Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость(на примере ООО «ВОРКСЕРВИС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для применения вычетов необходимо иметь:

  1. Товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, которые облагаются НДС.
  2. Товары (работы, услуги) приняты к учету (должны быть в наличии первичные документы).
  3. Продавцом предоставлен правильно оформленный счет-фактура.

Возмещению подлежит та часть "входного" налога, которая превышает сумму исчисленного НДС. В этом случае может понадобиться представить документы для камеральной проверки.

Возмещение НДС, как правило, производится после окончания камеральной проверки, которая продолжается 3 месяца.

Подлежащая возмещению сумма может быть зачтена в погашение задолженности (недоимки, пеням, штрафам) по федеральным налогам, зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена на расчетный счет.

Возмещение НДС можно получить либо после окончания камеральной проверки[17] либо, в случае применения заявительного порядка возмещения НДС [18], – до завершения камеральной проверки.

После проведения камеральной проверки декларации по НДС налогоплательщик подает в инспекцию заявление на возврат и ему производится возврат НДС.

Вместе с декларацией предоставляется банковская гарантия и заявление о применении заявительного порядка возмещения налога [19], деньги возмещаются налогоплательщику за 12 дней, после чего проводится камеральная проверка.

Исключение! налогоплательщики, уплатившие за предыдущие 3 года более 7 млрд. руб. налогов могут не представлять банковскую гарантию [20].

Восстановлению подлежат ранее обоснованно принятые к вычету суммы НДС, например, в случаях, если приобретенные товары (работы, услуги), основные средства, перестанут использоваться для операций, облагаемых НДС, в других случаях, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ.

По основным средствам НДС восстанавливается в части, относящейся к остаточной стоимости основных средств (без учета переоценок).

Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Составлять и сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно. Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета. За непредставление декларации предусмотрен штраф[21].


Начиная с налогового периода 1 квартала 2014 года налоговая декларация по НДС представляется в электронном виде, а с 1 января 2015 года декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, но представлена на бумажном носителе, не считается представленной[22].

При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом налогообложения по НДС, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных операций и освобождены от обложения НДС. Их перечень является закрытым и установлен ст. 149 НК РФ, например:

- медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

- предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ

- медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

- услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

- продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях.

- услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

- услуг по перевозке пассажиров и т.д.

Если плательщик одновременно осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то он обязан вести раздельный учет таких операций[23]. Также если освобождаемый вид деятельности лицензируется, то налогоплательщик может применять льготу только при наличии лицензии. Налогоплательщик может отказаться от применения льгот[24].

2.2 ИСТОРИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ НДС

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость – НДС. Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС – относительно новый вид косвенного налогообложения.


В конце 80-х – начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют "европейским налогом", отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже – общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна – участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в "европейский" бюджет.[25]

Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй – созданием в 1948 г. системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать "локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 70-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах – членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран – членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС[26].


Основными причинами роста популярности НДС являются:

- возможность вступления в ЕЭС;

- стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

- НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота.

- НДС более эффективен по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил. В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.

В России НДС был фактически введен правительством Валентина Павлова. С 1 января 1990 года на всей территории Советского Союза действовал налог с продаж, который по методологии был близок НДС. В 1992 году правительством Егора Гайдара был принят закон "О налоге на добавленную стоимость", а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. "Надо было построить налоговую систему таким образом, чтобы она позволяла все время держать в равновесии бюджетные доходы и расходы", – констатирует г-н Ясин. Если страна получает доходы от прибыли и имущества, а расходы бюджета растут вместе с инфляций, в определенный момент возникает эффект Оливера-Танзи. В результате доходы и расходы растут с разной скоростью, а экономика очень быстро попадает в бюджетный кризис. При расчете НДС в условиях высокой инфляции доходы растут так же, как и расходы, поэтому бюджет остается сбалансированным.[27]

Другое неоспоримое преимущество НДС перед прямыми налогами – относительно простое администрирование в условиях коррупционной экономики. Собирать прямые налоги в развитых странах достаточно сложно. Прямые налоги граждане и бизнес должны платить по результатам своей деятельности, и государству необходимо прикладывать усилия, чтобы привлечь их к уплате. Делать это в развивающейся стране без соответствующих институтов очень сложно, поэтому проще брать деньги с транзакций. НДС проще администрируется в экономике, где высокая доля коррупции. Первоначальная ставка налога в России составила 28% – это был достаточно высокий уровень, вызвавший кризис трудоемких производств, где высока доля добавленной стоимости. Поэтому сначала ставка была снижена до 20%, а после 2004 года – до 18%.


Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней [28].

2.3 НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС

Налог на добавленную стоимость – этот вид налога всегда вызывает множество вопросов, а также является предметом спора с налоговыми органами. Споры происходят в основном по вопросам исчисления НДС, оформления первичных документов, возмещения (возврата, зачета) НДС, применения налоговых вычетов по НДС, учет авансовых платежей, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков НДС, администрирование данного налога, обложение НДС экспорта энергоносителей с использованием трубопроводного транспорта и др. И это не удивительно так как из приведенной ниже диаграммы видно, что НДС составляет наибольший процент бюджета РФ.

Ряд политических деятелей, выступают за отмену налога на добавленную стоимость (НДС). В частности Генеральный секретарь КПРФ Г.А. Зюганов в своем выступлении 12 февраля 2016 г. на Орловском экономическом форуме, упоминая о проблемах НДС, также предложил его отменить. Но отмена этого налога приведет к большим и практически ничем невосполнимым потерям доходной части бюджета НДС (этот налог по собираемости сравним с основным налогом РФ – налогом на прибыль).

Романов Борис Александрович, кандидат технических наук, доцент Московского авиационного института (МАИ-национальный исследовательский университет).

По данной причине мной были рассмотрены последние изменения и актуальные вопросы в исчислении, возмещении НДС и т.д.

И так: "Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса[29] Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. В случае если приобретенные товары (работы, услуги) не используются налогоплательщиком для операций, подлежащих налогообложению, то оснований для вычета сумм налога, предъявленных при их приобретении, не имеется"- Заместитель директора Департамента О.Ф. ЦИБИЗОВА Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-07-11/48110 от 17.08.2016.

Еще одним изменением является то, что о вычете входного и импортного НДС можно заявить в любом квартале в течение 3 лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг или имущественных прав.