Файл: Понятие договора франчайзинга (коммерческой концессии) и его особенности в предпринимательской сфере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также можно отметить такой вид конфиденциальной информации, как ноу-хау. Этот термин можно определить, как знания о технологических решениях в самых разных сферах практической деятельности, допускающих практическое использование и пригодных в экономическом обороте в силу неизвестности и недоступности третьим лицам. Ноу-хау должно быть зафиксировано на физическом носителе, чтобы обладать юридической охраной.

Соответственно, в неразглашении коммерчески значимой конфиденциальной информации в том числе и ноу-хау и заключается одна из обязанностей пользователя перед правообладателем по договору коммерческой концессии. Способ и объем использования такой информации строго определяется договором.[18]

Среди прав пользователя франшизы можно отметить важное для него право на преимущественное продление договора после истечения его срока. Так, согласно статье 1035 ГК РФ: «пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.»

Это положение позволяет дополнительно защитить компанию пользователя от недобросовестности правообладателя, так как франчайзи заинтересован в продолжении ведения стабильной совместной деятельности, же вложив силы и средства во исполнение договора франчайзинга и развития сети франчайзера.

Также, статья 1032 упоминает обязанность пользователя указывать любым общедоступным для потребителя способом информацию о том, что пользователь работает на условиях коммерческой концессии, дабы не вводить клиентов в заблуждение. Но данное положение вызывает обоснованные сомнения в своей целесообразности, ведь оно порождает дополнительные сомнения в качестве товаров и услуг у потребителя, при том что на это самое качество направлены нормы о контроле качества со стороны правообладателя и соответствии качественных характеристик товаров и услуг правообладателя и пользователя.

Помимо прав и обязанностей договор коммерческой концессии также может содержать определенные ограничения для сторон, порождающие дополнительные прав и обязанности. Право на включение в соглашение таких ограничений дано сторонам по статье 1033 ГК РФ, в которой исчерпывающе определен список возможных ограничений.

Среди таковых можно отметить строгое ограничение на сотрудничество пользователя с конкурирующими в данной сфере фирмами. Цель такого ограничения обоснована недоверием к пользователю со стороны правообладателя, опаской передачи тайной коммерческой информации, скрытого саботажа своей деятельности на рынке. Но данное ограничение действительно только при условии, если не противоречит закону «О защите конкуренции».[19]


Также среди ограничений важным является пункт в соглашении об обязательстве правообладателя не предоставлять право использования объектов интеллектуальной собственности сторонним организациям, потенциальным пользователям на той территории, которая уже закреплена за пользователем по действующему договору коммерческой концессии, равно как и не обязательство не вести аналогичную предпринимательскую деятельность той, что ведет пользователь на основании договора коммерческой концессии. Данное ограничение страхует пользователя от внутренней конкуренции среди собственной франшизной сети, упрощает взаимопонимание с правообладателем и стабилизирует развитие предприятия пользователя.

Помимо отказа правообладателя на передачу прав третьим лицам аналогичных правам, полученным пользователем в соглашении возможен также пункт об отказе пользователя от получения прав, аналогичных переданным ему правообладателем, от стороннего правообладателя. Это сделано для того, чтобы пользователь не концентрировал в своем предприятии различные франшизы, дабы не было неопределенности в приоритете соблюдения интересов правообладателя. Также это защищает правообладателя от скрытой конкуренции.

Важным для единообразия франшизной сети является положение, налагающее обязательство на пользователя реализовывать, в том числе перепродавать произведенные или закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием исключительных прав правообладателя по установленным им ценам.

Также в соглашение включается пункт о территориальном разграничении ведения деятельности[20]. Пользователь имеет право реализовывать продукцию, выполнять работы и оказывать услуги с использованием переданных исключительных прав только на обусловленной договором территории. Помимо общих границ действия также согласуются с правообладателем и конкретные места размещения коммерческих помещений пользователя, их внешнее и внутреннее оформление, в том числе, если требуется согласно корпоративному стилю, и форма персонала, дизайн рекламных вывесок и прочие проявления средств индивидуализации франчайзера.

Притом, нельзя включать в соглашение условия об оказании услуг или продажи товаров только тем клиентам, которые территориально проживают на территории, закрепленной за пользователем. Такие положения считаются ничтожными.

Все эти ограничения имеют своим пределом антимонопольное законодательство. Соответственно, такие условия договора могут быть признаны недействительны требованием антимонопольного органа по требованию заинтересованного лица, если такие условия противоречат антимонопольному законодательству и ведут к недобросовестной конкуренции. Так, например, согласно федеральному закону №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года, применительно к договору коммерческой концессии действую нормы, допускающие регулирование цен правообладателем; запрет на реализацию продукции, услуг или работ конкурентов правообладателя.


2.2.Ответственность участников франчайзинговых отношений

Ответственность сторон по договору коммерческой концессии определена статьей 1034 ГК РФ, согласно тексту которой: «правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.

По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем».

