Файл: "Государственная служба в России".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одним из видов социальной деятельности людей является служба в государственных и общественных организациях, государственных органах. Служба государству тесно связана с самим государством и его ролью в целом жизни общества. Она является одной из сторон деятельности государства по организации, а также правовому регулированию личного состава государственных органов. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что государственная служба является ключевым элементом всей системы государственного управления, без повышения эффективности которого невозможны преобразования в иных сферах. Организующая деятельность государства объемлет самые разнообразные сферы жизнедеятельности общества и в связи с этим государственная служба регулируется как нормами административного права, таки нормами других отраслей права. От зависимости направленности деятельности государственного служащего порождаются также и гражданские правоотношения. Помимо специальных социальных гарантий устанавливаемых для государственных служащих, в связи со спецификой их деятельности, на них так же распространяются те социальные гарантии, которые предусмотрены для всего населения. Организация высокоэффективной в смыслах политическом и правовом государственной службы, рассматриваемой в неразрывной и органической связи со всей системой управленческого аппарата и государственного управления, является условием необходимым для укрепления российской демократической государственности, повышения действенности власти и авторитета как в мире, так и для граждан России. Формирование широкого слоя высококвалифицированных и адекватных к сегодняшним требованиям и задачам государственных служащих, способных обеспечить безупречность и эффективность работы органов государственной власти, является одной из важнейших актуальных задач для государственного строительства.

В современной России вопросам исследования государственной службы, раскрывающих ее концепции, цели, приоритеты и виды, а также анализирующих её состояние посвящены работы Г.А. Борщевского, Д.М. Овсянко, А.Г. Барабашева, А.К. Бочарова, Е.И. Добролюбова, Н.Н. Калмыкова , А.В. Клименко, О.С. Минченко, И.А. Соколова, В.Н. Южакова и других, благодаря которым получило развитие, непосредственно, видение реформирования государственной службы, позволяющее, глубже оценить систему государственного управления.


Цель курсовой работы состоит в анализе государственной службы в России, оценке опыта и современного состояния, выбора путей совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, виды и принципы государственной службы;

- изучить эволюцию государственной службы современной России и этапы её реформирования;

- дать характеристику развития государственной службы как элемента системы государственного управления;

- оценить кадровую политику государственной службы;

- определить проблемы развития государственной службы;

- наметить пути реформирования государственной службы.

Объектом исследования выступает государственная служба.

Предметом исследования является совокупность общественных и экономических отношений возникающих в процессе государственного управления.

Информационная база исследования составлена на основе: Федеральных законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, касающихся темы исследования.

В работе использовались общенаучные (сравнение, анализ, обобщение и т.д.) и специальные (сравнительно-исторический, статистический анализ, гуманитарно-личностный и т.д.) методы исследования.

1. Основы системы государственной службы

1.1. Государственная служба: понятие, виды и принципы

Государственная служба Российской Федерации — по законодательству России, «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

- иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации» [19. С. 5].


Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды [26. С. 25]:

- Военная служба;

- Государственная гражданская служба Российской Федерации;

- Федеральная государственная служба иных видов.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [4].

Заметным событием в общественной жизни стало принятие (спустя десять лет после при­нятия Конституции РФ 1993 года [1]) Государственной думой федерального закона о государствен­ной службе. Заложен демократический принцип устранения ограничений и запретов, которые имели место в кадровой политике советской власти. Выделим следующие статьи Закона [4].

«Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации.

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – граждан­ская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должно­стях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – долж­ности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных госу­дарственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих го­сударственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадро­вом резерве и другие случаи).

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на фе­деральную государственную гражданскую службу (далее также – федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации….

Статья 4. Принципы гражданской службы.

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федера­ции, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения…;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;


7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами…» [12. С. 9].

Отмена ограничений и запретов, равный доступ к государственной службе граждан России создают условия для консолидации общества, являющейся важнейшим фактором социально­го демократического государства. Заложена основа для профессионального роста и продви­жения кадров. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ [3] устанавливает порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации, кото­рый определяется законами субъектов России с учетом положений указанного федерального закона. Введены чины: специалист, референт, советник с разделением на категории и ранги.

Между государственной гражданской службой РФ и субъекта РФ отличие заключается в осуществляемой гражданином в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона трудовых функций. Следует также отметить, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, тогда как должности государственной гражданской службы субъектов РФ учреждаются их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо замещающего государственную должность лица.

Законодательством Российской Федерации предусматривается классификация должностей государственной гражданской службы. По категориям они подразделяются на [3; 4]:

- руководители - должности руководителей и заместителей руководителей органов государственной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

- помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

- специалисты обеспечивающие - должности, учреждаемые для информационного, организационного, документационного, хозяйственного, финансово-экономического, и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;


- специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

По группам классификация должностей государственной гражданской службы подразделяется на [3; 4]:

- высшие должности гражданской службы;

- главные должности гражданской службы;

- ведущие должности гражданской службы;

- старшие должности гражданской службы;

- младшие должности гражданской службы.

Военная служба законом [3; 4] определяется как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Правоохранительная служба [3;4] - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Таким образом, созданная политико-правовая база для развития государственной службы от­крывает возможности для моделирования реальной модели государственной службы. Поскольку для госу­дарственной службы современной России стали первоочередными: