Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели, задачи и функции Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Международный валютный фонд (далее – МВФ) – всемирная организация, основной целью которой является содействие оптимальному функционированию экономики в масштабах всей планеты. В организации состоят 189 стран мира. Штаб-квартира МВФ находится в столице США Вашингтоне.

Международный валютный фонд был создан в июле 1944 года во время конференции в Бреттон-Вудсе, в которой принимали участие делегаты 44 стран. Создание фонда отразило стремление положить начало экономическому сотрудничеству между странами и установить международные валютнофинансовые отношения. Предполагалось, что это предотвратит повторение таких тяжелых эпизодов истории, как Великая депрессия 1930-х годов.

МВФ начал работать в декабре 1945 года и с тех пор действовал в соответствии с требованиями времени. Технический прогресс позволил укрепить связи между национальными экономиками, однако в то же время привел к созданию новых рынков - более зависимых друг от друга и подверженных финансовым кризисам, которые быстро охватывают все большее число стран. Поэтому существование Международного валютного фонда приобретает особую важность – ведь эта организация добивается открытости и стабильности международных отношений, а также стремится к обеспечению эффективности международного экономического сотрудничества.

Цель настоящего исследования – изучение деятельности мирового финансово-кредитного института «Международный валютный фонд». Для достижения цели были решены следующие задачи:

1) изучить историю создания и развития Международного валютного фонда;

2) выявить цели, задачи и функции Международного валютного фонда;

3) дать характеристику схеме финансирования участников-членов Международного валютного фонда;

4) осуществить анализ современной деятельности Международного валютного фонда.

Объектом исследования выступает Международный валютный фонд. Предметом исследования являются финансовые отношения, связанные с выявлением тенденций и особенностей развития Международного валютного фонда.

Теоретико-методологической основой работы явились труды и публикации российских ученых. Информационной базой исследования послужили статистические данные статистические материалы общественных экономических институтов, ежегодно составляемые экономические и общественно-политические индексы, публикуемые в рамках материалов Программы развития ООН, Всемирного Экономического Форума и Всемирной торговой организации, а также социологические и иные исследования.


В ходе проведения исследования применялись методы анализа и синтеза, исторический и системный подход, методы сравнений и научного обобщения, а так же метод экономико-статистического анализа.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в исследовании. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Краткая характеристика Международного валютного фонда

1.1. История создания и развития Международного валютного фонда

В 1944 году на одной из конференций, проводимой в г. Бреттон-Вудсе в штате Нью-Хэмпшир (США), комиссией из 44 стран было принято решение создать МВФ. Предпосылками его возникновения стали следующие проблемные вопросы:

- формирование благоприятной «почвы» для международного сотрудничества на мировой арене;

- угроза повторной девальвации;

- «реанимация» мировой валютной системы от последствий Второй мировой войны; и другие[1].

Однако официально Фонд был создан только в 1945 году. На момент создания в нем насчитывалось 29 стран-участниц.

МВФ стал одной из международный финансовых организаций, учрежденной на той конференции. Другой же стал Всемирный Банк, сфера деятельности которого несколько отличаются от рабочих областей Фонда. Но две эти системы удачно взаимодействуют между собой, а также оказывают содействие друг другу в решении различных вопросов на высочайшем уровне.

1947 год – МВФ официально начинает свою деятельность с выдачи первой ссуды, которая была предоставлена Франции[2].

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам (рис. 1.1).

 1973 год – численность членов МВФ неуклонно возрастает. В состав данной организации в этом году входили уже 125 государств. Капитализация фонда оценивалась в 28,7 млрд. американских долларов. СССР в данной организации не принимал участия[3].


Рисунок 1.1 – Доля кредитов МВФ, предоставленных развитым и развивающимся странам[4]

Беднейшим странам (с величиной ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения), которые не в состоянии платить проценты по обычным кредитам, МВФ оказывает льготную «помощь», хотя доля льготных займов в общем объеме кредитов МВФ чрезвычайно мала (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Сопоставление размеров
обычных и льготных кредитов МВФ[5]

Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая МВФ в качестве «бонуса» вместе с кредитом, распространяется и на более экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия.

