Файл: Финансовые ресурсы фондов и ассоциаций (практические аспекты распределения финансовых ресурсов в фонде обязательного медицинского страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно законодательству, такая организация (фонд) имеет специальную правоспособность, т.е. вправе совершать только те действия, которые направлены на формирование и пополнение целевого капитала, использование дохода, распределение такого дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала. Правоспособность фонда возникает в момент создания, который во времени совпадает с моментом государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации. Особого внимания заслуживают источники формирования имущества специализированной организации. Имущество специализированной организации складывается из двух составляющих: целевого капитала и нецелевого капитала. При этом Федеральным законом определены требования только к пожертвованиям и получению имущества в порядке наследования на формирование и пополнение целевого капитала. Порядок регулярных поступлений (отличных от целевого капитала) от учредителей определяется учредительными документами. Имущество, переданное учредителями (учредителем), является собственностью специализированной организации. В возможности формирования имущества специализированной организации за счёт отличных от целевого капитала поступлений скрыт хороший потенциал их развития.

Сравнение двух вариантов создания целевого капитала некоммерческой организации представлено в табл. 1.1.

Выбор варианта зависит от организационно-правовой формы некоммерческой организации, в интересах которой создаётся целевой капитал, решения высших органов управления некоммерческой организации и т.д. Данный Федеральный закон разрешает некоммерческой организации сформировать несколько целевых капиталов. Соответственно и специализированная организация может формировать один или несколько целевых капиталов.

Таблица 1.1 – Сравнение двух вариантов создания целевого капитала некоммерческой организации[10]

Вариант создания

Преимущества

Недостатки

Первый

Отсутствуют расходы на регистрацию нового юридического лица. Имеются персонал, офисное оборудование, средства связи. Имеется опыт привлечения пожертвований, грантовой помощи и т.д.

Необходимо внести изменения в правоустанавливающие документы (устав и т.д.). Нельзя вносить в целевой капитал собственные денежные средства некоммерческой организации

Второй

Возможность внесения пожертвований от «родственной» некоммерческой организации. Самостоятельность в распределении ответственности внутри фонда. Упрощённый контроль

за поступившими пожертвованиями

Расходы на регистрацию фонда, открытие расчётного счёта и т.д. Необходимость посредника между фондом, некоммерческой организацией бенефициаром (-ми). Дополнительные расходы на поддержку деятельности.

Необходимость контроля над деятельностью фонда


Целевой капитал – лишь один из механизмов финансирования с характерными преимуществами и недостатками (табл. 1.3). Его «встраивание» в существующую финансовую систему некоммерческой организации несёт риски потерь.

Таблица 1.2 – Преимущества и недостатки целевого капитала[11]

Преимущества

Недостатки

Дополнительный источник финансирования деятельности некоммерческой организации

Требование значительных затрат на формирование целевого капитала, управление и преумножение его

Возможность долговременного использования

Положительный эффект от формирования целевого капитала проявляется не сразу

Возможность преумножения полученных пожертвований за счёт эффективного управления

Необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний (налогообложения, инвестиций, фандрайзингу)

Повышение финансовой стабильности некоммерческой организации

Требование отдельного бухгалтерского учёта в зависимости от балансовой стоимости ежегодного аудита

Возможность сделать некоммерческую организацию «прозрачной»

Необходимы внутренние организационные преобразования

Укрепление связей с жертвователями и усиление «обратной связи»

Налаживание каналов взаимодействия с жертвователями требует времени и затрат

Таким образом, законодательно разрешены два варианта формирования целевого капитала: «внутренний» и «внешний» (через учреждение отдельного юридического лица – специализированной организации). Выбор варианта зависит от организационно-правовой формы некоммерческой организации, в интересах которой создается целевой капитал, а также от решения высших органов управления некоммерческой организации и т.д.

1.3.Управление финансами некоммерческих организаций

Имущество бюджетных учреждений как некоммерческих организаций закрепляется за ними на праве оперативного управления. Собственником имущества является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. При этом бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником. Бюджетное учреждение финансируется по бюджетной смете на основании государственного (муниципального) задания учредителем путем регулярных ассигнований, поступающих на лицевой счет учреждения в органах Казначейства РФ. Бюджетное учреждение может получать доходы от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Такие средства поступают на бюджетные счета и должны расходоваться с соблюдением установленного порядка на основании утвержденной сметы.


Бюджетные учреждения в РФ по характеру предоставляемых услуг подразделяются на две группы:

– учреждения социально-культурной сферы: учреждения образования, здравоохранения и физической культуры, культуры и искусства, социального обеспечения, средств массовой информации;

– учреждения государственного (муниципального) управления: государственные и муниципальные органы управления, учреждения судебной системы, органы правопорядка и государственной безопасности и т.д.

Специфика деятельности и характер услуг, оказываемых учреждениями данных групп, определяют различия в источниках формирования их финансовых ресурсов. Единым источником для них выступает финансирование из бюджета, а возможности привлечения дополнительных доходов определяют наличие внебюджетных источников[12].

Поступления из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, доходы от предпринимательской деятельности и добровольные взносы и пожертвования являются источниками формирования финансовых ресурсов государственных (муниципальных) учреждений.

