Файл: Понятие и виды трудового стажа в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данной работы. Современное состояние действующей системы пенсионного обеспечения РФ представляет одну из самых острых социально-экономических проблем. Это связано прежде всего с тем, что Законодательством нашего государства закреплено принципиально новые основы государственной политики.

Главной обязанностью любой социального государства является обеспечение основных прав человека, поскольку от уровня его обеспеченности судят об уровне развития государства. Проблема обеспечения прав человека существенно активизировалась в наше время, особенно остро встал вопрос, связанный с соблюдением права на пенсионное обеспечение. В связи с этим возросла необходимость глубокого научно-теоретического исследования проблем пенсионного права

Классически в теории социального обеспечения выделяются несколько видов трудового стажа. Среди них: общий (в настоящее время - страховой), специальный и непрерывный.

Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами, с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения.

Сегодня среди исследований по этой тематике, наиболее интересными являются труды Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В., Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В., Беликова Т., Минаева Л., Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Евстигнеева Л.А. и др.

Цель данной работы: изучить виды стажа и рассмотреть его подтверждение.

Предмет данной курсовой работы: виды стажа и его подтверждение в Российской Федерации.

Объект данной работы: виды стажа в РФ.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

1. раскрыть понятие и сущность социального обеспечения;

2. рассмотреть стаж как категория социального обеспечения;

3. изучить страховой, общий трудовой стаж и их подтверждение;

4. рассмотреть специальный, непрерывный трудовой стаж и их подтверждение.

Структура данной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты трудового стажа и социального обеспечения

1.1. Понятие и сущность трудового стажа и социального обеспечения

Трудовой стаж в праве социального обеспечения представляет собой одно из главных понятий. Соединяются правоотношения в области социального обеспечения, которые имеют влияние на большое количество социальных прав граждан.

Трудовой стаж определяется как общее время трудовой или общественной деятельности. Время, место, перерывы не имеют значения, важна лишь суммарная продолжительность. Все виды стажа складываются в единый трудовой стаж [16].

Трудовой стаж – это вся трудовая, официально зарегистрированная, деятельность человека. От стажа напрямую зависит пенсия, поэтому, перед выходом на заслуженный отдых, обязательно нужно интересоваться его продолжительностью [20].

В общий стаж включается все непрерывное время, когда человек был трудоустроен. Однако существуют дополнительные периоды в жизни человека, когда стаж официально не прерывают:

- военная служба и по контракту и по призыву;

- стаж в декрете (в отпуске по уходу за ребенком) также не прерывают;

- обеспечение ухода за недееспособными или пожилыми людьми [8].

Трудовой стаж делят на три вида: госслужбы, страховой и специальный. Первый вид – это то общее время, что человек работал на государственных предприятиях. Страховой стаж – это время, начиная с совершеннолетия человека, когда в Пенсионный фонд поступали отчисления. Специальный – относится к деятельности на вредных для здоровья предприятиях, когда пенсию можно получить раньше положенного времени.

Годы, проведенные в школе, техникумах, училищах и институтах, не включаются в общий стаж. Но имеется исключение, которое касается военнослужащих. Как только студент поступает на учебу в специальное учебное заведение, относящееся к МВД или Министерству обороны, он сразу становится военнообязанным с открытием трудового стажа.

Трудовой стаж осуществляет функции: условие предоставления обеспечения и регулятор размера обеспечения [16].

У трудового стажа есть качественные и количественные параметры. Количественные параметры создают общее время трудового стажа. Качественные, в свою очередь, показывают состояние и вид трудовой деятельности.


Каждому гражданину обеспечивается право на социальную защиту, предусматривающий обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, в старости, в других случаях, предусмотренных законодательством.

Общественные отношения по поводу социальной защиты, социального обеспечения граждан составляют предмет правового регулирования самостоятельной отрасли права - права социального обеспечения [12].

Термин "виды социального обеспечения" большинство ученых определяют как объекты социально-обеспечительных материальных правоотношений или как конкретно материальные блага, по поводу которых они возникают. Однако, нет единства во взглядах относительно классификации видов социального обеспечения [6].

Так, по мнению И.М.Сироты видами социального обеспечения являются: стаж, социальные выплаты, льготы, услуги, оказываемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования.

С.М.Синчук к ним относит такие материальные блага, как пенсии, социальные пособия, социальные льготы, социальное обслуживание. Б.И.Сташкив видам социального обеспечения относит пенсию, пособие, компенсацию, субсидию, льготу, социальная услугу [17].

А.В.Удалова ограничивает перечень видов социального обеспечения пенсиями, пособиями и социальными услугами [18]. Н.Б.Болотина считает видами социального обеспечения такие материальные блага, как денежные выплаты, натуральную помощь, льготы, субсидии, медицинскую помощь, лекарственные средства и другие изделия медицинского назначения, технические средства реабилитации, технические средства передвижения, социальное обслуживание.

