Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов(.Теоретические основы деятельности органов Федерального казначейства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как отмечалось ранее, Федеральное казначейство является органом исполнительной власти, который осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Федеральное Казначейство принимает на себя бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств (бюджетное обязательство – признанная Федеральным казначейством обязанность совершать расходование бюджетных средств). Данная обязанность возникает на основе закона о бюджете и сводной бюджетной росписи [21].

Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период до трех месяцев. Они утверждаются Федеральным казначейством как подразделением Минфина России. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждаются главными распорядителями бюджетных средств. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств Федеральным казначейством в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета.

Имея уведомление о лимите бюджетных обязательств, получатели бюджетных средств могут осуществлять расходы в пределах выделенных им средств. Иными словами, они принимают на себя денежные обязательства, то есть заключают договоры на приобретение товаров и оплату услуг, составляют платежные документы и передают их в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство проверяет правомочность получателя и бюджетных средств осуществлять конкретные виды расходов (средства могут расходоваться лишь в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств), то есть списание средств с единого счета бюджета в пользу конкретных организаций[18].

2.2 Порядок участия органов Федерального казначейства в исполнении региональных и местных бюджетов

Организация казначейской системы исполнения бюджетов различных уровней в Российской федерации строится на принципах, которые вытекают из характера и состояния бюджетной системы (рисунок 1).

1. Научности

2. Централизации и децентрализации


3. Разграничения и совмещения функций

4. Единства правовой и нормативной базы

5. Единства требований к информации

Принципы организации казначейства

Рис. 1 – Принципы организации казначейской системы

1. Принцип научности является основой создания финансовой структуры, и означает, что организации системы казначейства строится на достижении науки, изучении и обобщении мирового опыта, а также учете тенденций и направлений изменяющейся среды экономики.

2. Принцип централизации и децентрализации означает создание казначейской системы на трех уровнях: Казначейства России, казначейских органов субъектов РФ и казначейств муниципальных образований как единой структуры.

3. Принцип разграничения и совмещения функций по уровням системы предполагает взаимодействие органов казначейства всех уровней.

4. Принцип единства правовой нормативной базы вытекает из самой природы устройства системы казначейства. Данный принцип подразумевает для всех органов общую правовую основу, единые стандарты учета, и другие элементы которые позволяют вести единообразную работу.

5. Принцип единства требований информации – один из главных в современных условиях. Эффективность деятельности любого казначейства системы определяется способностью прогнозировать, формулировать экономическую ситуацию исполнения бюджетов и использовании средств.

Необходимо рассмотреть порядок участия органов ФК РФ в исполнении бюджета региональных и местных бюджетов.

Приведенные выше принципы характеризуют разные стороны организации работы органов казначейской системы. Одновременность и комплексность их использования является основным условием развития, а также повышения эффективности управления, и оптимизации потоков в системе казначейства [14].

В соответствии с части 1 ст.166.1 БК РФ Федеральное казначейство производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.


Необходимо отметить, что от эффективности управления государственными бюджетными средствами зависит организация всего бюджетного процесса. Именно исполнение бюджета является главнейшей стадией бюджетного процесса, так как именно в рамках данного этапа происходит формирование и расходование денежных средств, которые, прежде всего, направлены на реализацию задач и функций государства на различных уровнях.

Как уже говорилось выше, система органов ФК построена по принципу централизации управления с учетом территориального разграничения полномочий структурных подразделений данной системы и входит в состав Министерства финансов Российской Федерации.

Исполнения бюджетов, как уже выяснилось, осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, и местном.

Необходимо рассмотреть особенности, а также проблемы исполнения бюджетов с использованием казначейских технологий на различных уровнях.

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ к предметам ведения РФ относится финансовое регулирование и федеральный бюджет.

Основы процесса исполнения бюджета местных уровней установлены:

- статьей 132 Конституции РФ, которая гарантирует муниципалитетам право на самостоятельное исполнение местного бюджета;

- Бюджетным кодексом РФ, который относительно региональных и местных бюджетов определяет общие принципы исполнения бюджетов.

Смысл статьи 7 Бюджетного кодекса РФ состоит в наделении Российской Федерации правом определения только основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений для соответствия федеративному устройству России. Из этого можно сделать вывод, что правовое регулирование исполнения бюджетов различных уровней в соответствии с принципом основ означает, что органы федеральной власти лишь определяют общие принципы реализации процесса, детализация которых осуществляется законодательными актами на местных уровнях.

