Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Характеристика и роль Международного валютного фонда в мировой экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Основные аспекты глобальной программы развития экономической политики

Ежегодно в МВФ утверждается глобальная программа мер экономической политики (ГПП). Глобальная программа мер экономической политики директора-распорядителя представляется два раза в год Международному валютно-финансовому комитету (МВФК), который является органом, определяющим политику МВФ[33]. В ГПП определяются проблемы политики, с которыми сталкиваются государства-члены МВФ, оцениваются успехи, достигнутые со времени предыдущей ГПП, намечаются ответные меры политики, необходимые на глобальном и национальном уровне, а также излагаются возможные методы поддержки этих ответных мер политики со стороны МВФ.

В ГПП, принятой на 2017 год, основное внимание уделялось мерам политики, направленным на то, чтобы вернуть мировую экономику на более прочный и надежный путь. В ней говорилось, что страны должны укрепить свою приверженность устойчивому глобальному росту и использовать трехсторонний подход, предусматривающий взаимно усиливающие рычаги экономической политики. Этому будут способствовать успешно функционирующий финансовый сектор и сотрудничество на глобальном уровне[34].

Денежно-кредитная политика в странах с развитой экономикой должна оставаться мягкой там, где разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства является отрицательным, а инфляция слишком низкой. Но денежно-кредитная политика должна сопровождаться другими мерами политики для обеспечения необходимой поддержки спроса, и она не может устранить структурные препятствия экономическому росту.

Нетрадиционные меры денежно-кредитной политики помогают поддерживать спрос, хотя очень низкие (и, в ряде случаев, отрицательные) процентные ставки могут также оказывать прямое влияние на рентабельность банков.

В странах с формирующимся рынком денежно-кредитная политика должна противостоять воздействию более низких валютных курсов на инфляцию и балансы частного сектора. В отношении налогово-бюджетной политики имеются веские аргументы в пользу внутренней координации мер политики. Некоторые страны по-прежнему страдают от высокого уровня долга, повышенных суверенных спредов и низкого уровня сбережений в государственном секторе и должны реализовать свои планы бюджетной консолидации, тогда как странам, располагающим бюджетным пространством, следует продвигаться к дальнейшему смягчению налогово-бюджетной политики. В случае ряда стран-кредиторов это также способствовало бы глобальному перебалансированию. Все страны также могут внести свой вклад, стремясь к более благоприятной для роста структуре доходов и расходов, в частности, к увеличению расходов на инфраструктуру в ряде стран. Структурные реформы со встроенными бюджетными стимулами могут принести позитивные результаты в ближайший период. Учитывая разнообразие структур экономики, последовательность приоритетов отдельных структурных реформ должна быть определена в соответствии с различиями в стадиях экономического развития и прочности институтов. В странах - экспортерах биржевых товаров и развивающихся странах с низкими доходами существенное значение имеют меры политики, направленные на содействие диверсификации экономики, и структурные преобразования. В отношении финансового сектора необходимы также решения для недопущения того, чтобы сворачивание операций во избежание риска создавало необоснованные препятствия для доступа к финансовым услугам, включая корреспондентские отношения между банками. Странам следует предпринять дальнейшие шаги в целях ускорения восстановления балансов частного сектора, избегая длительного процесса сокращения доли заемных средств, который ослабляет кредитный канал денежно-кредитной политики и повышает неопределенность[35].


Итак, подводя итоги, стоит отметить, что трехсторонний подход, применяемый совместно государствами-членами, может взаимно усиливать экономическую активность и снижать риски для финансовой стабильности. Необходимо также глобальное сотрудничество. К числу примеров относятся укрепление механизмов корректировки и обеспечения ликвидности, поддержка глобальной торговли, борьба с коррупцией и продвижение вперед в реализации программы реформ в области регулирования.

Заключение

Для предотвращения кризисов и поддержания стабильности в международной финансовой системе МВФ выполняет миссию наблюдателя за финансовыми и экономическими преобразованиями и изменениями в мире. Таким образом, фонд содействует международной валютной системе гармонично выполнять основную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами. Государства - участники фонда имеют определенную долю голосов, которая пропорциональна вносимой квоте. Российская Федерация обрела статус государства-члена Международного валютного фонда в апреле 1992 года, оплатив, в конвертируемой валюте двадцать пять процентов суммы своей подписки на капитал фонда.

Геополитическая и политическая напряженность в некоторых государствах усиливает ухудшение экономической ситуации из-за ужесточения финансовых условий и падения цен на отдельные виды биржевых товаров.

Аналитики постоянного представительства МВФ в России процитировали свои тезисы, в которых сказано о том, что система краткосрочных и долгосрочных санкций, введенная странами Евросоюза против Российской Федерации, на самом деле стимулирует российскую экономику, подталкивая на поиск альтернативных путей развития экономики. По оценкам международных экспертов фонда прогноз темпов роста мировой экономики на 2017 год снизиться на 0,1 пункта и будет составлять 3,4 процента. Российская экономика, по мнению аналитиков МВФ, в двухлетней перспективе будет расти в 2,5 раза медленнее китайской и в 2 раза медленнее японской.

