Файл: Автоматизированная форма (Автоматизация бухгалтерского учета - основа эффективного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Второй этап был связан с развитием коммерческих структур и началом приватизации. Десятки тысяч создаваемых ТОО, АОЗТ и кооперативов нуждались в бухгалтерском учете. На волне всеобщей коммерциализации наблюдался бурный рост тиражируемых разработок, в значительной степени вытеснивших заказные. Энтузиастов-одиночек и временные трудовые коллективы сменили профессиональные группы специалистов, объединившихся в собственные компании, которые хотели получать прибыль с продаваемого тиража бухгалтерских программ. Именно тогда были образованы сегодняшние фирмы-лидеры: "1С", "Диасофт", "Омега", R-StyleSoftwareLab.

3) Современный (третий) этап развития бухгалтерских систем характеризуется созданием интегрированных программных средств, объединяющих несколько предметных областей автоматизации.

2. Бухгалтерский учет в условиях автоматизации и перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

Автоматизированная форма бухгалтерского учета базируется на методологии бухгалтерского учета и охватывает решение взаимосвязанных вопросов информационного, программного и технического обеспечения.

В статье проанализирован технический уровень формирования отчетности в соответствии с МСФО, рассмотрены три метода подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Исследованы возможности автоматизированного формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО посредством отечественных и зарубежных программных продуктов.

Следует отметить, что технология обработки учетной информации в автоматизированной системе бухгалтерского учета (АСБУ) и модель организации учетного процесса представляют автоматизированную форму бухгалтерского учета.

Современные технические средства автоматизированной обработки учетной информации должны развиваться на следующих принципах:

- рационализации форм учета;

- системности;

- целостности;

- адаптации автоматизированных информационных технологий к внешней среде;

- организации базы данных;

- автоматизации документооборота;


- автоматизации учетных функций.

Соблюдение данных принципов позволяет более рационально организовать технологию обработки учетной информации.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета отражает системный подход к описанию учетного процесса в условиях автоматизации в зависимости от выбранных вариантов моделей учета, технических средств и программного обеспечения. На основе выбранных вариантов моделей осуществляются процедуры получения совокупности учетных записей, которые служат исходной базой для составления аналитических и синтетических регистров, а также формирования бухгалтерского баланса и отчетности.

В условиях автоматизации значительное совершенствование техники учета характеризуется расширением аналитических и контрольных функций на основе методологического единства данных первичного учета и основных учетных регистров. Определенный набор учетных функций, заложенный в алгоритмы программы, позволяет автоматизировать элементы метода бухгалтерского учета - документацию, ведение счетов, двойную запись, оценку, калькуляцию и др.

Автоматизация бухгалтерского учета частично вносит следующие изменения в методику бухгалтерского учета:

- при автоматизированной модели документирования появляется возможность одновременно с созданием документа формировать типовые корреспонденции счетов, что значительно сокращает учетный процесс и позволяет своевременно создавать необходимые отчеты;

- повышается аналитичность расчетов за счет возможности добавления к отдельным бухгалтерским счетам дополнительных признаков аналитики, в результате чего на этих счетах, кроме учетных данных, могут отражаться плановые или нормативные показатели;

- ускоряется процесс калькулирования за счет увеличения скорости выполнения арифметических операций, повышается аналитичность информации калькуляционных листов благодаря одновременному использованию большого перечня статей;

- ускоряются процесс и неограниченная частота формирования бухгалтерской отчетности, а также повышается достоверность и аналитичность отчетности.

Таким образом, автоматизированная форма бухгалтерского учета базируется на методологии бухгалтерского учета и охватывает решение взаимосвязанных вопросов информационного, программного и технического обеспечения.

Далее проанализируем технический уровень формирования отчетности в соответствии с МСФО. Существуют три метода подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами:


- на основе параллельного учета, при котором каждый факт хозяйственной жизни регистрируется отдельно в каждом из параллельных видов учета. При построении параллельного учета показатели финансовой отчетности в соответствии с МСФО формируются на основе данных бухгалтерского учета согласно РПБУ;

- метод трансляции проводок, осуществляемый посредством перевода данных из регистров, составленных по российским стандартам, в записи иного учетного стандарта;

- метод трансформации отчетности, составленной согласно РПБУ, в отчетность, составленную в соответствии с МСФО. В этом случае показатели отчетности по международным стандартам формируются на основе данных отчетности по РПБУ, скорректированных на величину отличий в учете и отчетности.

Обычно при применении метода трансформации на предприятии минимизируются трудовые и временные затраты. Часто данный метод используется при переходе на метод параллельного учета по международным стандартам, который заключается в отражении в учете согласно МСФО каждой хозяйственной операции. Для крупного предприятия это технически невозможно без внедрения дорогостоящей системы автоматизации. Сложные интегрированные системы учета предъявляют существенные требования к формализации и унификации бизнес-процессов на предприятии, что приводит к перестройке системы бухгалтерского учета.

