Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы стилей руководства).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы стилей руководства
1.1 Сущность и содержание управленческих отношений в организации
1.2 Сущность и виды стилей руководства менеджеров
2. Анализ стилей руководства менеджеров на примере ООО «Дорстрой»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дорстрой»
2.2 Оценка стилей руководства менеджеров
2.3 Диагностика стилей руководства
- проблема неправильного стиля руководства (авторитарного) руководителя предприятия является одной из ключевых проблем для ООО «Дорстрой».
- анализ уровня дисциплины показал, что такое нарушение трудовой дисциплины как прогулы в ООО «Дорстрой» отсутствуют. Основными нарушениями трудовой дисциплины является появление на работе в нетрезвом виде, опоздания на работу и преждевременный уход с работы.
- в динамике число нарушителей трудовой дисциплины сокращается с 21 чел. 2016 г. до 18 чел. в 2018 г. Уровень трудовой дисциплины возрастает, т.к. количество нарушителей сократилось с 6,4% в 2016 г. до 5,4% в 2018 г.
- диагностика стилей руководства руководителя ООО «Дорстрой» по методике «Краб», разработанной Ю.Д. Красовским показала, что для руководителя ООО «Дорстрой» характерен авторитарно-инноваторский мобилизаторский управленческий стиль.
По результатам проведенного в главе 2 анализа перед ООО «Дорстрой» стоят две проблемы, которые необходимо решить: ослабить авторитаризм руководителя и усилить мобилизаторские, инноваторские и гуманизаторские роли; усилить трудовую дисциплину.
Поскольку авторитаризм в управленческой роли способствует улучшению трудовой дисциплины, то решение двух данных проблем будет состоять в сохранении авторитаризма в области контроля и соблюдения дисциплины и ослабления авторитаризма в области принятия решения, отношения к подчиненным, к инноваторству и усиления данных тенденций в мобилизаторских, инноваторских и гуманизаторских ролях.
С учетом изменений, предложенных в третьей главе, микромодель стилей руководства руководителя, приблизилась к персонализированной, хотя в ней также силен авторитарный аспект в области контроля за соблюдением дисциплины и мобилизаторский аспект. Данная микромодель не ослабит контроль за соблюдением дисциплины с одной стороны, и с другой стороны усилит заинтересованность работников в их работе, увеличат их отдачу, что позволит усилить в результате служебную дисциплину.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 г № 197-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/. (Дата обращения: 14.05.2019)
- Бабосов Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. - М.: ТетраСистемс, 2018. – 288 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом организации. - М.: Юнити, 2018. – 560 с.
- Баландина Т.М. Этапы управления развитием организационной культуры // Вестник СГАУ. – 2013. – № 2. – С. 73-76.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2018. – 576 с.
- Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала. - Ростов н/Д: «Феникс», 2017. – 448 с.
- Глухов П.С. Психометрия методики «КРАБ» Ю.Д. Красовского
для исследования стилей руководства менеджеров // Материалы Сборника тезисов Всероссийской научной конференции: Современная психодиагностика в изменяющейся России. - 2017. – С. 123-132. - Колесников Р.А. Модели организационного поведения // Управление общественными и экономическими системами. – 2018. - №6. – С. 28-34.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ, 2017. – 488 с.
- Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией: учебное пособие для студентов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 352 с.
- Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - №4. – С. 8-12.
- Кудрявцева Е.И. Стили руководства руководителей. URL: www.elitarium.ru. (Дата обращения: 14.05.2019)
- Морозов С.А. Трудовая дисциплина // Управление персоналом. - 2018. – №4. – С. 18-27.
- Одегов Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 512 с.
- Новицкая Л.А. Понятие, сущность и значение трудовой дисциплины // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2018. – №9. – С. 16-23.
- Полетаев Ю.Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
- Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 2018. – 160 с.
- Санталайнен Т. Управление по результатам / Т. Санталайнен, Э. Воутилейнен, П. Порейне, И. Х. Ниссинен. - М.: Прогресс, 2016. – 320 с.
