Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов(.Теоретические основы деятельности органов Федерального казначейства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

4) Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе»

5) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

6) Приказ Казначейства России от 27.12.2013 N 316 (ред. от 20.12.2016) «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых Приказов Федерального казначейства».

Свою деятельность Федеральное казначейство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

1.2 Статус, задачи и полномочия Федерального казначейства

Федеральное казначейство Российской Федерации - это единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств

Федеральное казначейство Российской Федерации было создано указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864. Положение о Федеральном казначействе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе».

Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию - Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России».

Главные задачи Федерального казначейства РФ заключаются в следующем:

  1. организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета Российской Федерации;
  2. управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
  3. регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;
  4. контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств [17].

В соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество разнообразных функций, основными из которых являются :

  1. методологическое и методическое обеспечение;
  2. осуществление отдельных функций финансовых органов;
  3. обеспечение исполнения федерального бюджета;
  4. кассовое обслуживание;
  5. учет и распределение поступлений;
  6. ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
  7. ведение и обслуживание государственных информационных систем и т.д.

Также Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ.

В установленной сфере деятельности, Федеральное казначейство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Указанные ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

Необходимо отметить, что Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несомненно, что Федеральное казначейство обеспечивает эффективное кассовое обслуживание самых различных субъектов, что требует обеспечения прозрачности и законности при исполнении бюджета. В связи с этим на казначейство возложены следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открытие в Центральном банке и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств, установление режимов счетов федерального бюджета;


- открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- составление и представление в Министерство финансов информации и отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета РФ;

- осуществление прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета;

- осуществление подтверждения денежных обязательств федерального и т.д.

С целью реализации своих полномочий Федеральное казначейство имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам в установленной сфере деятельности;

2) давать разъяснения по вопросам в сфере бюджетной деятельности;

3) организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

4) применять предусмотренные законом меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение нарушений в бюджетной сфере, а так же меры по ликвидации последствий указанных нарушений [9].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, Федеральное казначейство - это платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований, которая способствует укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации, а также обеспечивая сохранность финансовых средств публично-правовых образований.

1.3 Территориальные органы Федерального казначейства. Их задачи, полномочия и функции

Территориальные органы Федерального казначейства расположены в 85 регионах страны. Они составляют вторую ступень структуры Казначейства. Одной из таких ступеней является и Управление Федерального казначейства по Оренбургской области. Деятельность этого органа регулируется на основании Приказа Казначейства России от 27.12.2013 N 316 (ред. от 20.12.2016) «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых Приказов Федерального казначейства» [6].


Далее рассмотрим задачи, полномочия и функции территориальных органов Федерального казначейства на примере Управления Федерального казначейства по Оренбургской области.

Итак, одним из территориальных органов Федерального казначейства является Управление Федерального казначейства по Оренбургской области. История казначейских органов в Оренбургской области началась совсем недавно, а именно, после принятия Указа Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 продолжалась с создания в 1993-1994 годах Управления и 39 отделений. С сентября 1994 года Управлению предоставлено право и доверено осуществление операций со средствами федерального бюджета на территории Оренбургской области.

В феврале 1995 года создано Бузулукское отделение. В марте 1995 года Управление и отделения приступили к учету доходов федерального бюджета и распределению регулирующих налогов между бюджетами разных уровней. В 1997 году открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства по Оренбургской области и созданы отделения по Северному и Южному административным округам города Оренбурга.

Для финансирования частей и подразделений Приволжского военного округа и силовых структур в апреле 1998 года образован отдел финансирования вооруженных сил, правоохранительных органов и сил обеспечения безопасности государства. С этого же времени Управление одним из первых в России приняло участие в эксперименте по финансированию воинских частей и подразделений Приволжского военного округа.

В 1999 году на территории Тоцкой дивизии открыт филиал отделения по Тоцкому району. В феврале 1999 года Минфином России территориальным органам Федерального казначейства предоставлено право защищать интересы казны России и выступать от его имени в судах. Приказом Управления от 21 июня 2000 года № 124-П создано отделение ЗАТО пос. Комаровский.

В апреле 2001 года комиссией Федерального казначейства проведена комплексная документальная проверка Управления. В 2002 году в Управлении централизован учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами на едином казначейском счете № 40101.В течение 2003 и 2004 годов осуществился переход Управления на единый казначейский счет № 40105.В 2005 году в Управлении и отделениях были открыты лицевые счета получателям средств областного бюджета и 613 муниципальных образований для осуществления кассового обслуживания их исполнения [25].

Денежные потоки областного и местного бюджетов аккумулированы на единых казначейских счетах № 40201 и 40204. В ноябре 2005 года заключены договора по взаимодействию Управления с клиентами через ППО «СЭД». Первыми клиентами, перешедшими на систему электронного документооборота, были Государственное образовательное учреждение «Оренбургский государственный университет» и Минфин Оренбургской области. В декабре 2005 года изменена организационно-штатная структура Управления. В связи с отменой функций последующего контроля в бюджетных организациях отдел контрольно-аналитической работы переименован в отдел внутреннего контроля.


С января 2006 года в Управлении и отделениях введено ППО «Центр-КС». С сентября 2006 года начал действовать сайт Управления Федерального казначейства по Оренбургской области. В июле 2006 года учет операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, осуществляется на едином счете № 40302, открытом Управлению [26].

В январе 2007 года создан отдел ведения федеральных реестров с целью выполнения государственных функций по ведению сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.

В июне 2007 года под председательством заместителя руководителя Федерального казначейства С.Е. Прокофьевым с участием начальника Операционного Управления Федерального казначейства Гришиным Д.С. в Управлении проведен семинар на тему «Вопросы совершенствования системы ведения реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации».

В 2007 году комиссией Федерального казначейства проведена комплексная документальная проверка Управления. В октябре 2007 года централизованы на уровне Управления безналичные операции по учету средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на едином счете № 40503. С ноября 2007 года на территории Оренбургской области начали функционировать 9 центров правового сопровождения деятельности отделений.

В 2009 году Управление и отделения перешли на новый порядок открытия и ведения лицевых счетов и порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [26].

В начале 2010 года впервые составлена карта показателей результативности деятельности Управления за 2009 год. С июля 2010 года Управление и отделения перешли на новое прикладное программное обеспечение «АСФК». Начиная с 2011 года, на уровне Управления централизована бюджетная отчетность по исполнению бюджетной системы Российской Федерации. В апреле 2011 года проведена оптимизация органов Федерального казначейства Оренбургской области в форме присоединения к Управлению 20 отделений. Исполняющей обязанности руководителя Управления в июне 2011 года назначена руководитель Бузулукского отделения Л.Б. Арцыбашева.

В настоящее время Управление Федерального казначейства по Оренбургской области осуществляющее деятельность на основе Положения об Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области, утвержденного Приказом Казначейства России от 27.12.2013 № 316 (далее - Положение об Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области), согласно которому Управление Федерального казначейства по Оренбургской области является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Оренбургской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства [6].