Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития ( Становление и суть местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— на повестку дня встает ряд вопросов совершенствования российского федерализма, региональной политики, региональной экономики; о местном самоуправлении говорится как о неотъемлемом элементе и того и другого;

— увеличение количества мероприятий, на которых рассматривается комплекс проблем взаимодействия регионов и муниципальных образований (эти вопросы возникали, например, в контексте обсуждения стратегического развития, разграничения полномочий, соразмерности финансирования и др.);

— местное самоуправление звучит в контексте обсуждения особенностей пространственного развития территории, трансформации ее в «территорию, комфортную для проживания»[6];

— в мероприятиях, посвященных собственно местному самоуправления стараются обсуждать особенности вовлечения населения в местное самоуправление. Это говорит об определенном смещении акцентов.

— меньше говорится об обособленности, самостоятельности местного самоуправления, но больше о необходимости комплексного подхода, важного для развития территории. В весенний период 2016 года в Совете Федерации появился проект основных направлений государственной региональной политики в Российской Федерации, в экспертных кругах усилилась дискуссия о важности разработки и концепция развития местного самоуправления. На этом фоне особо следует выделить выездное совещание, которое было проведено 20 июня 2016 года в Якутске[7] и в работе которого приняли участие представители всех ключевых федеральных органов государственной власти, деятельность которых связана с вопросами развития федерализма.

Ежегодно проводится огромное количество разноплановых мероприятий, посвященных местному самоуправлению. Это и экспертные дискуссии, проводимые специализированными организациями[8] , и крупные форумы[9] . Вместе с тем следует отметить, что на крупнейших российских экономическом и юридическом форумах в 2016 году впервые были сформированы площадки, на которых проводились экспертные дискуссии по вопросам местного самоуправления. Что говорит о том, что обсуждение муниципальной тематики переходит на качественно иной уровень — о нем говорят на довольно высоком экспертном и политическом уровне; о нем говорят в контексте обсуждения региональной экономики. В январе 2016 года в Москве в рамках Гайдаровского форума 2016 прошла экспертная дискуссия «Местное самоуправление на современном этапе общественного развития». В рамках дискуссии экспертам было предложено выделить те события, которые стали наиболее значимыми для муниципальной сферы в 2015 г. Это позволило поговорить о перспективах местного самоуправления, дать свой прогноз его развития в ближайшем будущем и обозначить круг проблем, которые должны быть решены в первоочередном порядке[10]. В мае 2016 г. в Санкт-Петербурге проходил VI Петербургский международный юридический форум. Тема одной из конференции — «Модели организации регионального и местного управления: лучшие практики регулирования для экономического роста»[11]. На конференции обсуждались экономические аспекты взаимоотношений региональных и муниципальных органов власти.


В 2015–2016 годах в практике Конституционного Суда РФ появилось большое количество решений, связанных с попытками оспорить законы субъектов РФ, принятые во исполнение Федерального закона №136‑ФЗ[12]. Как правило, Суд принимал отказные решения, поскольку заявитель не показал нарушение его прав в конкретном деле.

Среди решений Конституционного Суда РФ, связанных с местным самоуправлением, особое значение имеет Постановление от 1 декабря 2015 года №30‑П. В данном деле исследовалось большое количество системообразующих для местного самоуправления вопросов, связанных с пределами правового регулирования местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ, организационной унификацией местного самоуправления, соотношением выборных и представительских начал в местном самоуправлении, возможностью пересмотра территориальной организации местного самоуправления. Данное решение имеет не только юридическое, но и политическое значение; косвенным показателем этого является наличие двух особых мнений, в том числе судьи докладчика. Позиции Конституционного Суда, высказанные в данном решении, их значение для местного самоуправления должны быть предметом отдельного анализа

Заключение

В современной ситуации, в условиях демократизации и реформирования жизни общества, работы современной Конституции в Российской Федерации созданы реальные возможности для улучшения модели организации местного самоуправления существующей на данный момент. Реализация данных возможностей осложняется трудной ситуацией в экономике. Перемены на политической ситуации и как следствие отсутствие ощущения стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления, то есть населения.

Модель организации местного самоуправления существующая на данный момент, показана как система внешних взаимоотношений между государственными органами власти и органами местного самоуправления и внутренних между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Современная модель организации местного самоуправления имеет организационные формы для ее осуществления:

- Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;

- Через выборные и др. органы местного самоуправления;

- Через территориальное общественное самоуправление;

- Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.


Новейшая модель организации местного самоуправления при многообразии организационных и территориальных форм осуществления самоуправления представляет общую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Достаточно важным отличием данной модели от является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций: (Рис. 9)

-решением вопросов административно-территориального деления;

-полномочий в области экономики и финансов;

-решение вопросов социального развития территории;

-развитие культуры и искусства.

Функции модели организации местного самоуправления современного этапа

Деление территорий муниципального образования

Экономические и финансовые вопросы

Социальные аспекты

Область культуры и искусства

Рисунок 9. Аспекты с помощью которых реализуется модель местного самоуправления

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Процесс организации местного самоуправления проявляется в выражении активных действий населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Особенно важной является проблема преодоления нежелания и политической необразованности граждан.

Пользование потенциалом местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.


Модель организации нового поколения местного самоуправления, в отличие от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В настоящее время в России, в силу сложившегося типа органов местного самоуправления, их деятельность достаточно сильно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Происхождение местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, экономических условий, политических, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.

Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.

Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы.

Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.


Проведенный анализ современной модели организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в середине пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

Список использованных источников

1. http://mosurbanforum.ru/

2. http://www.spblegalforum.ru/ru/2016_RoundTable_Conf_4

3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.

6. " "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)// "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

7. Стенограмма совещания: Местное право. 2016. №3. С. 15–72

8. Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (вместе с "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд")//"Собрание законодательства РФ", 14.04.1997, N 15, ст. 1756

9. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ 

10. Федеральный закон от 27 мая 2014 года №136‑ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»

11. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» // Сб. Законов Российской Федерации. – 2006. М.С. 213.

12. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологической экспедицией Императорской Академии наук. - Соб. 1836. Т. 1. - С. 430.