- Трудовое право России: учебник / под ред. А.М. Куренного. – М., Юристъ, 2017. – 493 с.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2018. – 368 с.
Микромодели управленческих отношений
Рис. 1. Микромодель формализованных и предпочтительных управленческих отношений
Рис. 2. Микромодель кризисных управленческих отношений
Рис. 3. Микромодель динамичных управленческих отношений
Рис. 4. Микромодель технократически-авторитарных управленческих отношений в коммерческом банке
Рис. 5. Микромодель технократически-авторитарных управленческих отношений в коммерческой фирме
Рис. 6. Микромодель командно-бюрократических управленческих отношений
Рис. 7. Микромодель авторитарно-инноваторских управленческих отношений
Рис. 8. Микромодель персонализованных управленческих отношений в госучреждении
Рис. 9. Микромодель персонализованных управленческих отношений в коммерческой фирме
Анализ использования рабочего времени
№ п\п |
Показатели |
Количество |
||
2016г./355чел. |
2017г./375чел. |
2018г./371чел. |
||
1 |
Календарный фонд времени, дни |
366 |
365 |
365 |
2. 2.1 2.2 |
Количество нерабочих дней (стр.2.1+стр.2.2) в том числе: праздничных выходных |
116 12 106 |
116 12 104 |
116 12 104 |
3 |
Количество календарных рабочих дней (номинальный фонд) (стр.1-стр.2) |
88750 |
93375 |
92379 |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 |
Неявки на работу, дни (стр.4.1+стр.4.2+стр.4.3+стр.4.4+стр.4.5 +стр.4.6+стр.4.7) в том числе: очередные и дополнительные отпуска учебные отпуска отпуска в связи с родами болезни прочие неявки, разрешенные законодательством |
15991 14200 - 1133 98 560 |
17360 15000 - - 1630 98 632 |
18746 16324 - - 1877 112 433 |
5 |
Целодневные простои (только по отчету) |
|||
6 |
Число рабочих дней в году (стр.3-стр.4-стр.5) |
72759 |
76015 |
73633 |
7 |
Средняя продолжительность рабочего дня (номинальная) (расчетная), часы |
8 |
8 |
8 |
8 8.1 8.2 8.3 8.4 |
Потери времени, связанные с сокращением длительности рабочего дня, часы (стр.8.1+ стр.8.2+стр.8.3+стр.8.4) в том числе: для кормящих матерей внутрисменные простои (по отчету) для занятых на тяжелых и вредных работах для подростков |
|||
9 |
Средняя продолжительность рабочего дня, часы (стр.7-стр.8) |
8 |
8 |
8 |
10 |
Полезный (эффективный) фонд времени одного рабочего, часы (стр.6хстр.9) |
582072/1640 |
608120/1622 |
589064/1588 |
Результаты заполнения опросника
Бюрократический управленческий стиль (роль) |
Да, это |
Да, пожалуй, |
Не совсем |
Так |
Так бывает |
Иногда так |
усилить |
ослабить |
сохранить |
|
(«Во всем должен быть порядок») |
именно так |
так |
так |
Происходит |
часто |
бывает |
||||
постоянно |
||||||||||
1 |
Любит ясные, четкие правила |
2 |
2 |
* |
||||||
2 |
Больше всего ценит надежность, стабильность, постоянство |
2 |
2 |
* |
||||||
3 |
Функции каждого работника досконально расписаны |
1 |
1 |
* |
||||||
4 |
Считает, что любая работа должна выполняться так, как была запланирована |
1 |
1 |
* |
||||||
5 |
Исполнительность ставится главным критерием оценки работников |
1 |
1 |
* |
||||||
6 |
Полагает, что хороший работник – это прежде всего дисциплинированный работник |
