Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы стилей руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Организационное поведение отражает способы реагирования субъектов и самой организации как субъекта деятельности во внешней среде на происходящие внутренние и внешние изменения. Испытывая постоянное воздействие внешней и внутренней среды, организации стремятся совершенствовать механизмы, обеспечивающие ее устойчивое равновесие и развитие. Этому процессу могут способствовать или препятствовать различные модели организации.

Управленческие отношения в организации проявляются как формализованные и персонализованные, взаимодополняя друг друга. Их комбинации в каждой фирме, в каждом подразделении могут быть различными. Суть организационного управления заключается в том, чтобы найти их оптимальные сочетания на разных стадиях развития фирмы. Практика организационного управления дает многочисленные примеры неудач руководителей именно потому, что они не сумели овладеть таким комбинационным искусством.

Различные комбинации формализованных и персонализованных управленческих отношений образуют различные стили руководства менеджеров. Стили руководства менеджеров – это возникшие в его сознании предпочтительные способы влияния или воздействия на подчинённых ему работников.

Стили руководства менеджеров влияют на многие процессы, происходящие в организации, в том числе на поведение людей и как следствие соблюдение служебной дисциплины.

Таким образом, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами управляющего.

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с совершенно одинаковым стилем руководства. При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности управляющего, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение).

Целью данной курсовой работы является изучение практики реализации и выбор оптимального стиля руководства менеджерами на предприятии ООО «Дорстрой».


Задачами данной курсовой работы выступили:

- изучение теоретических основ стилей руководства;

- анализ стилей руководства менеджеров на примере ООО «Дорстрой»;

- выбор оптимального стиля руководства.

Предмет курсовой работы – стили руководства менеджеров.

Объект курсовой работы – ООО «Дорстрой».

Для написания курсовой работы использовались публикации отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента.

Современное состояние и описание стилей руководства достаточно объективно отражены в публикациях Красовского Ю.Д., Виханского О.С., Кретова Б.И., Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. и др.

1. Теоретические основы стилей руководства

1.1 Сущность и содержание управленческих отношений в организации

Поскольку стиль руководства (leadership style) - обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический и др.), то рассмотрим вначале сущность и содержание управленческих отношений в организации.

Разветвленная система отношений людей, в которой находится руководитель и на которую он оказывает активное воздействие, состоит из отношений различных видов. Их можно разделить на важные и менее значимые для его руководящей деятельности. [17; с. 76]

Реализуя цели и задачи управления, субъект и объект управления вступают в управленческие отношения.

Рассмотрим сущность и содержание управленческих отношений в организации с точки зрения различных авторов.

По мнению Виханского О.С. и Наумова О.И. для того, чтобы между субъектами и объектами управления существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения. [5; с. 97]


В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: [2; с. 64]

1. отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

2. отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства. [2; с. 65]

По мнению Базарова Т.Ю. для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отно­шения, которые имеют комплексный характер. При этом на опре­деленных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Базаров Т.Ю., как и Виханский О.С., считает, что для управления наи­более принципиальными являются два типа отношений: отноше­ния, возникающие при разделении и кооперации труда, и от­ношения найма. [3; с. 68-69]

Бабосов Е.М. считает, что, реализуя цели и задачи управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. О понимании управленческих отношений Бабосов Е.М. говорит двояко. [2; с. 86]

Во-первых, в широком смысле, по факту включенности людей в систему управления. То есть безотносительно к тому, какой стороной этих отношений они выступают - активной или пассивной, субъектом или объектом. В таком понимании носителями управленческих отношений являются все социальные общности и индивиды, а область существования этих отношений совпадает с масштабами осуществления управленческих воздействий в обществе. Следовательно, в широком смысле управленческие отношения представляют собой отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной жизнедеятельности. [2; с. 87]

Во-вторых, управленческие отношения рассматриваются в узком смысле. Как и любые общественные отношения, управленческие отношения являются результатом определенного вида человеческой деятельности - управленческой деятельности. В узком смысле управленческие отношения — это связи между субъектами управления. Связи возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими специальных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью.

