Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций(Теоретические основы организации финансов коммерческих организаций)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из данных таблицы, можно сделать выводы о том, что в 2016 году оборотные средства совершили на 1 оборот больше по сравнению с 2015 годом, что говорит об уменьшении потребности в капитале и увеличении получаемой прибыли. В 2015 году на каждый рубль полученной выручки было затрачено 0,18 млн. руб., а в 2016 году – 0,14 млн. руб. В 2016 году один оборот оборотных средств совершается за 52 дня, а в 2015 году за 61 день. В 2016 году рентабельность оборотных средств возросла на 12,3% по сравнению с 2015 годом.

2.2. Порядок формирования финансов ТК «Энергия»

Производственная деятельность  грузового транспорта характеризуется объемом перевезенных грузов и грузооборотом. Грузооборот – произведение массы перемещенных грузов в тоннах на расстояние их перевозки в километрах.

Автотранспортные предприятия помимо различных перевозок (грузовых и пассажирских) выполняют и различные виды сопутствующих услуг. В связи с этим общий объем их работы можно определить только по стоимостным показателям – доходам.

Для подробной характеристики оказываемых услуг ТК «Энергия», представим их в виде таблицы.

Таблица 6. Виды и объемы оказываемых услуг ТК «Энергия»

млн.руб.

Наименование вида услуг

2015 год

2016 год

Отклонение

Темп роста, %

сумма,

млн.

руб.

уд.

вес,%

сумма,

млн.

руб.

уд.

вес,%

по сумме, млн.руб.

по уд.

вес,%

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Деятельность автомобильного грузового транспорта

6485,3

91,31

10582,3

94,17

4097

2,86

163,2

2. Ремонт и техническое обслуживание (ремонт топливных насосов и ремонт форсунок, ремонт узлов и агрегатов, ремонт автомобильного холодильного оборудования

расточка и гильзовка блоков двигателя, и пр.)

55

0,77

68

0,61

13

-0,16

123,6

3. Периодический и технический осмотр средств автомобильного транспорта

322

4,54

322

2,86

0

-1,68

100

4. Сдача в наем собственного недвижимого имущества

240

3,38

265

2,36

25

-1,02

110,4

ИТОГО

7102,3

100

11237,3

100

4135

0

158,2


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что за 2016 год объем оказываемых услуг по сравнению с 2015 годом возрос на 58,2%. Среди всех видов услуг наибольшее увеличение объема производства в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается по основному виду деятельности – 63,2%. По остальным видам оказываемых услуг также наблюдается рост объема в 2016 году, кроме технического осмотра средств автомобильного транспорта.

Наибольший удельный вес в 2015 и в 2016 годах среди всех видов услуг составляет деятельность автомобильного грузового транспорта (91,31% и 94,17% соответственно). По данному виду услуг наблюдается увеличение  объемов производства в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 4097 млн. руб. По всем остальным видам услуг наблюдается положительная динамика, но судя по удельному весу она отрицательная. Это объясняется тем, что общий объем оказываемых услуг в 2016 году возрос на 4135 млн. руб. по сравнению с 2015 годом, а объемы по аренде, техническому осмотру, ремонту выросли не значительно по сравнению с 2015 годом ( аренда – 10,4%, технический осмотр – 0%, ремонт – 23,6%).

Сумма дохода по каждому виду перевозок, работ и услуг зависит от объема выполненных работ, тарифов и договорных цен на них.

Тарифы представляют собой цену на транспортную продукцию.

Порядок формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом регламентируется Министерством экономики, Министерством транспорта и коммуникаций[19].

Тарифы на перевозку грузов, заказные перевозки пассажиров автомобильным транспортом формируются перевозчиком. Расходы понесенные перевозчиком на экспедирование, хранение груза, проезд по платным дорогам, предоставление контейнеров, оплату пограничных, таможенных, экологических и иных сборов, в тариф не включаются, а оплачиваются по соглашению сторон отдельно[20].

Тарифы устанавливаются по группам подвижного состава в зависимости от грузоподъемности, вместимости (длинны) автобусов или по конкретным типам и маркам автотранспортных средств, а также от системы оплаты за транспортную работу (одну тонну; одну отправку (ездку); один тонно-километр; один автомобиле-день (смену) работы; один час нахождения подвижного состава у заказчика; один километр пробега).

В зависимости от условий перевозок и вида услуг грузовые тарифы подразделяются:    на сдельные тарифы на перевозку грузов;   тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов; тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями; тарифы за пользование грузовыми таксомоторами; тарифы за пользование грузовыми автомобилями из покилометрового расчета;  тарифы за перегон подвижного состава; надбавки и скидки;   сборы за услуги, связанные с перевозками; договорные тарифы[21].


Прейскурант предусматривает применение различных штрафных санкций, как к заказчикам автомобилей, так и к автотранспортному предприятию. Они, например, взимаются за простой автомобиля сверх нормы под погрузкой-разгрузкой, переадресовку груза, возврат неочищенного контейнера и в других случаях нарушения договорной дисциплины.