2 |
3 |
* |
||||||
7 |
Поведение работников стремится подчинить жестким правилам |
1 |
1 |
* |
||||||
8 |
Инициативные предложения решает долго и неохотно |
1 |
1 |
* |
||||||
9 |
Предпочитает жесткую субординацию управления |
1 |
1 |
* |
||||||
10 |
Здравый смысл вытесняется заорганизованностью работ |
1 |
1 |
* |
||||||
11 |
Формальное отношение к делу и к людям становится преобладающим |
2 |
2 |
* |
||||||
Итог: |
0 |
8 |
7 |
5 |
4 |
7 |
КБ = 31 / 66 = 0, 47*10= 4,7
Технократический управленческий стиль (роль) |
Да, это |
Да, пожалуй, |
Не совсем |
Так |
Так бывает |
Иногда так |
усилить |
ослабить |
сохранить |
|
(«Пришел на работу – оставляй свое настроение дома!») |
именно так |
так |
так |
происходит |
часто |
бывает |
||||
постоянно |
||||||||||
1 |
Считает, что человек должен жить своей работой |
2 |
2 |
* |
||||||
2 |
Полагает, что работники должны полностью выкладываться на работе |
2 |
2 |
* |
||||||
3 |
Скептически относится к психологии: «Ею всегда можно оправдать любые ошибки работника» |
2 |
2 |
* |
||||||
4 |
Считает, что все должны работать, как часовой механизм |
1 |
1 |
* |
||||||
5 |
Убежден, что работники должны оставаться на работе и после окончания рабочего дня, если надо |
2 |
2 |
* |
||||||
6 |
Убежден, что личные проблемы не должны мешать выполнению задания |
2 |
2 |
* |
||||||
7 |
По его мнению, работник должен быть полностью подчинен рабочему алгоритму |
1 |
1 |
* |
||||||
8 |
Полагает, что если работник хорошо выполняет работу, ему надо ставить более сложные задачи |
2 |
2 |
* |
||||||
9 |
Думает, что работника не надо портить похвалой |
1 |
1 |
* |
||||||
10 |
Полагает, что работник недорабатывает, как бы хорошо ни работал |
1 |
1 |
* |
||||||
11 |
Полагает, что работник – это исполнитель рабочих функций |
1 |
1 |
* |
||||||
Итог: |
0 |
12 |
5 |
0 |
12 |
5 |
КБ = 34 / 66 = 0, 52*10= 5,2
Автократический управленческий стиль (роль) |
Да, это |
Да, пожалуй, |
Не совсем |
Так |
Так бывает |
Иногда так |
усилить |
ослабить |
сохранить |
|
(«Если хотите со мной разговаривать, то молчите!») |
именно так |
так |
так |
происходит |
часто |
бывает |
||||
постоянно |
||||||||||
1 |
Использует властные методы в критических ситуациях |
3 |
3 |
* |
||||||
2 |
Требует беспрекословного подчинения |
2 |
2 |
* |
||||||
3 |
Считает, что его подчиненные должны быть ему лично преданы |
2 |
2 |
* |
||||||
4 |
Полагает, что быть «крутым» — значит использовать власть как способ давления |
2 |
2 |
* |
||||||
5 |
Настаивает на безусловном подчинении во всем |
3 |
3 |
* |
||||||
6 |
Ставит подчиненных в ситуации жесткого контроля |
2 |
2 |
* |
||||||
7 |
Требует подчинения тогда, когда в этом нет необходимости |
1 |
1 |
* |
||||||
8 |
Не хочет делиться властью, отвергая метод делегирования полномочий |
2 |
2 |
* |
||||||
9 |
Не признает критических замечаний в свой адрес |
3 |
3 |
* |
||||||
10 |
Считает, что «его» работники должны выполнять его распоряжения, даже если они их не одобряют |
3 |
3 |
* |
||||||
11 |
Убежден, что людей надо заставлять работать, иначе они будут увиливать от работы |
2 |
2 |
* |
||||||
Итог: |
12 |
12 |
1 |
12 |
12 |
1 |