Файл: Система защиты информации в зарубежных странах (История развития систем защиты информации в зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной идеей создания универсального режима международной информационной безопасности, по мнению Российской Федерации, могло бы стать обязательство государств не прибегать к действиям в информационном пространстве, целью которых является нанесение ущерба информационным сетям, системам, ресурсам и процессам другого государства, его инфраструктуре, подрыв политической, экономической и социальной систем, массированная психологическая обработка населения, с целью дестабилизации общества и государства.

В соответствии с резолюциями ГА ООН в декабре 2003 года в Женеве прошла Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Эта встреча явилась первым международным форумом, на котором обсуждение вопросов, связанных с глобальными процессами информатизации, было поднято на самый высший политический уровень и состоялось в столь широком геополитическом масштабе в диалоге с представителями деловых кругов и гражданского общества. В саммите участвовало свыше 11 тысяч человек из 176 стран мира, включая представителей международных организаций. В ходе встречи информационная безопасность находилась в центре международного внимания. Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на Всемирной встрече, были вопросы доверия и безопасности при использовании информационно-телекоммуникационных технологий. Речь шла о том, что преимущества, которые может предоставить использование информационно-телекоммуникационных технологий, в полной мере могут быть реализованы лишь в случае надежности и безопасности соответствующих технологий и сетей и отказа от их использования в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

В этой связи участники Всемирной встречи выразили опасение относительно того, что информационно-телекоммуникационные технологии могут оказывать негативное воздействие на безопасность государств и признали необходимость предотвращения использования информационных ресурсов или технологий для преступных или террористических целей. В качестве одной из мер, которые можно было бы предложить для решения проблем международной безопасности, участники назвали рассмотрение существующих и потенциальных угроз для безопасности информационных и коммуникационных сетей. Страны-участники согласились внести вклад в реализацию усилий ООН, направленных на оценку состояния информационной безопасности, а также рассмотрение вопроса о разработке, в долгосрочной перспективе, международной конвенции. Итогом Всемирной встречи стало принятие двух документов – Декларации принципов и Плана действий. Они охватывают различные аспекты формирования глобального информационного общества и базовые направления межгосударственного взаимодействия в этой сфере, включая создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, безопасность при использовании информационно-телекоммуникационных систем, обеспечение доступа к информации, инфраструктуре и услугам на их базе [5].


Одним из принципов информационного общества, зафиксированных в Бухарестской декларации Общеевропейской конференции, стал принцип укрепления доверия и безопасности при использовании информационно-телекоммуникационных технологий. Он подразумевает разработку "глобальной культуры кибербезопасности", которая должна обеспечиваться путем принятия упреждающих мер и поддерживаться всем обществом при сохранении свободы передачи информации. Государства, принявшие участие в конференции в Бухаресте, пришли к пониманию того, что "информационно- телекоммуникационные технологии могут использоваться в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, а также негативно воздействовать на целостность инфраструктуры внутри отдельных государств, нарушая их безопасность". Было принято решение также о том, что необходимо "предотвращать использование информационных ресурсов или технологий в преступных или террористических целях".

В Токио в январе 2003 года прошла Азиатская конференция, результатом которой стала разработка Токийской декларации. В этом документе, который приняли представители 47 стран, 22 международных и 116 неправительственных организаций, а также представители 54 частных компаний, выделены "приоритетные области действий" в области информационно-телекоммуникационных технологий. Важное место в их числе занимает вопрос обеспечения безопасности информационных технологий и средств. Признавая принцип справедливого, равного и адекватного доступа к информационно-телекоммуникационным технологиям для всех стран, особое внимание стороны полагают необходимым уделить угрозе потенциального военного использования ИТК. Страны - участники также согласились с необходимостью усилить региональное и международное сотрудничество с целью укрепления безопасности инфосферы. Впервые было высказано мнение о том, что эффективное обеспечение информационной безопасности может быть достигнуто не только технологически, но и организационно, для этого потребуются усилия по правовому регулированию вопроса и выработке соответствующих национальных политик.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному можно уверенно сказать что знание о системах защиты информации в ведущих зарубежных странах, является одним из важнейших в специальной подготовке специалистов по защите информации. Мировой опыт становления и современное состояние защиты информации с учётом национальных особенностей развитых зарубежных стран необходимо учитывать при разработке планов систем защиты информации в Российской Федерации на различных уровнях обеспечения информационной безопасности.


