Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Теоретические аспекты мотивации труда в малом предпринимательстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В малом бизнесе мотивация работников - это один из ключевых вопросов потому, что практически каждый работник малого предприятия является единственным специалистом в своей сфере деятельности. Для того, чтобы деятельность сотрудников в команде малого предприятия была более эффективной, он должен быть заинтересован в ней материально и морально.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в основу мотивации в настоящее время на предприятиях малого бизнеса ложится организация оплаты труда, которая зачастую не отвечает требованиям современного рынка труда, а также трудозатратам и квалификации сотрудников. Кроме того, уровень оплаты труда, ее система и организация на предприятиях малого бизнеса устанавливается предпринимателем - единоличным руководителем, поскольку именно руководитель формирует размер фонда оплаты труда на своем предприятии.

Объектом исследования курсовой работы является Общество с ограниченной ответственностью «СМ-мебель».

Предмет исследования – основы системы мотивации труда на предприятиях малого бизнеса.

Целью курсовой работы является проведение анализа построения системы мотивации труда малого бизнеса (на примере ООО «СМ-мебель»).

Цель исследования определила постановку следующих задач:

1) рассмотреть теоретические аспекты мотивации труда в малом предпринимательстве;

2) проанализировать показатели труда организации малого бизнеса (на примере ООО «СМ-мебель») ;

3) провести анализ системы мотивации труда работников в ООО «СМ-мебель».

Методологическая основа исследования состоит из традиционно используемых фактических, познавательных процедур и приемов, взятых в объективном плане. Одним из таких методов стал аналитический метод наблюдения, в ходе которого было проведено изучение документационных данных всей текущей совокупной информации о системе мотивации на исследуемом предприятии.

Важная роль при раскрытии целей и задач исследования отводится методу системного анализа, выраженного в совокупности комплексных исследовательских приемов, процедур, связанных с обработкой, интерпретацией и описанием данных.

Теоретической основой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати по вопросу формирования системы мотивации труда на малом предприятии, трудовое законодательство РФ.


В соответствии с целью и задачами, поставленными в исследовании, работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда в малом предпринимательстве

1.1. Понятие предпринимательства, основные критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу

Часть первая статьи 8 Конституции РФ определяет, что в нашей стране гарантируется свобода экономической деятельности. Часть 1 статьи 34 Конституции РФ говорит о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, в Конституции РФ говорится о предпринимательской деятельности как одной из разновидностей экономической и делается это в таких важнейших главах, как «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина», что знаменует наличие серьезных гарантий реализации права предпринимательской деятельностью в РФ [1].

Предпринимательство выступает в качестве важнейшей составляющей экономики любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство – это подавляющая часть всех форм организаций. За последние годы в Российской Федерации сформировалось множество предпринимателей различных организационно-правовых форм. Как и в западных странах, основная доля российского предпринимательства - это малый и средний бизнес.

Бизнес и предпринимательство - основные элементы рыночной экономики, без которых государство не может интенсивно развиваться. Бизнес и предпринимательство влияют на темпы экономического роста РФ, структуру, объем, качество ВНП.

За последние годы данные понятия стали восприниматься, как тождественные, утрачивая свой первоначальный смысл.


На сегодняшний день, самое распространенное определение говорит: «бизнес — это любая деятельность, которая направлена на получение прибыли и осуществляется путем реализации пользующихся спросом товаров и услуг» [4, с. 1-2].

Существуют и иные понятия бизнеса, к примеру: «бизнес — это предпринимательская деятельность, которую ведут субъекты рыночной экономики и государственные органы за счет собственных или заемных средств под свою ответственность и главными целями которой являются развитие собственного предприятия и получение прибыли» [4, с. 1-2].

Предпринимательской деятельностью или предпринимательством в настоящее время называется самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, связанная с риском и осуществляемая под свою ответственность, направленная на получение дохода от реализации товаров (работ, услуг), использования имущества в соответствии с законодательством РФ [5, с. 110-112].

Считаем, что между предпринимательством и бизнесом есть различия, если изучать предпринимательство в несколько узком смысле.

Итог предпринимательской деятельности – это создание или же развитие бизнеса, а целью бизнеса является получение прибыли. Значит, получение прибыли выступает в качестве опосредованной цели предпринимательства.

Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица и юридические лица и их объединения: хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели [11].

