Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития ( Становление и суть местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

На территории Российской Федерации власть разделена территориально. Имеется государственная власть, охватывающая территорию всей страны, власти региона охватывают меньшую территорию, зависящую от их региона или области, и местная власть (управление на местах) соответственно управление муниципалитета. Местное самоуправление означает власть народа и является достаточно противоречивым аспектом правления.

Целью написания данной работы является изучение становления и развития местного самоуправления на территории Российской Федерации, рассмотрение правовой основы процесса местного самоуправления, и выявление тенденций развития местного самоуправления на территории страны.

Актуальность темы определяет процесс идеализации совокупности всех аспектов местного самоуправления, от которого зависит выявление недостатков и их устранения в сфере местного самоуправления.

Для улучшения качества жизни населения необходимо приводить процесс местного самоуправления к все более усовершенствованному варианту.

Начиная с 2003 года на территории страны начался новый этап по проведению процесса местного самоуправления, причиной этому явилось создание Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Данный этап был направлен на обеспечение самостоятельности муниципальных органов власти как экономической, политической, так и социальной. Все действия, связанные с началом нового этапа, предполагали настрой на повышение ответственности всех должностных лиц и органов власти за ситуацию в муниципалитете и привести к том что принятие решений и указов на муниципальном уровне тщательней будут прорабатываться и обдумываться.

Объектом исследования данной работы является изучение местного самоуправления Российской Федерации на современном этапе. А также отношения создающиеся в процессе участия граждан на местное самоуправление.

Предметом данной работы изучение правовой базы местного самоуправления.

Этапы изучения работы:

- Изучение понятия и сущности местного самоуправление.

- Проведение анализа нормативной и правовой базы для местного самоуправления.

- Выявление тенденций развития местного самоуправления на территории Российской Федерации.

В данной работе были применены действующие законодательные акты Российской федерации, статистические данные.


Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы

1. Становление и суть местного самоуправления

1.1. Местное самоуправление: сущность, задачи, цели

Период происхождения и развития местного самоуправления в России обусловливает необходимость теоретического обдумывания данных процессов в правовом аспекте, используя анализ исторического прошлого, зарубежного опыта и современных тенденций. [28]

Ориентируясь на Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает ограничение прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. Число жителей поселения не может служить препятствием в осуществлении прав граждан на местное самоуправление.

Местное самоуправление - организация деятельности граждан, обеспечивающие собственное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории[1]. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения с целью улучшения качества жизни населения увеличения ее вклада в развитие всего общества. Особенными элементами повышения уровня этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.

Осуществление деятельности местных органов самоуправления всегда тесно связано с административно -территориальным делением государственных территорий. Не может противопоставляться центральной власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства.


Местное самоуправление создано с учетом некоторых целей. Наверно, не основной, но все же достаточно важной является уход от централизованной власти государства. А также создание эффективного самоуправления на местах, что привело бы к выполнению более важных целей, которые могли бы выступать главными.

Основной и, наверное, главной целью создания системы местного самоуправления — является улучшение качества жизни местного населения и увеличение его вклада в развитие всей страны. А вот повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов — является основой увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного общества.

Именно на решение вопросов местного значения направлена деятельность органов местного самоуправления. Отдельные территории государства имеют свои особенные нужды, которые лучше всего знают удовлетворяют органы местного самоуправления. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие обще региональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Интересы органов местного самоуправления находятся в тесной связи с общими интересами государства. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

Управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность – является само ответственностью, что можно отнести к одному из принципов местного самоуправления на основе которого базируется вся постановка работы. Широкий круг вопросов относится к предметам ведения местного самоуправления, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальные образования должны обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность.

Методы, применяемые в местном самоуправлении (Рисунок 1)

- экономические;

- организационно-распорядительные;

- социально-психологические.

Рис.1. Методы, применяемые в местном самоуправлении

Наибольший эффект может быть достигнут только при их сочетании, так как они тесно взаимосвязаны.


Местное самоуправление обладает определенными признаками, среди которых можно отметить такие как:

- наличие у муниципального образования собственности и автономного бюджета;

- существование и реальное функционирование местных представительных органов;

- отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему органу власти;

- соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;

- реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;

- выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления;

- свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;

- гарантия социальной защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.

При организации работы местного самоуправления имеются плюсы и минусы, плюсами являются следующие аспекты:

1. Местное общество получает полную свободу решения всех экономических, социальных, политических и других вопросов местного значения исходя из интересов населения, соответствующего муниципального образования и особенностей его развития.

2. Местное общество приобретает реальное право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, определять целесообразность, направления, условия и сроки ее приватизации и муниципализации на местах.

3. Расширяется бюджетная самостоятельность, которая гарантируется федеральным законом. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

4. Местное самоуправление предусматривает гарантии и обеспечение минимальных государственных социальных стандартов по основным показателям уровня качества жизни.

5. Создаются благоприятные условия для развития народовластия.

Население, образующее местное общество, приобретает полную свободу в выборе и использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей и т. д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества право на проявление творческой инициативы в правовых рамках по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в соответствии с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — обнародованию для всеобщего сведения.


Местное самоуправление — это противовес всесилию и злоупотреблению центральных государственных структур. Реальное участие в местном самоуправлении предоставляет населению возможность для получения политического образования. Общие задачи, совместная деятельность людей их общая ответственность положительно влияют на развитие демократии.

Противники развития местного самоуправления в России утверждают, что, в конечном счете, оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и ущемлению национальных интересов, а также к различному уровню жизни на территории одной страны – одного государства. Однако такие мнения противоречат опыту существования местного самоуправления в странах с развитой рыночной экономикой, где в данное время не наблюдается таких негативных последствий.

Существование местного самоуправления допускается лишь при определенных условиях:

- Гарантия соблюдения общегосударственных интересов.

- Обеспечение территориальной целостности, суверенитет и безопасность государства.

- Сохранение единого экономического пространства, не разграниченное таможенными, финансовыми и иными барьерами, что способствует свободному перемещению товаров и услуг на всей территории государства.

В процессе работы местного самоуправления возможно появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических связей, возникновение трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ и многие другие. Но эти явления возможно полностью исключить при правильной организации местного самоуправления, при правильной постановке задач.

Задача местного самоуправления - желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся набором количественных и качественных данных или параметров этого результата. Задачи местного самоуправления предопределяются его целями.

Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих комплексов задач. Можно сказать, что цель становится задачей, если указан срок ее достижения и конкретизированы количественные и качественные характеристики желаемого результата.

Задачи, как и цели, имеют свою иерархию, последовательность и взаимосвязь. Задачи можно классифицировать, выделить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; общие и частные; главные, побочные и обеспечивающие; конечные и промежуточные; и т.д.