Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов(.Теоретические основы деятельности органов Федерального казначейства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Развитие государства в значительной мере зависит от оперативности доступа к достоверной информации о состоянии государственных финансовых ресурсов, и от возможности эффективного управления ими. Правительству Российской Федерации нужно иметь актуальную отчетность об объемах поступивших доходов, а также об объеме и целевом характере осуществления расходов. Одним из главных поставщиков данной информации являются органы Федерального казначейства.

Консолидированная, а также обработанная информация Федеральным казначейством (далее – ФК РФ) позволяет Правительству Российской Федерации эффективно оценить работу органов государственного управления и получить четкое представление об экономических последствиях проводимой бюджетной политики.

Данная тема курсовой работы является актуальной, так как от деятельности Казначейства Российской Федерации зависит своевременное и полное получение информации, которая необходима для Правительства Российской Федерации, особенно в период существенных изменений во внешних экономических условиях страны.

ФК РФ принимает непосредственное участие в обеспечении и кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета, а также обеспечивает отражение в бюджетном учете и отчетности всех проведенных операций. Роль ФК РФ является значительной, так как на него возложено исполнение бюджета, осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета, а также иными централизованными финансовыми ресурсами, которые находятся в ведении Правительства РФ, расположение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.

Цель данной курсовой работы проявляется в изучении деятельности Федерального казначейства РФ, а также определении его роли в финансовой системе Российской Федерации.

Для достижения цели работе поставлены и решены следующие задачи:

- изучить правовые основы деятельности ФК РФ;

- изучить общие положения о ФК РФ, а также его нормативно-правовое регулирование его деятельности

- изучить правовой статус ФК РФ как субъекта финансового права

- рассмотреть задачи, полномочия, и функции территориальных органов ФК РФ;

- изучить порядок участия ФК РФ в обеспечении доходов, а также осуществлении расходов федерального бюджета;

- изучить порядок участия органов ФК РФ в исполнении региональных и местных бюджетов.


Объектом рассмотрения является Федеральное казначейство Российской Федерации.

Предметом данного исследования выступает правовое регулирование, и место ФК РФ в системе управления финансами.

В процессе исследования применялись различные методы: методы
группировки и сравнения, анализ и синтез, системно-структурный подход,
метод описания, метод обобщения.

Теоретической базой данной курсовой работы послужила учебная и научная литература современных авторов в области изучения деятельности Федерального казначейства.

Информационной базой послужили официальные данные Федерального Казначейства.

Поставленная цель, сформулированные задачи, объект и предмет исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованных источников и приложений.

Глава 1 Теоретические основы деятельности органов Федерального казначейства

1.1 Общие положения о федеральном казначействе и нормативно-правовом регулировании его деятельности

Понятие казначейства зародилось еще в Древней Руси, когда появилась должность казначея. История создания казначейских органов в России представлена на официальном сайте Федерального казначейства [25]. В частности, там указано, с расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов. В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

В 1775 г. были учреждены казенные палаты в губерниях (по одной в каждой губернии) и введена должность уездного казначея, обязанности которого включали прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. Он принимал деньги от плательщиков, немедленно выдавая им квитанции в получении. Если уездный казначей при приеме денег уклонялся от установленных правил, то плательщики обращались с жалобой в нижний земский суд, после чего земский исправник делал казначею напоминание о его должностных обязанностях и уведомлял Казенную палату [25].


В 1780 году были созданы два главных казначейства - в Москве и Санкт-Петербурге, в которые поступали все доходы государства.

В период реформ, проводимых императором Павлом I, важнейшим направлением которых стала попытка в 1796 году реорганизовать управление государством в направлении придания ему соответствующей степени централизации, а следовательно, управляемости страной из единого центра. Одним из самых примечательных изменений в организации управления центральными финансовыми органами стал вывод в 1796 — 1797 годах «казначейских» экспедиций сената из ведения генерал-прокурора и подчинения их Государственному казначею.

Первым государственным казначеем Российской Империи, согласно Высочайшему именному указу императора Павла I от 4 декабря 1796 года, был назначен граф Алексей Иванович Васильев.

В 1870–1880 годах функции Департамента Государственного казначейства и казенных палат расширились, и из учреждений исключительно счетных они превратились в счетно-податные. На основе нового кассового устава был открыт особый текущий счет Департамента государственного казначейства в Государственном банке для хранения и выдачи казенных сумм. На казначейские отделения казенных палат было возложено бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

Усложнилась деятельность уездных казначейств: после введения правил обращения сумм земских учреждений в кассах министерства финансов в обязанности уездных казначейств вменено проведение банковских операций по открытию текущих счетов, размену денег, уплате процентов по купонам, переводу денег. Обороты специальных средств и депозитов увеличили число отдельных счетов и записей в кассовых и бухгалтерских книгах.

В связи с проведением денежной реформы С. Ю. Витте средства государственного бюджета были пересчитаны с учетом их золотого эквивалента. В начале ХХ века была создана новая классификация расходной части бюджета. В условиях экономического роста и разнообразия хозяйственных укладов в России в каждом губернском и практически в каждом уездном городе действовали казначейства, исполнявшие многообразные и сложные функции, в числе которых, к примеру, было исполнение инструктивных документов для эвакуации из западных губерний казначейств в случае войны с Германией. Во время Первой мировой войны, когда система управления Российской империи начала давать сбои, Департамент Государственного казначейства функционировал достаточно слаженно и эффективно, обеспечивая финансовые потребности и фронта, и тыла.


Власть большевиков абсолютное большинство служащих казначейства не признало и отказалось выдавать государственные денежные средства советскому правительству. Руководство Департамента Государственного казначейства вынужденно подало в отставку, но государственная служба казначеев этим не завершилась. С весны и до осени 1918 года они руководили эвакуацией Департамента Государственного казначейства из Петрограда в Москву и одновременно работали в комиссии по правовой и финансово-экономической экспертизе условий Брестского мирного договора и разработке принципов взаимозачета России и Германии по возмещению убытков от Первой мировой войны.

В 1920 году казначейства как исполнительные органы финансового управления окончательно прекратили свое существование как в центре, так и на местах. В советское время в составе Наркомата (а позднее — Министерства) финансов СССР действовали Контрольно-ревизионное управление, Бюджетное управление и ряд других подразделений, частично исполнявших функции упраздненного казначейства. Кассовые и отчасти — контрольные полномочия 

Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации: закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации; обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год; определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств; установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств [2].

В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства. В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства.


С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства. Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [3]. В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе».

Согласно этого положения, «…Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [4].

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности Федерального казначейства как субъекта финансового права осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

2) Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. ред. от 15.04.2019);