Исполнение бюджетов по технологиям ФК РФ позволяет обеспечить реализацию права субъектов и муниципальных образований Российской Федерации иметь собственные бюджеты.

Основные функции исполнения бюджетов на уровнях субъектов и муниципальных образований выделяют следующие:

- формирование и утверждение сводной бюджетной росписи на основании бюджетных росписей, составляемых главными распорядителями бюджетных средств, в том числе контролем их качества;

- доведение уведомлений о выделяемых государственных средствах до распорядителей и конечных потребителей бюджетных средств;


- утверждение, изменение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и конечных потребителей бюджетных средств;

- обеспечение полного и своевременного поступления налогов и прочих платежей в бюджет;

- распределение налоговых и прочих платежей в бюджетную систему между ее уровнями, как полностью, так и в процентном выражении на постоянной и временной основе;

- формирование текущих прогнозов поступающих доходов;

- санкционирование государственных расходов;

- реализация расходования бюджетных средств;

- оперативно-кассовое прогнозирование расходов;

- учет операций и движения по доходам и расходам;

- управление государственным долгом, в том числе заимствование и возврат кредитов, обслуживание долга;

- формирование межбюджетных расчетов;

- формирование текущего, предварительного и последующего контроля при использовании бюджета [21].

К функциям органов ФК в субъектах РФ относятся кассовые операции по исполнению бюджета в частности их обслуживания, кроме транзакций, предполагающих циркулирование наличности. Среди таких функций:

- открытие единого счета бюджета регионального или муниципального уровня;

- контроль за соответствием поступивших доходов кодам бюджетной классификации России;

- осуществление кассовых операций по возврату излишне уплаченных в бюджет сумм доходов по поручениям администраторов этих доходов;

- осуществление кассовых операций по исполнению поступивших от финансовых органов платежных документов на списание с единого счета бюджета средств в оплату за выполненные работы, оказанные услуги и поставку товаров бюджетным учреждениям в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета;

- ежедневное доведение до финансовых органов сведений о состоянии единого счета бюджета, проведенных операциях по зачислению и списанию средств по этому счету в разрезе кодов бюджетной классификации РФ и бюджетополучателей [22].

Таким образом, можно сказать, что все органы Казначейства России – это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Минфином России или по согласованию с ним. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов Казначейства России.

Так же любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельно решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы казначейства не имеют права.


2.3 Основные направления по оптимизации деятельности Федерального казначейства

Федеральное казначейство России является одним из быстро развивающихся органов государственной власти, так как постоянное развитие, а также совершенствование обусловлено политическими, экономическими, технологическими, и другими изменениями в стране.

Основной задачей Федерального казначейства, является укрепление устойчивости, надежности, прозрачности финансовой системы Российской Федерации, обеспечение сохранности финансовых средств публично-правовых образований. Выполнив эту задачу, Федеральное казначейство выступает как единая платежная, учетная, контрольная и информационная система в области финансовой деятельности публичноправовых образований. Вместе с тем развитие современной казначейской системы невозможно без применения новых современных инструментов и оказания дополнительных услуг клиентам. Это позволяет эволюционно двигаться вперед, опираясь на накопленный опыт.

Дальнейшее развитие Казначейства России тесно взаимосвязано с реализацией таких проектов, как создание государственной информационной системы «Электронный бюджет»; реформирование системы казначейских платежей; систематизация и кодирование информации в социально-экономической области.

В рамках проекта по реформированию системы казначейских платежей предусматривается построение единого казначейского счета, через который будут осуществляться все платежи публично-правовых образований и получателей средств из бюджета. В перспективе своего дальнейшего развития Федеральное казначейство будет управлять всей ликвидностью единого казначейского счета, обеспечивая получение дополнительных доходов публично-правовыми образованиями пропорционально остаткам средств на счетах их бюджетов.

Реализация проекта по систематизации и кодированию информации в социально-экономической области предусматривает создание государственной информационной системы «единая информационная среда» в целях обеспечения наличия актуальной и достоверной информации во всех государственных информационных системах.

Реализация указанных задач и наделение Федерального казначейства новыми полномочиями существенно увеличат функционал Казначейства России. При этом необходимо отметить, что его выполнение будет осуществляться Федеральным казначейством без дополнительного ресурсного обеспечения в рамках имеющейся штатной численности.