Файл: Понятие и признаки государства (. Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Государство и право это уникальные явления на земле. Они распространены повсеместно, но их распространенность не уменьшает их значимости. Именно государство и право, а не разум и речь, отличают человека от иных жителей нашей планеты. Животные также имеют возможность мыслить, пусть не в такой категории и не в таком качестве как человек. Они имеют возможность вербально общаться. И вообще, многие их виды намного сильней, выносливей. И только наличие государства и права – даже их ростки первобытные обычаи и общины смогли дать человечеству шанс стать владыкой планеты. И оно (человечество) этот шанс не только не упустило, но и по настоящее время продолжает развивать свой успех.

Актуальность учений о государстве состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении и развитии учений государства. Такое формирование это достаточно длительный процесс, который у всевозможных народов шел разными историческими путями.

Цивилизованным государство становится постепенно, причем оно изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Ряд теоретиков и ученых рассматривают происхождение государства в различных аспектах.

Необходимо отметить, что до появления государственности у различных народов уже складывалось представление и сознание. Различные факторы, а именно: поддержание общественного порядка, необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий, а также экономические предпосылки повлекли за собой создание условий возникновения государства.

Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей понятия и признаков государства.

Задачами данного исследования являются:

– исследование общей характеристики основных теорий о происхождении и сущности государства;

– рассмотрения проблемных аспектов отдельных понятий и признаков государстве.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе исследования понятия и признаков государства.

Предметом исследования выступают закономерности понятия и признаков государства.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов понятия и признаков государства, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.


Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства. Основные понятия, признаки и сущность государства

1.1 Происхождение государства: историко-правовой аспект

Общество всегда интересовал вопрос о возникновении и развитии учений государства. Такое формирование это достаточно длительный процесс, который у всевозможных народов шел разными историческими путями. Цивилизованным государство становится постепенно, причем оно изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Ряд теоретиков и ученых рассматривают происхождение государства в различных аспектах. Необходимо отметить, что до появления государственности у различных народов уже складывалось представление и сознание. Различные факторы, а именно: поддержание общественного порядка, необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий, а также экономические предпосылки повлекли за собой создание условий возникновения государства[1]. Сформулировать определение «государство» достаточно сложно, ведь каждый автор учебника видит по-разному, но нельзя не отметить тот факт, где указываются основные структурные элементы данного понятия.

К таким содержательным элементам относят:

территорию, то есть пространство;


население – совокупность людей, проживающих на данной территории и обязательно власть, где сосредоточена функция управления.

В современном мире государство это организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом. Теории, породившие государство, стали возникать с развитием общественного сознания и политической мысли.

Рассмотрим основные концепции и выделим наиболее схожий взгляд к данной проблеме. Наиболее ярко выраженной является – теологическая теория. Знатными представителями, которой были: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, А. Августин, они считали, что государство существует в силу божественной воли, а императоры, получили данный титул непосредственно от Бога. Во всех религиях отстаивается данная идея установления государственной власти. Из этого следует, что суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Необходимо заметить, что в настоящее время данная теория наряду с другими распространена в Европе, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Патриархальная теория возникла в древности. Основоположником является Аристотель, уже позже аналогичные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Согласно этой концепции люди, как общественные создания стремятся к развитию семей, а такое разрастание ведет к образованию государства, причем власть правителя есть продолжение и развитие отцовской власти в семье. Государство это своего рода «большая семья», модель которого состоит из различных семей. По нашему мнению данная теория может иметь место быть, ведь первоначальной ступенью была семья, которая постепенно перерастала в племя, далее народ, а в итоге государство.

Следующей теорией, которую мы рассмотрим, является Теория насилия. Ее истоки возникновения формировались на протяжении многих столетий, но как самостоятельное учение возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, они полагали, что государство возникает насильственным путем захвата власти. По их мнению, для управления племенами и территориями необходимо порабощение слабого к сильному, где сначала зарождалось внешнее насилие, а позже внутри самого общества (внутреннее насилие). Мы разделяем точку зрения с рядом теоретиков, которые пусть и целыми веками обосновывали такой путь происхождения государства.


Проанализировав заметим, для того чтобы данное насилие было реализовано необходим государственный аппарат, а без него никакие насильственные завоевания не смогут привести к возникновению государства.

Последнюю теорию, которые мы рассмотрим, является Теория общественного договора. Она сформулирована такими мыслителями как: Т. Гоббс, Д. Локк, Шарль-Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо и др.

Считается, что государство является результатом заключения общественного договора с целью сохранения безопасности жизни, ведь первоначально каждый считал свои интересы выше других, что впоследствии приводило к войне. Но для того, чтобы избегнуть различные виды уничтожения общества, люди заключили данный договор ради выживания и защищенности. Данная концепция происхождения наиболее близка. Наличие таких элементов государства как народ и территории недостаточно, необходима власть, которая сосредотачивает в своих руках всю полноту полномочий, реализует взаимные обязательства, создает условия для жизни людей, а также защищает от противников[2].

Из этого следует, что данной теории есть место быть, ведь договор это не просто соглашение между людьми, а взаимная ответственность, как общества, так и государства. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что государству свойственны свои особенности и концепции возникновения. С динамичным развитием общества стали формироваться различные теории происхождения государства.

Объединить все различные теории по данной проблематике невозможно, хотя в истории такие попытки существовали. Но необходимо отметить важность того, что каждая концепция по-своему раскрывает сущность исторического процесса развития, где авторы высказывают свою идеологическую позицию в соответствии с условиями, в которых они жили. Каждая теория несет свой особый смысл, и свои предпосылки, где есть и минусы и плюсы.

В обществе существовали, существуют и будут существовать по-прежнему вопросы по данной проблеме. А для того, чтобы ответить на них, были созданы различные теории происхождения государства, которые различны между собой.

Из этого следует, что такое разнообразие помогает выбрать наиболее характерную теорию для каждого индивида.

1.2 Понятие государства, его признаки и сущность

С незапамятных времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»[3].


Несколько иного подхода придерживался известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[4].

В ХIX веке обширное распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный французский юрист Леон Дюги выдвинул четыре элемента, характеризующих государство[5]:

1) суверенную власть;

2) определенную территорию;

3) правительство;

4) совокупность человеческих индивидов.

Русский юрист Г.Ф. Шершеневич, в свою очередь, писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»[6].

Приведённое определение, на наш взгляд, достаточно точно отражающее отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие – к обществу, третьи – к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти.

Юрист Ф.Ф. Кокошкин утверждал: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»[7]. Тем не менее «форма общежития» – форма организации общества, является всего лишь одним из признаков, но не целым государством.

Большие сложности в формулировании определения государства привели к мнению о невозможности раскрытия содержания данного термина. К примеру, М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[8].

Ф. Энгельс, посвятив несколько лет соответствующим исследованиям, дал краткое, но достаточно конфронтационное толкование, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[9].