Файл: Система защиты информации в зарубежных странах (История развития систем защиты информации в зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До 1970 года в Германии (то есть в ФРГ) никто не занимался вопросами защиты персональных данных. Однако с тех пор все изменилось. Сегодня каждый гражданин Германии имеет право на защиту личной информации. Для контроля защиты личной информации была создана специальная структура из уполномоченных по защите персональной тайны. Ее главная особенность - независимость от любых государственных органов. В задачи уполномоченных входит проверка жалоб граждан о незаконном использовании их личных данных. Причем большая часть претензий предъявляется государственным структурам, в том числе и правоохранительным органам. Таким образом, независимость уполномоченных - это гарантия свободы граждан и надежная защита от произвола со стороны государства.

Большую пользу приносит федеральное ведомство по обеспечению безопасности в сфере информационной техники. В задачу этой организации входит координирование работы других структур по защите данных, сертификация и стандартизация средств безопасности. Кроме того, ведомство занимается пропагандой необходимости защиты данных, а также оказывает консультационные услуги в этой области (Столяров, 2010).

2.4. Организация защиты информации во Франции.

Правительство Французской Республики (далее Франция) рассматривает концепцию информационной войны, как совокупность двух главных элементов: военного и  экономического. Военная концепция видит место информационным действиям в контексте конфликтов малой интенсивности или в миротворческих операциях, т.е. предполагает несколько ограниченный характер. В этом контексте союзники не рассматриваются противниками.

Напротив, экономический элемент включает более широкий диапазон потенциального применения информационных операций. Французское представление конфликта в экономической сфере имеет более глубокое понимание в отличие от большинства других европейских стран. В этом случае французы не видят себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием США. Их подход к экономическому конфликту учитывает тот факт, чтобы быть и союзником и противником одновременно.

Франция активно формирует структуры по контролю ее  граждан в киберпространстве. По аналогии с американской системой «Эшелон» французы создали собственную версию этой системы, которая направлена на перехват фактически всех частных глобальных коммуникаций.


Французское военное руководство проявляет растущую озабочен­ность по поводу отставания национальных исследований в области ИВ от лидирующих в этой сфере США. В специальной записке, посвя­щенной указанной проблеме, начальник штаба ВС Франции, констатируя появление новой разновидности войны - ин­формационной- и пристальное внимание к ней со стороны США и ря­да других стран, призвал ускорить и расширить соответствующие на­циональные НИОКР.

Французские специалисты в области информационных технологий развернули обсуждение роли и значе­ния ИВ в современных условиях. По их мнению, ход войны в Персид­ском заливе показал, что информационное оружие выходит на первое место среди применяемых в современной войне видов вооружений. Это явилось причиной ускорения ряда европейских программ в облас­ти средств коммуникаций. В то же время меры европейских государств по увеличению собст­венного потенциала информационного оружия, по мнению аналитиков французского Центра исследований стратегических технологий (Centre de recherche et d'etudes sur les strategic tecnologiques), наталкиваются на серьезное противодействие США. Стремясь затормозить собствен­ные разработки европейцев, США даже идут на продажу по демпинго­вым ценам космических систем слежения и контроля линий связи, предоставляют доступ к накопленным базам данных.

Эксперты Института международных отношений и стратегических исследований (Institut de relations intemationales et strategiques) полага­ют, что сегодня союзники США по НАТО находятся в серьезной военной зависимости от них, поскольку в своих систе­мах вооружений широко используют американское программное обес­печение (в частности, указывают на систему позиционирования фран­цузских ракет).

Анализируя новые аспекты американской военной доктрины, на­правленные на достижение победы бескровными методами при мини­муме потерь, французские специалисты обращают внимание на то, что главным средством является не контроль над территорией, а полное господство в «инфосфере», представляющей собой совокупность ин­формационных систем и сетей связи на планете. При этом война при­обретает виртуальный и невидимый характер, что позволяет добиться решающего преимущества, не разворачивая боевых действий.