К основным критериям, определяющим финансовую самостоятельность государственных (муниципальных) учреждений, можно отнести: наличие субсидиарной ответственности учредителя; степень ответственности по обязательствам; возможность распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности и имуществом, совершать крупные сделки, привлекать бюджетные и заемные источники финансирования, открывать счета в кредитных организациях[13].

Финансовые ресурсы автономных и бюджетных учреждений представляют собой совокупность денежных средств, формируемых за счет субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и приносящей доход деятельности, заемных средств, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием учреждения в целях реализации задач, поставленных учредителем при его создании.

Рассмотрим схему движения финансовых ресурсов бюджетного учреждения (рис. 1.4).

Финансовые доходы бюджетного учреждения

Государственный бюджет

Внебюджетные источники

Оказание услуг за счет бюджетных средств

Предпринимательская деятельность

Оказание услуг на коммерческой основе

Рисунок 1.4 – Структура источников финансирования бюджетного учреждения


На рис. 1.4 представлено разделение финансовых ресурсов бюджетного учреждения на основные потоки:

1) бюджетное финансирование оказания услуг, в ходе которого бюджетные средства в соответствии со сметой и действующим порядком бюджетного финансирования выделяются бюджетному учреждению для обеспечения деятельности;

2) внебюджетные средства, получаемые в виде дохода от оказания государственных услуг;

3) внебюджетные средства, получаемые: в виде дохода от оказания платных услуг населению; от сдачи в аренду помещений[14]. Частные пожертвования составляют более 70 % бюджета экономически устойчивых НКО в разных странах. Успешность данного источника финансирования за рубежом обеспечивается прежде всего, тем, что эти организации умеют общаться со своей аудиторией, с обществом, в котором и для которого работают. Кроме того, развитие технологий – грамотный выбор инструментов сбора пожертвований, их сегодня достаточно много.

Собирать пожертвования можно разными способами: получать деньги наличными напрямую от жертвователя, либо в ящики-копилки, в том числе на благотворительных ярмарках, либо предлагать жертвователю передать деньги с помощью банковского перевода или платежного терминала, банковской карты, SMS, электронных кошельков и различных систем в Интернете.

Разные платежные механизмы можно (и нужно) комбинировать. Фонды, накопившие большой опыт в области фандрайзинга, стремясь сделать процедуру пожертвования доступной для самой широкой аудитории, предлагают сразу несколько вариантов. В настоящее время все чаще НКО собирают средства на специальных ресурсах, которые аккумулируют информацию о некоммерческих организациях и благотворительных фондах, собирающих пожертвования. Создатели таких ресурсов – как правило, авторитетные благотворительные организации – ручаются за надежность НКО, о которых публикуют информацию, за то, что эти НКО занимаются нужным делом и добиваются хороших результатов. Один из самых известных таких специальных ресурсов – «Благо.ру» http://www.blago.ru. Отчеты о расходовании пожертвований регулярно публикуются на сайте. За время работы ресурса было привлечено около 10 млн. рублей. Такие специальные ресурсы – хороший выход, в частности, для тех организаций, которые не отличаются высокой посещаемостью собственных Интернет-ресурсов или пока их не создали, для тех НКО, кто не может установить у себя на сайте платежную систему.

Если компания занимается благотворительностью в строго определенной сфере, то вероятность получить поддержку на иные проекты низка. Обращаться за поддержкой лучше в специализированные отделы по благотворительности, корпоративной социальной ответственности и поддержке социальных программ (если таковые есть), пресс-службы или PR-отделы.


Фонд местного сообщества (ФМС) – это благотворительная организация, которая собирает средства на определенной территории, чтобы в дальнейшем потратить их на ее развитие. Бюджет фонда образуют гранты, пожертвования физических и юридических лиц, субсидии от государства. ФМС проводят конкурсы некоммерческих инициатив, направленных на решение наиболее актуальных местных проблем.

Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика».

Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь в той степени, в какой это служит достижению целей, ради которых они созданы, и адекватную этим целям полученную прибыли они не могут распределять между участниками (учредителями).

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций представляет собой экономическую деятельность, направленную на получение дохода и напрямую не связанную с достижением основных целей организации. Ведь некоммерческие организации имеют возможность вести деятельность, которая подпадает под разряд коммерческой и отличается от их основных целей. К примеру, в каждом образовательном учреждении имеются столовая или кафетерий, либо есть возможность сдавать в аренду помещение актового зала для проведения концертов или иных массовых мероприятий. Кроме этого, некоммерческие организации могут иметь в собственности какие-либо капитальные активы — ценные бумаги, инвестиции в акции или облигации, нематериальные активы (патенты), а также недвижимость, которые в известной степени являются источником прибыли. Поэтому необходимо различать доходы некоммерческой организации по способу их получения: доходы от предпринимательской деятельности и поступления, полученные от реализации товаров и услуг в связи с осуществлением основной деятельности организации, предусмотренной уставом. Следует иметь в виду, что если полученные доходы направляются на финансирование уставных целей организации, то в принципе не важен способ их получения. При этом нужно помнить, что критерий использования полученных доходов является решающим для определения некоммерческой организации[15].