Еще больше различий проявляется в попытке дать правовую характеристику отдельных видов социального обеспечения. Например, И.М.Сирота считает, что социальные выплаты предоставляются в виде пенсий (помощи) в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирования, трудоустройство граждан, частично утративших трудоспособность, размещение нетрудоспособных в домах престарелых и инвалидов.

Другие ученые к категории социальных выплат относят исключительно денежные выплаты. В частности, С.М.Синчук выделяет такие социальные выплаты как пенсии и социальные пособия. Пенсии делятся на страховые (уплачиваются застрахованным лицам из средств социальных страховых фондов) и государственные (назначаются в связи с работой на определенных должностях, связанных с выполнением государственных обязанностей, выплачиваются, как правило, из государственного или местных бюджетов) [3].


К страховым пенсий С.М.Синчук относит такие виды пенсий: пенсии по возрасту, пенсии в случае инвалидности, пенсию в случае потери кормильца; в накопительной обязательной системе пенсионного страхования - пожизненную пенсию, единовременную пенсионную выплату; в системе негосударственного пенсионного страхования - пожизненную пенсию, пенсию на определенный период, одноразовую пенсионную выплату.

К социальной помощи автор относит страховые и государственные (не страх) социальные пособия как краткосрочные (одноразовые или периодические) выплаты, целевым назначением которых является компенсация утраченного заработка или дополнительная поддержка граждан в случае наступления социального риска за счет средств социальных страховых фондов или бюджетов различных уровней [20].

Таким образом, определение видов социального обеспечения граждан в РФ имеет слишком субъективный характер. По нашему мнению, их определение зависит от уровня обобщения и конкретизации понятий, терминов учеными при проведении исследования, от понимания и толкования содержания многочисленных действующих нормативно-правовых актов, которые часто противоречат друг другу, от других факторов социального, экономического, политического и иного характера.

Исходя из вышеприведенных соображений, на наш взгляд, видами социального обеспечения являются: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание, обеспечение льготами и преимуществами, натуральное обеспечение, компенсации.

1.2. Стаж как категория социального обеспечения

Стаж является одним из основных понятий, используемых в науке права социального обеспечения. Это один из важнейших юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения и существенно влияет на объем социальных прав граждан. В общем виде определить стаж можно как продолжительность любой деятельности. Законодатель закрепляет определение понятий отдельных видов стажа [8].

Но сути, «стаж» является собирательным понятием, объединяющим все виды стажа.

Стаж выполняет две основные функции:

1) условие предоставления обеспечения [5];

2) регулятор размера обеспечения. Наиболее наглядно данная функция прослеживается на примере пособия по временной нетрудоспособности. Размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа и устанавливается в размере:


  • 100% среднего заработка - при стаже 8 лет и более;
  • 80% - при стаже от 5 до 8 лет;
  • 60% среднего заработка - при стаже от 6 месяцев до 5 лет;
  • при стаже до 6 месяцев пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц [16].

Как особая мера величины трудовой деятельности стаж имеет количественную и качественную характеристики. Количественную характеристику стажа образует его продолжительность. Качественная сторона стажа отражает характер и условия, в которых протекает трудовая (служебная) деятельность. Оба названных измерения влияют на классификацию стажа. В настоящее время выделяются:

- Страховой стаж;

- Общий трудовой стаж;

- Специальный стаж;

- Непрерывный трудовой стаж [11].

Первый документ, по которому определяется стаж, – это, разумеется, трудовая книжка.

Трудовая книжка – это основной документ, подтверждающий трудовую деятельность и стаж работника. Периодически начинаются обсуждения о необходимости их отмены в связи с тем, что работники сейчас оформляются по индивидуальному трудовому договору, а сведения о перечисленных за них страховых взносах ведутся в ПФР и ФСС. Много вопросов возникает из-за поддельных трудовых книжек, недостоверных записей в них, сложности их ведения. Тем не менее, этот документ продолжает действовать, так же как и нормативно-правовые акты, регулирующие порядок заполнения и хранения трудовых книжек [7].

Далее необходимо отметить, что индивидуальные предприниматели, нанимающие работников, до 2006 года не могли вносить записи в трудовую книжку о приеме на работу. Сейчас они имеют практические те же самые обязанности и права работодателя, что и организации, поэтому ведут трудовые книжки по общим правилам.

Согласно статье 66 ТК РФ порядок ведения трудовых книжек устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Основным документом, регламентирующим этот порядок, является Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225, которое утвердило форму и образцы трудовых книжек и вкладышей в них, инструкцию по их заполнению, правила их ведения, порядок приобретения и учета [14].

Ответственность за ведение трудовых книжек возлагается на работодателя, и она может быть:

- административной по ст. 5.27 КоАП РФ (от 1 до 5 тысяч рублей на должностных лиц; от 30 до 50 тысяч рублей на организации; административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

- дисциплинарной (дисквалификация руководителя на срок от года до трех лет);