Указывая на эту особенность устремлений США, ряд не связанных с Министерством обороны Франции экспертов из Центра исследований в области социальных наук критику­ют существующие программы военных инвестиций. По их мнению, французские военные находятся под впечатлением успехов США в об­ласти применения высокоточного оружия и систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и упускают значительно большую составляющую ИВ - средства конт­роля за информацией.


Французские вооруженные силы, в отличие от американских, не располагают высокими технологиями, позволяющими осуществлять открытое или неявное руководство операциями. Следовательно, они могут оказывать на поле боя лишь второстепенное значение, быть придатком американских высоких технологий и нести непосредственные потери.

В настоящее время во Франции создается информационно-анали­тическая система поддержки принятия решений высшего руководства страны в любых кризисных ситуациях. Основная цель разрабатываемой системы - обеспечение высших органов государственного управления необходимой информацией, мо­делирование реальной обстановки в развитии, подготовка прогнозов и рекомендаций.

По мнению руководителей Центра исследований стратегии и технологии, Франция должна изменить свою политику в области информационных разработок и финансирования военного производства, отдав приоритет информационным системам, в том чис­ле разведывательным спутникам, телекоммуникационным сетям, сред­ствам управления, и при этом активно использовать средства граждан­ской информатики. Кроме того, учитывая темпы развития электро­ники и информатики, представленных во всех системах вооружений, необходимо увеличить срок службы материальной части, осуществляя регулярную модернизацию за счет электронно-информационных ком­понентов. А также необходимо значительно увеличить долю расходов на системы, позволяющие осуществлять моделирование как на всех этапах создания систем вооружений, так и на этапе их боевого применения, что обеспечит высокий уровень технологических иссле­дований.

Франция уделяет особое внимание вопросу защиты своих информационных ресурсов от несанкционированного проникновения и манипулирования.

Разработкой стратегических направлений политики по обеспече­нию национальной безопасности занимается объединение CLUSIF (Club de la securite informatique francaise), являющееся по своему статусу открытой ассоциацией юридических и физических лиц, работающих в области информатики. CLUSIF пользуется полной поддержкой госу­дарства и имеет тесный контакт со спецслужбами.

Французские эксперты полагают, что наилучшую защиту инфор­мации в сетях обеспечивают только методы шифрации. В связи с этим ведется активное внедрение криптографического программного обес­печения и оборудования в наиболее важные системы. Работы по соз­данию соответствующих устройств осуществляются фирмами Thom­son, Sagem, Matra.

Анализ оценок французских экспертов показывает, что угроза ИВ воспринимается как реальная, однако защитные действия по предотвращению или снижению вероятности угрозы наталкиваются на инерционность системы военных расходов и недостаточное осозна­ние всех возможностей информационного оружия, которые далеко вы­ходят за рамки традиционных средств защиты информации.


Структура спецслужб Франции

Общий штат разведсообщества Франции составляет около 12779 сотрудников, работающих в службах, подчиненных трем разным министерствам. Три службы действуют под эгидой Министерства обороны (http://www.defense.gouv.fr). Прежде всего, это Генеральная дирекция внешней безопасности (DGSE). Служба была создана согласно декрету от 2 апреля 1982 года и лишь формально подчиняется министру обороны.

Министерству обороны подчиняются еще две спецслужбы. Во-первых, это созданное в 1992 году Управление военной разведки (DRM). Во-вторых, это Управление военной контрразведки (DPSD), которое было создано в 1981.

Среди специальных служб необходимо также упомянуть и жандармерию (Gendarmerie), одной из задач которой является проведение разведдеятельности – каждое подразделение жандармерии имеет разведотдел. 

Две спецслужбы подчинены Министерству внутренних дел. Во-первых, это созданная после Второй мировой войны контрразведка (DST). Во-вторых, существует еще Служба генеральной разведки (RG), которая также отвечает за внутреннюю безопасность. В связи с небольшим объёмом информации об Управлении военной контрразведки, циркулирующим в открытых источниках, в рамках данной книги будут рассмотрены подробно только Генеральная дирекция внешней безопасности и Управление военной разведки.