Существование подобного вида управленческих отношений в системе управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений. [2; с. 88-89]


Кретов Б.И. определяет управленческие отношения как систему взаимосвязей между субъектами управления, в основе которой лежит заинтересованность одного субъекта в определенном функционировании другого субъекта, на основе вырабатываемых команд, и заинтересованность второго субъекта вести себя соответственно управленческим командам первого для достижения своих целей, поддержания эффективного функционирования, развития и др. Все разнообразие отношений в системе управления Кретов Б.И. делит на отношения: [11; с. 8]

1. субординации (выполнение команд, распорядительство);

2. координации (согласование, договорные отношения);

3. внешние (связи и взаимодействия систем управления);

4. внутренние (внутри системы в процессе управления);

5. простые и сложные (по числу организационных связей между субъектами и объектом управления);

6. постоянные и временные (по времени существования). [11; с. 9]

Управленческие отношения по мнению Кретова Б.И. реализуются через управление как вид социальной деятельности. Эффективность управленческих отношений зависит от их научной обоснованности, так как они формируются и развиваются под влиянием закономерностей управления. Основными мотиваторами осуществления управленческих отношений выступают цели, поставленные в управлении.

Специфика управленческих отношений заключается в следующем:

- управленческие отношения имеют и субъективный характер (всегда отношения между людьми), и объективный одновременно (зависят от уровня развития производственных отношений в обществе и той сферы, где происходит управление);

- управленческие отношения не только отношения «руководства - подчинения», но и целый комплекс взаимоотношений.

Субъектами управленческих отношений являются все носители управленческой деятельности, соучастники управления независимо от их положения в структуре управляющей системы. В каждом случае субъект управленческих отношений может выступать и как субъект, и как объект управления в зависимости от направленности отдельного управленческого воздействия и характера взаимодействия. [11; с. 10]

Управленческие отношения есть объективное проявление социальной жизни человека, и в этой связи они выполняют организующую функцию, обеспечивающую единство и согласованность действий субъектов управленческих отношений. Таким образом, управленческая деятельность есть и условие возникновения, и объект воздействия управленческих отношений.

Радугин А.А. относит к управленческим отношениям весь комплекс взаимосвязей между субъектами всех видов деятельности по поводу управления этой деятельностью. [17; с. 55]


Радугин А.А. выделяет 4 вида управленческих отношений:

- отношения между руководителем и подчиненным;

- отношения между руководителем по поводу управления (различных уровней сфер);

- отношения между подчиненными по поводу управления (самоуправление, бригадная организация труда);

- отношения между руководителем и внешней средой. [17; с. 56-57]

Колесников Р.А. считает, что управленческие отношения - отношения между людьми по поводу организации совместной жизнедеятельности, которые возникают при взаимодействии людей, участвующих в социальном управлении, т.е. в процессе выполнения ими функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества и его подсистем. Виды управленческих отношений - устойчивые общие связи, возникающие между субъектами управленческой деятельности в процессе реализации целей функционирования и развития объекта управления. [8; с. 28]

По мнению Колесникова Р.А. управленческие отношения имеют сложную внутреннюю структуру:

  • отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи); между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи); между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;
  • отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации), в разных звеньях управления (отношения координации). [8; с. 29-30]

Баландина Т.М. считает, что управленческие отношения являются необходимыми для координации деятельности работников внутри коллективов и между ними. В зависимости от уровня руководства деятельность руководителя реализуется через отношения различных типов. Это могут быть непосредственные личные контакты с сотрудниками, находящимися в прямом подчинении, или с непосредственными руководителями, с руководителями партийной и общественных организаций или отношения, основанные на указаниях, организационных правилах. [4; с. 74]

Красовский Ю.Д. считает, что, с одной стороны, управленческие отношения формируются руководителем в сфере его воздействия (власть) и в «поле» его влияния (авторитет). С другой стороны, сам руководитель попадает в объективно возни­кающие управленческие отношения ответственной зависимости, которые формируются между подразделениями (горизонтальные), между службами различных иерархических уровней (диагональные), между вышестоящими и нижестоящими руководителями (верти­кальные «сверху вниз» и «снизу-вверх»). Любая организация, осо­бенно созданная для производства и продажи товара на рынке, опутана сетью управленческих отношений.[9; с. 115]