На рис. 1.2 также видно, что в начале своей деятельности МВФ как кредитор играл достаточно скромную роль. Однако начиная с 1970-х гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности.

С расширением кредитных операций в 1980-х гг. МВФ взял курс на ужесточение их обусловленности. Именно тогда получило распространение использование структурных условий в программах МВФ, в 1990-е гг. оно значительно усилилось.

1992 год – Российская Федерация официально стала членом МВФ.

1993 год – в состав МВФ вошли страны Балтии и СНГ[6].

Нельзя не отметить один принципиальный момент. В 2007 г. эта крупнейшая мировая финансовая организация находилась в глубоком кризисе. На тот момент практически никто не брал и не изъявлял желания брать у МВФ кредиты. Кроме того, даже те страны, которые получили кредиты ранее, старались как можно скорее избавиться от этого финансового бремени. В результате размер обычных непогашенных кредитов сократился до рекордной для XXI в. отметки — менее 10 млрд СДР[7].

Мировое сообщество, за исключением бенефициаров деятельности МВФ в лице США и других экономически развитых стран, фактически отказывалось от механизма МВФ. И тут произошло нечто. А именно — разразился мировой финансово-экономический кризис. Число договоренностей о новых кредитах, стремившееся до кризиса к нулю, возросло беспрецедентными в истории деятельности фонда темпами (рис. 1.3).


Рисунок 1.3 – Договоренности о кредитах, утвержденных в течение финансовых годов[8]

Кризис, начавшийся в 2008 г., буквально спас МВФ от развала. Случайно ли это совпадение? Так или иначе, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. был чрезвычайно выгоден Международному валютному фонду, а значит, тем странам, в интересах которых он функционирует.

После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в реформировании. К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских банков. 

В каком направлении пошло реформирование? В первую очередь МВФ утроил свои ресурсы. После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования — более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами. 

Тенденция заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.

1.2. Цели, задачи и функции Международного валютного фонда

МВФ характеризует себя как организацию, надзирающую за международной валютной системой. Его основная функция заключается в мониторинге финансово-экономической политики как на национальном, так и на международном уровне. Что касается национального уровня, то здесь МВФ наблюдает за экономической политикой государств-членов, выявляет риски, которые могут поставить под угрозу их стабильность на внутреннем и внешнем рынках, и дает советы о необходимых корректировках макроэкономической политики в каждом конкретном случае.

На международном уровне МВФ изучает экономическую ситуацию в мире. В обоих случаях усилия МВФ направлены на то, чтобы международная валютно-финансовая система содействовала обмену товаров, услуг и капитала между странами, обеспечивая, таким образом, стабильность экономического роста[9].


Экономисты МВФ следят за развитием экономики в странах-участницах и поддерживают связь с их руководством и центральными банками. Как правило, раз в год они приезжают с официальным визитом в каждую страну, чтобы на месте обсудить ситуацию с главными действующими лицами в сфере экономики и другими заинтересованными сторонами. Для получения наиболее полного представления об экономическом положении в стране они приглашают на встречу не только парламентариев, но и представителей предпринимательского сектора, профсоюзов и некоммерческих организаций.

Оценивая финансовую, налоговую и валютнообменную политику государства, экономисты МВФ определяют риски, которые могут угрожать внутренней и внешней стабильности и служат основанием для применения тех или иных методов регулирования финансово-экономической деятельности страны. Кроме того, они дают советы по оптимизации обменного курса и тщательно контролируют выполнение странами своих обязательств в области экономической политики.

Затем команда экономистов МВФ обобщает собранные данные и подает доклад в Совет управляющих, который берет на себя обязательство предоставить соответствующим руководящим органам страны официальное заключение МВФ[10].

В соответствии со статьей I Статей соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели: 

1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

2. Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

3. Поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

5. За счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.