Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы (Здоровьесбережение учащихся в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы».

Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы. По данным исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья младших школьников, более 90 % детей имеют определенные отклонения в состоянии здоровья. Из них 52,6 % возникают при неблагоприятных факторах. Все это сказывается на качестве усвоения знаний, развитии интеллектуальной познавательной и творческой активности детей. За период обучения в начальных классах число здоровых детей уменьшается в 4,3 раза: растут болезни, связанные с пищевой непереносимостью, с нервной и сердечнососудистой системами, учащаются случаи заболевания рахитом. У многих детей наблюдается избыточный вес. В этой связи возникает необходимость использования здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников, направленных на повышение и укрепление здоровья детей, формирование внутренней позиции в необходимости здорового образа жизни.

Целью работы было рассмотреть здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы, отметить их роль в развитии учеников начальной школы нашей страны. Также целью данной работы является изучение теории и разработка содержания практической здоровьесберегающей технологии, которая основывается на гуманитарной направленности образования и здорового образа жизни на становление физически и духовно здоровой личности, способной к активной жизненной позиции в отношении природы, общества и человека. Данный подход осуществляется на всех уровнях и акцентирует внимание на ценностных ориентациях сохранения и сбережения здоровья, его экологии, обретения смысла жизни и собственной позиции.

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:

- изучение значения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы;

- исследование основных направлений действий по применению здоровьесбережения учащихся в начальной школе;

- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о проблемах сбережения здоровья детей в начальной школе

- разработка здоровьесберегающей технологии для начальной школы;


- определение особенностей теоретической основы здоровьесберегающей технологии для школы;

- рассмотрение практики реализации здоровьесберегающей технологии в начальной школе;

- выявление роли учителей в формировании здорового образа жизни школьников.

Объектом исследования работы является передовые технологии в образовательном процессе начальной школы.

Предметом исследования является состояние здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы, их значение, роль и функции в педагогической системе государства в современной Российской Федерации.

При комплексном изучении темы автором были использованы такие методы, как: анализ и синтез срав­нение, сопоставление, обобщение.

Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме. В отечественной педагогике проблемой здоровьесбережения учащихся занимаются многие ученые-педагоги - Е.А. Ямбург, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М.Безруких и другие. Согласно их утверждениям, «успешным может стать ученик в той среде, которая способна создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, где используются технологии, позволяющие сохранить здоровье учащихся».[1] По мнению доктора педагогических наук, Е.А. Ямбурга «именно переутомление, стрессы, страх допустить ошибку создают предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, нервных, психосоматических и других заболеваний».[2]

Теоретическими предпосылками изучаемой проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы являются:

– идеи, определяющие концепции работы механизмы сохранения здоровья в начальных классах (В. Ф. Базарный, Э. Н. Вайнер, А. Г. Маджуга);

– модели воспитания здорового образа жизни в начальной школе

(М. М. Безруких, И. В. Зайцев, Е. И. Ильин и др.);

– средовой подход к реализации здоровьесберегающих технологий

(Н. В. Барышева, В. Я. Барышников, М. Я. Виленский, Е. Е. Морозова, В. И. Морозов).

Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной картины состояния здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отноше­ние к возможностям выявить закономерности их развития.

Структура работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из двух разделов раскрывающих тему исследования, введения заключения, списка использованных источников и литературы.


1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы

1.1. Здоровьесбережение учащихся в начальной школе

Создание здоровьесберегающей образовательной среды включает в себя следующие пункты:

- оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения;

- личностно- ориентированный подход;

- обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей учащихся;

- творческий характер образовательного процесса;

- рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;

- использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

- организация мониторинга состояния здоровья учащихся.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности – с создания комфортной образовательной среды.[3] Среды, которая обеспечивает ученикам хорошее самочувствие, высокую работоспособность, учитывает их индивидуальные особенности.

Для создания благоприятного психологического климата на уроке рекомендуется спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление. Данный прием создает психологический комфорт школьников во время урока. Психологами доказано, что положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм.

Реализация принципов личностно-ориентированного подхода позволяет учителю адаптировать ученика к школе, помочь ему развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка. В центре обучения находится обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. В связи с чем повышается степень значимости осознанной мотивации к обучению и, как следствие, активизации познавательной деятельности самого учащегося на уроках и в процессе подготовки к занятиям.


Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Такие выдающиеся психологи, как А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская, К. Роджерс писали о влиянии школы на формирование личности учащихся.

По мнению А.Н. Леонтьева,«умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к такой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию».[4]

К технологиям личностно-ориентированного обучения можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Одним из эффективных подходов к здоровьесбережению школьников является творческий характер образовательного процесса. Включение ученика в творческий процесс способствует поисковой активности, от которой зависит развитие ребёнка, его адаптационный потенциал; развитию личности ребёнка, формированию его успешности, а, следовательно, снижению утомляемости, преодолению стресса и как результат, сохранению здоровья.

Цепочка взаимосвязи здесь простая; обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных адаптироваться к нагрузкам.

Поэтому важной задачей педагога становится грамотная организация занятий, рациональное планирование учебного процесса, недопущение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и педагога.

Умственно-эмоциональное напряжение, возникающее у учеников в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы, способно накапливаться и переходить в переутомление, в результате чего у детей возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам.[5]


По мнению И.С. Якиманской, «учитель должен четко планировать урок, применять психологический подход при проведении урока. Он проявляется в соблюдении требований к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников и заранее определить, и предотвратить момент наступления утомления. Регулируя плотность урока, организуя динамические паузы во время урока, чередуя различные виды деятельности в большинстве случаев учителю удается избежать переутомления учащихся, создать у них эмоциональный подъем».[6]

Применение на уроке динамических пауз и физкультминуток приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, но также скажется на состоянии здоровья детей - поможет снять напряжение, станет профилактикой ухудшения зрения, гиподинамии.

Одним из эффективных подходов к здоровьесбережению школьников является использование в учебном процессе метода релаксации, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психологического напряжения. В основе метода лежат противострессовые дыхательные упражнения, которые можно выполнять в любом положении.

Для того, чтобы педагог начал реализовать в образовательном процессе здоровьесберегающий подход, его необходимо обучать здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – комплекс методов, приемов и условий, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, огромное множество. В основном они подразделяются на три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.