Файл: Понятие и признаки государства (. Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взяв данное определение, В.И. Ленин привнёс в него некоторые изменения, указав: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[10].

Данные формулировки достаточно обширно использовались в научных работах, однако применять их можно только к таким государствам, где возникает значительная классовая напряженность, а продолжение политического противоборства может привести к разрушению общества. Другими словами, оба определения подходят к деспотическим и императивным государствам.

С опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: «Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок»[11].

Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность – это то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института.

Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе. Другими словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого. Именно поэтому данный вопрос относится к довольно дискуссионным.

К примеру, приверженцы теории элит, которая получила своё распространение в XX веке, полагают, что народные массы неспособны осуществлять власть и заниматься делами общества, поэтому государственная власть должна принадлежать верхушке общества до той поры, пока существующую господствующую элиту не заменит иная. К теории элит примыкает и технократическая теория. Представители этой теории считают, что властвовать и управлять могут и должны профессионалы своего дела – управленцы и так называемые менеджеры. Только управленцы и менеджеры способны установить подлинные потребности общества и найти наилучшие пути для его развития.

Приведённые теории не лишены смысла, однако они обе страдают антидемократизмом, отрывая власть от народа и считая её выше народа.

Многие сторонники многообразных разновидностей демократической доктрины отталкиваются от того, что первоначальным носителем власти является народ, а государственная власть, исходя из своей сути, обязана быть подлинно народной, осуществлять всю свою деятельность в интересах и под непосредственным контролем народа.


Политическая власть может принадлежать только экономически господствующему классу, осуществляя свою деятельность в его интересах – такую точку зрения отстаивает марксистская теория. Отсюда вытекает классовая сущность государства как машины или орудия, используя которую класс, господствующий в экономической сфере, становится политически господствующим, осуществляет свою власть, которая никак не ограниченна законом, опираясь на силу и принуждение.

Однако абсолютно любое государство занимается социальными делами и защищает общественные интересы, что выражается, например, в борьбе с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями и преступностью. Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам.

Данное соотношение неодинаково, оно меняется в зависимости от исторического периода. Что касается конкретно современного демократического государства, то оно в первую очередь служит всему обществу.

1.3 Признаки государства

Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства[12], которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций.

1. Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.

2. Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным.

3. Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно.

4. Право. Право – система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.


5. Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения – санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.

6. Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.

7. Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.

8. Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет – это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним.

Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами. В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам.

Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны.

Глава 2. Роль и значение государства в жизни общества: проблемы взаимодействия

Государство и гражданское общество – это две равно значимые реалии человеческого социума. Взаимодействие общества и государства носит исторический характер, и оно возникло тогда, когда общество, осуществляя поиск оптимальных условий для реализации и защиты своих интересов, обратилось к идее создания государства. История взаимодействия государства и общества прошла ряд этапов. В традиционных обществах в подавляющем большинстве стран существовали абсолютистко-монархические режимы.


Государственная власть средствами прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировало жизнь индивидов. Государство в лице монарха одним сословиям даровало некоторые права и привилегии, а другим не предоставляло их. Процесс трансформации из традиционного общества в гражданское в период буржуазных преобразований фактически означал формирования самостоятельных отношений гражданина со своим комплексом прав свобод и обязанностей. Эволюция социальных связей негосударственных структур по горизонтали вполне естественно наталкивалась на жесткое неприятие этих процессов со стороны государственного аппарата. Однако власть достаточно быстро осознала, что это борьба с новыми формами правления гражданственности не приведет к успеху, поэтому надо было перестроить правила игры, законодательно упорядочивать отношения с согражданами, постепенно реформируя государственные структуры в интересах населения. Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и взаимоисключающий характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в итоге должно подчинятся его интересам, но, с другой – оно само пытается расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме, когда гражданское общество практически растворяется в государстве, и, наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства.

Чрезмерная активность общества так же может спровоцировать серьезные общественно-политические кризисы. Не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования интересов определенных групп об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.

Наиболее плодотворным для формирования развитого гражданского общества является его эффективное взаимодействие с государством. Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает: инициирование принятых решений органами власти, что побуждает к активности само государство; укрепление частной инициативы, позволяющей решить некоторые назревшие экономические и социальные проблемы без вмешательства государства. Гражданское общество должно выступать источником потенциального сопротивления произволу и тирании правителей. Так, к условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, относятся: всеобщность и развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни деятельности; зависимость общества и власти от закона; легитимность власти и функционирования всех и структур гражданского общества. Взаимодействие гражданского и государства обеспечивается с помощью гражданского контроля за деятельностью государства, который определяет допустимые пределы вмешательства государства в частную жизнь граждан. Но баланс отношений государства и гражданского общества, границы государственного регулирования социальных связей не остаются неизменными. Они определяются историческими факторами развития той или иной страны, складывающийся конкретной ситуацией и другими процессами, происходящими в обществе. И если эти изменения ведут к усилению государства и ослаблению гражданского общества, то последнее вынуждено прибегать к своему защитному механизму, активации деятельности вех своих институтов с целью воздействия на государство как носителя политической власти. Взаимодействие гражданского общества и государства благотворно сказывается на их функционировании и развитии, обеспечивает социально-политическую стабильность в обществе и его прогресс. Таким образом, гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению государственной власти к абсолютному давлению на общество.


Для выполнения этой миссии используется активное участие различных элементов гражданского общества в референдумах и выборах, увеличивающих возможности по формированию общественного мнения, по организации проведению государственных реформ. Во все времена гражданское общество нуждалось в государственной поддержке. Поэтому, существуя независимо от государства, многообразные институты и объединения гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством и представители гражданского общества представители активно участвуют в работе государственных органов. Государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Это объясняется тем, что гражданское общество выступает источником легитимации политической власти, а контакты с различными его элементами являются для государства необходимым источником информации о состоянии общества, об интересах и настроениях, отношении к политической власти различных групп граждан. Специфика гражданского общества предполагает автономный характер его структурных элементов и при этом не исключает непредсказуемости действий. Поэтому логичным являются усилия государства по контролю процесса функционирования и развития гражданского общества. В различных властных органах создаются совместные структуры, включающие представителей государства и общественных организаций. Наилучшие возможности для взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с развитым демократическим политическим режимом.

Гражданское общество является основой стабильности государства, а государство – фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества.

Наиболее для их оптимального функционирования условия существуют при правовом государстве, где ясно и точно определены формы, пути, пределы и механизмы деятельности государства, с одной стороны, а с другой – свободы граждан, гарантируемые правом. Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. В своей основе правовое государство и гражданское общество логически тесно взаимосвязаны, но доминирующая роль принадлежит гражданскому обществу.

В современной трактовке гражданское общество призвано противостоять государству постоянно, держать под контролем деятельности властных структур. Указанное обстоятельство вовсе не означает, что гражданское общество является и разрушающим фактором основ государственности. Напротив, гражданское общество разрешает государству вмешиваться и некоторых образом контролировать социальноэкономические отношения социально ориентированного государства. Однако и вместе с тем гражданское общество не позволяет государственным структурам ассимилировать себя с ним, сделав впоследствии политический режим авторитарным либо тоталитарным.