Анализируя структуру себестоимости реализуемой продукции за 2015 и 2016 годы можно сказать, что основной удельный вес занимают материальные затраты (28,7%, 33,1%) и расходы на оплату труда (33,8%, 33,4%). В то же время, в 2016 году произошло снижение расходов на оплату труда – 0,4%, амортизации – 2%, прочих затрат – 2,1%[22]. На основании вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что на предприятии необходимо проводить мероприятия по снижению себестоимости услуг в части материальных затрат.

Выручка от реализации товаров и услуг на предприятии формируется по факту оказанных услуг и выполненных работ.

Операционные доходы и расходы включают: доходы и расходы, связанные со списанием, принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, а также определение финансовых результатов от их выбытия; доходы   и   расходы  (включая амортизационные отчисления), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов; доходы (проценты), полученные за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в данном банке и другие.

Внереализационные доходы и расходы включают: дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;  уплаченные штрафы, пени; положительные и отрицательные разницы, образовавшиеся при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; прибыль (убытки) от покупки (продажи) иностранной валюты; налоги и сборы, уплачиваемые за счет финансовых результатов.

Прибыль от операционных доходов и расходов имеет значительный вес, а от внереализационных доходов и расходов имеется убыток, это связано с потерями при покупке и продаже валюты за счет курсовых разниц, имеются также уплаченные штрафы.

Сравнивая два года, можно сделать вывод, что за 2016 год предприятие улучшило все финансовые показатели и чистая прибыль увеличилась в 3,1 раза.

  


2.3. Совершенствование системы управления финансами организации

Организация управления финансами компании – комплекс мероприятий, направленных на своевременное и полноценное обеспечение компании финансовыми ресурсами и рациональное их использование. На конкретных предприятиях данная функция определяется следующими факторами: характером выпускаемого продукта или оказываемых услуг, работ, особенностей технологии и отрасли, масштабами бизнеса, формы собственности, наличием или отсутствием платежного календаря и др[23].

Управление в сфере финансов доверяют финансовому отделу – на больших и средних компаниях, либо исключительно финансовому директору или главному бухгалтеру – на малых предприятиях.

Финансовый менеджмент – один из основных управленческих отделов любого предприятия, - решает целый ряд вопросов. Это обязанности по выявлению проблем с финансами, анализ целесообразности применения того или иного инструмента их решения, иногда и решающий выбор подходящего плана действий, а также обеспечение и распределение финансовых ресурсов.

Финансы для руководителей являются возможностью самостоятельного регулирования денежных потоков, возможностью целостного понимания системы управления финансами на предприятии. Руководителю необходимо владеть теоретическими и прикладными знаниями, входящими в область профессиональной компетенции, а также обладать навыками совершенствования управления в сфере финансов.

Система управления финансами на предприятии осуществляется посредством использования многообразных методов, инструментов, технического, информационного и нормативного обеспечения.

Основные методы: прогнозирование, планирование, страхование, налогообложение, факторинг, аренда, лизинг и т.д.

Основные инструменты: денежные средства, ценные бумаги, паи, облигации, фьючерсы, валютные свопы и т.д..

Информационное обеспечение: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, товарных, фондовых и валютных бирж и т. д[24].

Техническое обеспечение – это безбумажные технологии (межбанковские расчеты, расчеты с помощью кредитных карт и т.д.), компьютерные технологии, функциональные пакеты прикладных программ)[25].

Правовое и нормативное обеспечение системы управления финансами – это действующие законы в стране, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.д.


Совершенствование управления в сфере финансов направлено на обеспечение максимальной прозрачности финансового состояния и движения финансовых ресурсов для руководства, а также выработку наиболее выгодных вариантов финансового планирования, оперативного учета фактической информации, контроль отклонений от плана.

Проводится комплекс мероприятий, который преследует следующие цели[26]:

Улучшение финансового положения;

Исключение вероятности финансовых проблем и банкротства компании;

Увеличение объемов производства и реализации;

Лидирующие позиции в борьбе с конкурентами;

Максимизация цен компании.

Все эти цели взаимосвязаны и являются дополнением друг друга, но задача каждого предприятия – контролировать их все комплексно.

Управление корпоративными финансами – способ контроля, мониторинга и управления финансовыми средствами на предприятиях, для осуществления которого обычно используется автоматизированное программное обеспечение. Использование данной функции на предприятии является эффективным методом управления компанией.

Этот метод так же, как, например, мотивация персонала, имеет ряд преимуществ для всей организации в целом. В частности, с помощью управления финансами можно осуществить предварительный контроль расходов и централизованно управлять финансовыми ресурсами.

Заключение

Таким образом,  особому производственному процессу, коммерческих организаций есть ряд особенностей.

1) Особенности функционирования: продукт коммерческих организаций не имеет материальной формы, транспорт лишь перемещает продукцию; цены на продукцию получаются из тарифов на грузо- и пассажироперевозку; единица транспортной продукции – пассажиро-километры, тонно-километры, тонны грузооборота или количество пассажиров; продукцию не запасти; в составе средств производства отсутствует сырье; транспортные средства в течение года используются неравномерно.

2) Этапы производственного процесса на транспорте: погрузка (работы и затраты на подготовку груза), перемещение (маршрут, безопасность, сохранность, заправка, контроль), выгрузка (взвешивание и подсчет груза, документация).
Чем этапы продолжительнее, тем транспортный процесс менее эффективен.

3) Транспорт также используется для внутрипроизводственных перевозок и является частью отрасли, в которой задействован.