Сопоставимые с РФ цифры будут демонстрировать Бразилия (3,0% и 4,0%) и Мексика (3,5% и 3,5%). Одновременно с ухудшением российского прогноза МВФ понизил и свои ожидания относительно роста мировой экономики. На фоне долгового кризиса в еврозоне организация ожидает, что в 2016-м глобальная экономика прибавит 3,3% (предыдущий прогноз – 4%), в 2017-м – 3,9% (4,5%). Фонд отмечает, что пересмотр прогноза по мировой экономике связан с ожиданием рецессии в еврозоне в 2016 году из-за резкого роста доходности суверенного долга, влияния на реальную экономику процесса снижения доли заемных средств банков и мер дополнительной бюджетной консолидации. МФВ сообщает, что восстановление мировой экономики находится под угрозой из-за усиления напряженности в зоне евро. Финансовые условия ухудшились, перспективы роста стали более мрачными, и риски ухудшения ситуации обострились. Эксперты МВФ выражают надежду на то, что большинству развитых стран все же удастся избежать повторной рецессии уровня 2008-2009 гг. Для этого европейским лидерам предстоит значительно активизировать усилия по борьбе с новым кризисом, предупреждает фонд. Темпы экономического роста в любом случае не внушают оптимизма, констатирует организация. ВВП самого проблемного региона – еврозоны – в 2016 году снизится на 0,5%, а в 2017-м увеличится всего на 0,8%, прогнозируют эксперты. Предыдущие ожидания МВФ для валютного союза – рост на 1,1% и 1,5% в 2016-2017 гг. соответственно. Рост доходности суверенных бондов, замещение банкам заемного капитала собственным, последствия мер жесткой бюджетной экономии – все эти тенденции повлияют на темпы роста европейской экономики. ВВП США, по оценкам экспертов МВФ, снизиться на 0,2% и в 2016 году составлял 2,2%. Американский прогноз по 2016 году не слишком снижен благодаря обнадеживающей динамике внутреннего спроса.


Экономика стран с формирующимся рынком и развивающихся стран будет снижаться и составит в 2016 году- 2,01% и 1,9% в 2017 году. По планам российского правительства, согласно утвержденному бюджету, с 2016 по 2018 год планируется увеличить ВВП до 87,5 триллиона рублей. Следовательно, ежегодный рост ВВП должен составить не менее 4%. Прогноз МВФ для российской экономики чрезвычайно пессимистичен по сравнению с ожиданиями других международных организаций и институтов. Организация Объединенных Наций (ООН) прогнозировала, что по базовому сценарию ВВП России в 2016 году увеличится на 1,2%, что на 0,3 процентных пункта ниже июньской оценки.

Также, ООН не исключает и негативного сценария - в этом случае российский ВВП упадет на 2,6%. Всемирный банк прогнозирует небольшой рост экономики в следующем году на 0,5%, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - на 2,1%.

Согласно официальному прогнозу российского правительства, ВВП государства в следующем году вырастет на 2,7%. В МВФ считают, что для создания необходимых резервов следует ужесточить бюджетную политику за счет сокращения субсидий, трансфертов и налоговых льгот, тогда как в бюджете на 2017 год предусмотрено увеличение расходов и смягчение бюджетной политики. В среднесрочной перспективе в качестве ориентира бюджетной политики МВФ рекомендует установить ограничение нефтегазового дефицита бюджета на уровне 3,7% ВВП. Прогноз аналитиков МВФ для России на 2017 год сохранен, экономика Российской Федерации выйдет из рецессии и рост составит 1%. Эксперты считают, что ожидания МВФ реалистичны. Международный валютный фонд советует России, разработать план действий на случай ухудшения ситуации в еврозоне и распространения кризиса на другие стран.

Список использованных источников

Книги

  1. Годин, М.Я. Международные экономические отношения: учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2016. – 596 с.
  2. Егоров А. В. Международная финансовая инфраструктура. ‑ М.: Линор, 2017 – 410 с.
  3. Жук И. Н. Международные финансы: учебное пособие. ‑ Мн.: БГЭУ, 2015 – 369 с.
  4. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения : учебник для вузов, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 543 с.
  5. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник / В.В. Любецкий. - Высшее образование Бакалавриат. – М.:КНОРУС,2017 – 452 с.
  6. Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс: учебник / А.С. Булатов под ред. и др. — Москва : КноРус, 2017 – 512 с.
  7. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их рег­ламентация: Внешнеторговый практикум. — М.: ИНФРА-М, 2016. – 163 с.
  8. Халевинская Е.Д.Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник / Е.Д. Халевинская. - 3-e изд. перераб. и доп.,2017 – 315 с.
  9. Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для бакалавров. – М.:ИНФРА-М,2017 – 512 с