Малое и среднее предпринимательство вносит весомый вклад в экономику России, способствуя ускорению экономического роста. Благодаря развитию малого и среднего предпринимательства происходит увеличение рабочих мест, сокращается уровень безработицы, насыщаются рынки. Для того, чтобы предприятия малого и среднего бизнеса успешно функционировали, необходима финансовая поддержка. Именно поэтому важно определить четкие критерии отнесения организаций к малым и средним.

В мире в настоящее время не разработаны единые стандарты определения малого и среднего предпринимательства. Каждое государство самостоятельно определяет критерии отнесения организаций и предприятий к малому и среднему предпринимательству [12, с.83-86].

Изучение малого и среднего предпринимательства в РФ необходимо начинать с Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».


Данный закон регулирует отношения, которые возникают между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления в области развития малого и среднего предпринимательства. Здесь определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры его поддержки, виды и формы данной поддержки [3].

В Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным законом принята классификация микро-, малых и средних предприятий, которая в своей основе использует количественный подход. На рисунке 1 представлена система критериев отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства в РФ.

Рисунок 1 – Количественные критерии отнесения предприятий к малому и среднему предпринимательству в РФ

Таким образом, исходя из данных рисунка 1, можно говорить о том, что к микропредприятиям в РФ относятся те предприятия, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год была не более 15 человек; к малым — от 16 до 100 человек; к средним — от 101 до 250 человек.

Показатель предельного значения дохода, который получен от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для микропредприятий не должен превышать 120 млн. руб., для малых предприятий — 800 млн. руб., для средних — 2 млрд. руб.

Доля участия в уставном капитале предприятия иных коммерческих организаций различается в зависимости от вида организации и не должна превышать:

- 25 % для государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;

- 49 % — для иностранных юридических лиц, юридических лиц, не являющихся малыми и средними предприятиями [12, с. 83-86].

Преимущество количественных критериев – это удобство их применения в целях статистического наблюдения, их легко можно рассчитать и оценить в условиях изменения экономической ситуации.

В целом показатели количества занятых и дохода на малых и средних предприятиях свидетельствуют о масштабе их деятельности и принадлежности к определенной группе.

Сведения об организации и индивидуальном предпринимателе заносят в специальный реестр, который Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС РФ) формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Этот реестр публикуется на сайте ФНС РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели попадают в реестр малых и средних предприятий автоматически, если соблюдаются все критерии отнесения. ФНС РФ сам формируют реестр на основании тех данных, которые у них есть, а именно:


- сведения о численности сотрудников;

- декларации о доходах;

- сведения из ЕГРЮЛ об участниках и составе уставного капитала.

Создание такого реестра направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства. Принадлежность к такому предпринимательству дает право на получение мер государственной поддержки. Так, обратившись к сведениям из реестра МСП, органы власти смогут получить подтверждение статуса предпринимателя и принять положительное решение о его праве на соответствующие меры поддержки.

1.2. Особенности организации труда и необходимость мотивации персонала в малом бизнесе

Малый бизнес зачастую проигрывает по привлекательности корпорациям. Это сильно отражается на мотивации сотрудников. Предприниматели обычно не могут предложить персоналу добровольное медицинское страхование, дотации на обеды в офисе или корпоративный транспорт. Многомиллионные корпоративы тоже не по карману. Да и зарплата в таких организация в большинстве случаев не может конкурировать со ставками в крупном бизнесе.

На самом деле, для организаций малого бизнеса существует множество способов не только вдохновить уже работающих сотрудников на трудовые подвиги, но и сделать так, чтобы кандидаты выстроились в очередь на собеседование. То, что невозможно в корпорациях, с легкостью воплощается в маленьких фирмах.

Организации малого бизнеса имеют ряд особенностей в области управления персоналом, например [21]:

- личностный характер взаимоотношений между предпринимателем и работниками небольшого коллектива фирмы;

- ведущая роль руководителя-предпринимателя в деятельности малого предприятия, его вовлеченность в производственный процесс;

- высокий образовательный уровень кадров малого предприятия, который обусловлен содержанием деятельности и высокими профессиональными требованиями;

- неформальность и гибкость управления персоналом;

- особые требования к личным качествам работников;

- социальная незащищенность.

Методы мотивации персонала на предприятиях малого бизнеса могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивации, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия [25, с. 40-45].