Генеральная дирекция внешней безопасности – главная военная разведка Франции (Direction Generalе de la Securite Exterieure /DGSE/ )

Штаб-квартира DGSE расположена в 20-м округе Парижа. DGSE была создана на основе нескольких различных спецслужб, действующих во время Второй мировой войны. С целью освобождения Франции в 1942 году было создано Центральное бюро информации и действия (BCRA), штаб-квартира которого с ноября 1943 года действовала с территории Алжира, получив к тому времени название «Главный директорат спецсил» (DGSS). 6 ноября 1944 года разведывательные сети движения сопротивления были интегрированы в систему DGSS, который был переименован в «Директорат изучения и исследований» (DGER). В 1946 правительство Четвертой республики сформировало Службу внешней документации и контршпионажа (SDECE), которая напрямую подчинялась премьер-министру. Это ведомство принимало активное участие в проведении спецопераций на территории Камбоджи, Лаоса и Вьетнама.

В 1962 году Президент Франции Шарль Де Голль переподчинил SDECE министру обороны, ограничив круг его задач только военными вопросами.

В 1982 года SDECE была переименована в DGSE. Структура DGSE представлена на рис. 4.4.


В компетенцию DGSE входит широкий спектр задач и обязанностей:

  • сбор и анализ информации, относящейся к безопасности Франции;
  • выявление и предупреждение подрывной деятельности против Франции за ее пределами;
  • в необходимых случаях проведение в национальных интересах совершено секретных операций.

Руководитель

Директорат технического обеспечения

Административный директорат

Директорат стратегического развития

Директорат разведки

Директорат специальных операций

Рис. 4.4. Структура DGSE

Несмотря на подчинение Министерству обороны, в штате управления большинство сотрудников – гражданские лица. Судя по информации, публикуемой в средствах массовой информации, в последнее время происходит интенсивный набор специалистов высокого класса в таких отраслях, как экономика, информатика, точные науки.

Управление военной разведки (La Direction du Renseignement Militair /DRM/)

Управление было создано 16 июня 1992 года для планирования, координации и руководства подразделениями военной разведки после войны в Персидском заливе. Служба DRM была сформирована на основе Центра эксплуатации военной разведки (CERM - Centre d'Exploitation du Renseignement Militaire), Центра информации электромагнетической радиации (CIREM - Centre d'Information sur les rayonnements Electrotmagnetiques), Центра аэрофотосъемки (Centre l'Interpretation Interarmees de l'Imagerie), армейского подразделения HELIOS (l'Unite Interarmees HELIOS) и второго бюро армии и ВВС. Морская разведка не вошла в структуру DRM и осталась в подчинении Бюро иностранных дел (BRE), входящего в состав штаба флота.

Однако позднее из только военной разведки DRM стала превращаться в политическую и стратегическую разведку, войдя в сферу компетенции DGSE. Между тем DRM не является спецслужбой, она не занимается обеспечением внутренней безопасности – DRM не проводит «активных мероприятий». Сфера деятельности DRM ограничивается анализом информации со спутников-шпионов и другими данными радиошпионажа. Структура DRM показана на рис. 4.5.

Директор

Директорат по работе с кадрами

Научно-исследовательский директорат

Директорат технической поддержки

Эксплуатационный директорат

Директорат обеспечения и вооружения

Рис. 4.5. Структура DRM

Штаб-квартира DRM находится в Париже, а подразделения технической разведки в Крейле и Страсбурге. Они включают:

  • Управление исследований - une sous-direction Recherche (SDR)
  • Управление эксплуатации - une sous-direction Exploitation (SDE)
  • Управление вооружений - une sous-direction Armements-Prolifération (SDA)
  • Техническое управление - une sous-direction Technique (SDT)
  • Управление кадров une sous-direction Ressources humaines – formation ( SDH)