искажениям в экономике. Официальные органы Украины предприняли эффективные действия для решения укоренившихся проблем и разрыва с прошлыми непозволительными мерами в политике. МВФ и международное сообщество поддерживают проведение Украиной программы реформ.