Содержание курсовой работы не является обобщением всего многообразия вопросов становления и функционирования систем защиты информации в зарубежных странах.Построение систем защиты информации в нашей стране становится все более актуальным в условиях активизации внешних угроз, таких как приближение НАТО вплотную к границам России, проведение широкомасштабных операций информационно-психологической войны, агрессивная политика ряда стран СНГ по отношению к РФ и т.д.

В результате анализа проделанной работы в направлении обеспечения международной информационной безопасности можно говорить о формировании международного информационного законодательства. Таким образом, современная ситуация характеризуется появлением нового “измерения” системы международной безопасности.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Аверченков, В.И. Аудит информационной безопасности: учеб. пособие/В.И. Аверченков. – Брянск: БГТУ, 2005 – 269 с.
  2. Семкин, С.И. Основы организационного обеспечения информационной безопасности объектов информатизации: учеб. пособие. / С.И. Семкин, Э.В. Беляков, С.В. Гребнев, В.И. Козичок – М: Гелиос АРВ, 2005 – 192 с.
  3. Современные международные отношения: учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. — 584 с.
  4. Вепринцев, В.Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии, краткий энциклопедический словарь. / Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003 – 312 с.
  5. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны/ А.В. Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов — М.: Горячая линия-Телеком, 2003 г. — 541 с.
  6. Панарин, И.Н. Информационная война и дипломатия. / И.Н. Панарин – М.: "Городец-издат", 2004г. – 527 с.
  7. Панарин, И.Н. Информационная война и мир / И.Н. Панарин, Л.А. Панарина – М.: Олма-Пресс, 2003г. – 384 с.
  8. Панарин, И.Н. Технология информационной войны / И.Н. Панарин – М.: КСП+, 2003г. – 320 стр.
  9. Ганн, Шувэй. Некоторые вопросы о законотворчестве в области компьютерных систем // Вестник Государственного института работников прокуратуры. 2002. № 3.
  10. Домарев, В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход / В.В. Домарев – К: ООО «ТиД», 2004. – 914с.
  11. Расторгуев, С.П. Информационная война. Проблемы и модели. Экзистенциальная математика: учебное пособие / С.П. Расторгуев – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 240 с.
  12. Петренко, С.А. Лучшие практики создания корпоративных нормативных документов по безопасности. Информационно-методический журнал «Защита информации. Инсайд», - 2005 - №№ 5,6.
  13. Мухин, В.И. Информационно-психологическое оружие / В.И. Мухин, В.К. Новиков – М., 1999. – 100 с.
  14. Аверченков, В.И. Организационная защита информации: учеб. пособие для вузов/ - В.И. Аверченков, М.Ю. Рытов. - Брянск: БГТУ, 2005.-184 с.
  15. Скрыль С.В. Основы информационной безопасности: Учебник / В.А. Минаев, С.В. Скрыль, А.П. Фисун, В.Е. Потанин, С.В. Дворянкин. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2001. – 464 с.
  16. Исследовательский центр Агентура.ru [Электронный ресурс] – досье: http://www.agentura.ru/dossier/
  17. Информационный бюллетень Jet Info. № 6 2002 [Электронный ресурс]. А. Леваков, Анатомия информационной безопасности, статья. - http://www.jetinfo.ru/
  18. Центр исследования компьютерной преступности [Электронный ресурс]. Г. Маклаков, Научно-методологические аспекты подготовки специалистов в области информационной безопасности, статья - http://www.crime-research.ru/
  19. Обзор зарубежного законодательства в области информационной безопасности [Электронный ресурс], статья - http://www.intuit.ru/department/security/secbasics/4/4.html
  20. Информационный портал Центразия [Электронный ресурс] М.Сергеев, Китайский арсенал. Гегемония посредством... Интернета, статья - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1118909280
  21. Журнал «Информационное право» [Электронный ресурс]. Е.К. Волчинская, Интернет и право: состояние и перспективы правового регулирования, статья - http://www.infolaw.ru/lib/2005-1-internet-and-law
  22. Окинавская Хартия глобального информационного общества [Электронный ресурс] - http://www.ifap.ru/ofdocs/okinhar.htm

Закон о Разведывательных Службах Великобритании, 1994 г. [Электронный ресурс] - http://ord-ua.com/categ_1/article_45938.html