Статьи в журналах

  1. Завадская В.В. Международный валютный фонд: проблемы и пути их решения//Сибирский торгово-экономический журнал. – 2016 – № 2 (23) – с. 73 – 75
  2. Ерпылева Н.Ю. Международные валютно-финансовые организации как субъекты международного банковского права // Журнал для деловых людей. - 2014. - №12(248). - С. 56–71.
  3. Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ//Экономика и социум. – 2017 - № 1 – с. 1016 – 1019
  4. Лашина А.С. Основные механизмы кредитвания МВФ//Экономика и социум. – 2017 - № 1 – с. 1104- 1109
  5. Науменко Т. В. Деятельностный подход как объяснительный принцип для институциональной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. - Т. 2. № 2. – с. 4–6.
  6. Терентьева К.Д. Международный валютный фонд: история, деятельность, отношения с Россией// Научно-методический журнал «Концепт». – 2016 Т 26 – с. 751 – 755
  7. Пакова О.Н. Международные валютные кредитные отношения России: проблемы и пути решения//Экономическая политика. 2 016 - № 12 – с. 28-32
  8. Столбова Е.Д. Характеристика современно деятельности международного валютного фонда и Международного Банка реконструкции и развития//Экономика и управление: проблемы и решения,2017 - № 3 – с. 12 - 16

Электронные ресурсы

  1. http://www.webeconomy.ru/ Перспективы мировой экономики
  2. http://www.imf.org Международный валютный фонд

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Организационная структура МВФ

Приложение 2

Краткие сведения об МВФ по состоянию на 01.01.2017 года

Приложение 3

Виды кредитования

  1. Егоров А. В. Международная финансовая инфраструктура. ‑ М.: Линор, 2017 – с. 105.

  2. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения : учебник для вузов, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – с. 56

  3. Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для бакалавров. – М.:ИНФРА-М,2017 – с. 89

  4. Ерпылева Н.Ю. Международные валютно-финансовые организации как субъекты международного банковского права // Журнал для деловых людей. - 2014. - №12(248). – с. 56

  5. Халевинская Е.Д.Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник / Е.Д. Халевинская. - 3-e изд. перераб. и доп.,2017 – с.109

  6. Халевинская Е.Д.Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник / Е.Д. Халевинская. - 3-e изд. перераб. и доп.,2017 – с.115

  7. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник / В.В. Любецкий. - Высшее образование Бакалавриат. – М.:КНОРУС,2017 – с. 111

  8. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их рег­ламентация: Внешнеторговый практикум. — М.: ИНФРА-М, 2016. – с. 188

  9. http://www.imf.org Международный валютный фонд

  10. Годин, М.Я. Международные экономические отношения: учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2016. – 596 с.с.115

  11. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их рег­ламентация: Внешнеторговый практикум. — М.: ИНФРА-М, 2016. – с. 196

  12. http://www.imf.org Международный валютный фонд

  13. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения : учебник для вузов, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – с. 122

  14. Науменко Т. В. Деятельностный подход как объяснительный принцип для институциональной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. - Т. 2. № 2. – с. 4

  15. Столбова Е.Д. Характеристика современно деятельности международного валютного фонда и Международного Банка реконструкции и развития//Экономика и управление: проблемы и решения,2017 - № 3 – с. 12

  16. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения : учебник для вузов, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – с. 104

  17. http://www.imf.org Международный валютный фонд

  18. Лашина А.С. Основные механизмы кредитования МВФ//Экономика и социум. – 2017 - № 1 – с. 1104

  19. Лашина А.С. Основные механизмы кредитования МВФ//Экономика и социум. – 2017 - № 1 – с. 1107

  20. Ерпылева Н.Ю. Международные валютно-финансовые организации как субъекты международного банковского права // Журнал для деловых людей. - 2014. - №12(248). – с. 56

  21. Лашина А.С. Основные механизмы кредитования МВФ//Экономика и социум. – 2017 - № 1 – с. 1107

  22. Науменко Т. В. Деятельностный подход как объяснительный принцип для институциональной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. - Т. 2. № 2. – с. 4–6.

  23. Терентьева К.Д. Международный валютный фонд: история, деятельность, отношения с Россией// Научно-методический журнал «Концепт». – 2016 Т 26 – с. 752

  24. http://www.imf.org Международный валютный фонд

  25. Пакова О.Н. Международные валютные кредитные отношения России: проблемы и пути решения//Экономическая политика. 2 016 - № 12 – с. 30

  26. Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ//Экономика и социум. – 2017 - № 1 – с. 1016

  27. Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ//Экономика и социум. – 2017 - № 1 – с. 1016

  28. http://www.imf.org Международный валютный фонд

  29. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения Учебник / В.В. Любецкий. - Высшее образование Бакалавриат. – М.:КНОРУС,2017 – с. 301

  30. Завадская В.В. Международный валютный фонд: проблемы и пути их решения//Сибирский торгово-экономический журнал. – 2016 – № 2 (23) – с. 74

  31. http://www.imf.org Международный валютный фонд

  32. Столбова Е.Д. Характеристика современно деятельности международного валютного фонда и Международного Банка реконструкции и развития//Экономика и управление: проблемы и решения,2017 - № 3 – с. 16

  33. http://www.imf.org Международный валютный фонд

  34. Науменко Т. В. Деятельностный подход как объяснительный принцип для институциональной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. - Т. 2. № 2. – с. 6

  35. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их рег­ламентация: Внешнеторговый практикум. — М.: ИНФРА-М, 2016. – с. 109