Выбор метода составления отчетности в соответствии с МСФО обычно обусловлен предполагаемыми затратами и целью внедрения международных стандартов в компании. Чем шире руководство планирует использовать информацию, подготовленную на основе МСФО (например, для целей управленческого учета и бюджетирования), тем чаще компании выбирают параллельное ведение учета. Такой метод эффективнее, поскольку позволяет строить систему внутренней отчетности компании на тех же принципах, что и внешней. Однако на практике для целей формирования отчетности в соответствии с МСФО наиболее широкое распространение получил вариант комбинирования параллельного учета и трансформации отчетности.

Рассмотрим возможности автоматизированного формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО посредством отечественных и зарубежных программных продуктов.

Как правило, крупные предприятия используют автоматизированные ERP-системы класса, которые по функциональным возможностям позволяют автоматизировать деятельность предприятия, т.е. вести финансовый и управленческий учеты, а также учет для целей налогообложения и формировать отчетность по российским и международным стандартам. Данные системы зарубежных производителей обычно ориентированы на западные методики учета и формирования отчетности согласно МСФО, однако они в той или иной степени адаптированы к ведению учета и по российским стандартам.


Все ERP-системы различаются по используемой системе управления базами данных (СУБД), т.е. ERP-системы для крупных предприятий рассчитаны на тысячи пользователей, а для средних предприятий данные системы подвержены меньшей нагрузке. Следовательно, производительность системы будет зависеть от используемой СУБД.

Система "1С: Управление производственным предприятием 8" предназначена для ведения учета и составления отчетности по российским стандартам, а также для подготовки отчетности согласно международным стандартам. В данной системе для учета и формирования отчетности в соответствии с МСФО разработана подсистема "Учет по МСФО" при поддержке компании "ПрайсвотepxaусКуперс" ("PricewaterhouseCoopers"). Система "1С: Управление производственным предприятием 8" позволяет готовить как индивидуальную, так и консолидированную отчетность в соответствии с международными стандартами.

Для средних предприятий ERP-системы по умолчанию содержат планы счетов, соответствующие российским и международным стандартам, а также прочие предварительные настройки, позволяющие сблизить два вида учета, что является положительным моментом в отличие от крупных ERP-систем.

В Плане счетов можно указать до 30 аналитических признаков (исключение составляет система "Галактика", которая представляет до шести уровней аналитики), причем названия счетов и аналитика к ним не фиксированы в системе, а настраиваются по желанию заказчика. Все аналитики имеют возможность интеграции в другие модули, поэтому их можно использовать не только в бухгалтерии, но и для других производственных целей.

Все автоматизированные системы являются многовалютными. Консолидацию отчетности можно проводить как по каждому юридическому лицу в отдельности, так и в целом по холдингу. Причем доступна полная и частичная консолидация по различным счетам. Счета в долларах и евро можно консолидировать с использованием разных курсов обмена валют, а также проводить коррекцию курса в ходе консолидации.

Все ERP-системы имеют встроенные возможности генерации стандартных (установленных в соответствии с законодательством) форм отчетов и настраиваемых произвольных отчетов: финансовых, аналитических, бухгалтерских, управленческих и др.

Внедрение и настройка ERP-систем осуществляются поэтапно:

- на первом этапе осуществляются обследование предприятия и разработка технического задания, в котором описываются все бизнес-процессы на предприятии, разрабатываются алгоритмы обработки данных, учетная политика, правила переноса проводок и т.д.;


- на втором этапе проводится настройка и модификация программного обеспечения;

- на третьем этапе организуется обучение пользователей;

- в завершение осуществляется тестовая и рабочая эксплуатация.

Следует отметить, что при составлении отчетности по международным стандартам методом параллельного учета в ERP-системах все хозяйственные операции регистрируются на основании первичных документов (либо подругам основаниям) в единой базе данных.

В программе настроено несколько алгоритмов формирования отчетности, исходя изданных этой базы: для отчетности по международным стандартам - в соответствии с требованиями МСФО, для национальной бухгалтерской отчетности - по российскому законодательству. В результате данные по каждой операции регистрируются в системе только один раз, а отчетность формируется всех видов.

В настоящее время не только крупные, но и средние предприятия, расширяя свою деятельность, стремятся выйти на международный рынок для привлечения иностранных инвестиций. Однако для этого они должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами. Рынок автоматизированных систем бухгалтерского учета для средних и малых предприятий достаточно велик, и определиться с выбором той или иной программы довольно сложно, так как отсутствует информация для пользователя, позволяющая оценить и сравнить функциональные возможности компьютерных программ.

Использование рассмотренных ERP-систем является дорогостоящим проектом внедрения для средних предприятий, поэтому необходима разработка методики формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО для средних предприятий посредством создания дополнительного модуля к автоматизированной системе бухгалтерского учета на примере программы "1С: Бухгалтерия 8" в целях минимизации финансовых, трудовых и временных затрат.

Данная программа была выбрана не случайно, ведь фирма "1С" разрабатывает компьютерные системы в сотрудничестве с Минфином России и Институтом профессиональных бухгалтеров России, что позволяет ей автоматизировать деятельность предприятий в соответствии с методологией ведения бухгалтерского учета в нашей стране. Автоматизированные системы бухгалтерского учета, созданные на платформе "1С" с унифицированным набором функциональных возможностей, позволяют расширить базовые функции в соответствии с моделью учетного цикла на предприятии, спецификой бизнеса, юридического статуса и других факторов, а также настроить программу под особенности ведения учета на предприятии.