Рассмотрим более подробно разницу в видах ответственности. Так, согласно статье 399 ГК РФ предполагается, что по договору коммерческой концессии правообладатель несет именно дополнительную, субсидиарную, ответственность. То есть, требования сначала должны быть обращены к пользователю комплекса прав, который в данном случае выступает основным должником. И только в случае, если отказывается удовлетворить требование, равно как и не реагирует на него в разумный срок, такое требование предъявляется правообладателю. Такая взаимосвязь ответственности предопределена тем, что правообладатель имеет определенный контроль за деятельностью пользователя согласно договору коммерческой концессии и его условий о контроле качества. Также данный подход к ответственности отражает иерархичность при разрешении претензионных требований, что более удобно и оперативно как для пользователя комплекса прав, так и для клиента. В то же время, это подталкивает к более ответственному выбору пользователя, а соответственно повышению уровня защиты потребителя.

Помимо субсидиарной ответственности устанавливается также и солидарный вид ответственности, но только в случае, когда пользователь участвует в процессе производства продукции правообладателя.

Положения о солидарной ответственности установлены общими правилами статей 322-324 ГК РФ. Так, потребитель получает право по собственному выбору предъявить требования к любому из должников, будь-то пользователь или правообладатель как полностью, так и в части требований. Соответственно должник, исполнивший требование полностью получает регрессные права требования по отношению к другому должнику.

Солидарная ответственность в коммерческой концессии сближает этот договор с лицензионным.


В случае, если вред причинен именно конечному потребителю, данные отношения по вопросам ответственности за качество продукции также регулируются нормами Закона «О защите прав потребителей»[21], в котором перечень оснований для ответственности шире, чем тот, что урегулирован Гражданским кодексом. Ко всему прочему, правообладатель и пользователь несут также ответственность за вред вследствие недостатков продукции, произведенной по договору коммерческой концессии. Ответственность в данном случае регулируется статьями 1095-1098 ГК РФ.

Помимо ответственности, предусмотренной за несоответствующее качество товаров или услуг существует также ответственность между пользователем и правообладателем.

Так, например, статья 1035 ГК РФ дает право правообладателю отказать пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок даже если обязанности по договору исполнялись добросовестно. Но при отказе правообладатель обязуется не заключать аналогичные договора коммерческой концессии на данной территории на срок одного года со дня истечения срока прошлого договора. Те же условия касаются и на согласие на заключение договора субконцессии по аналогичным правам и на той же территории. При заключении аналогичного договора до истечения срока, правообладатель обязан предложить заключить соглашения сначала бывшему пользователю по договору, иначе тот, в свою очередь, имеет право через суд требовать перевода прав и обязанностей, возложенных на нового пользователя на себя, а также право на возмещение понесенных отказов взаключении договора убытков. Также пользователь может потребовать только возместить убытки без перевода условий соглашения на себя.

2.3.Изменение и прекращение договора франчайзинга (коммерческой концессии)

Изменение договора коммерческой концессии происходит согласно положениям главы 29 ГК РФ, регулирующей общие положения изменения и расторжения договора[22].

Но отличительной особенностью является обязанность сторон регистрировать все изменения в соглашении в порядке аналогичном тому, что был при первичной регистрации договора коммерческой концессии.


При нарушениях прав пользователя вследствие изменения правообладателем коммерческого обозначения, право на которое было передано по договору в составе комплекса исключительных прав, такой договор продолжает действовать, а пользователь получает право на использование нового коммерческого обозначения и соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю. Также смена коммерческого обозначения дает право пользователю расторгнуть договор и потребовать возмещения понесенных убытков. В случае, если у правообладателя прекратилось право на объект, входящий в переданный комплекс прав, сам договор продолжает свое действие, кроме условий, качающихся прекратившегося права, а пользователь, в свою очередь, получает право на соразмерное уменьшение вознаграждения, уплачиваемого правообладателю.

Прекращение договора коммерческой концессии происходит согласно правилам статьи 1037 главы 54 ГК РФ.

Так каждая из сторон соглашения в любое время имеет право отказаться от исполнения договора, уведомив другую сторону за шесть месяцев до этого, если договором не установлен иной срок предупреждения. Но такой порядок действует только в случае, если в договоре не указан срок его действия. Также каждая из сторон имеет право отказаться от договора ранее шести месяцев, уведомив другую сторону за тридцать дней в случае, если договором установлена возможность прекратить договор досрочно уплатой денежной суммы, отступного.

Также законом установлен перечень оснований отказа от исполнения договора правообладателем полностью или частично:

  1. В случае, если пользователем нарушено условие о качестве производимых товаров (оказываемых услуг, работ);
  2. При грубом нарушении пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных во исполнение условий договора, равно как и нарушение условий использования предоставленного комплекса прав;
  3. Если пользователь нарушил условие о выплате вознаграждения в определенный договором срок;
  4. Также, при условии, что пользователь после направления правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок, равно как и совершил такое же нарушение договора в течение года с даты направления ему такого письменного требования.

Примером прекращения договора коммерческой концессии может служить пример из судебной практики . Рассмотрим решение Арбитражного суда города Москва по делу № А40-104153/13 от 17 октября 2013 года. Истец в лице ООО «КРЕПМАРКЕТ» выдвинул к ответчику ООО «Крепежные материалы» требования о взыскании задолженности по договору коммерческой концессии, а также суммы пошлины за государственную регистрацию расторжения договора[23]. Заявление было мотивировано тем, что ответчик не выполняет обязательств по оплате переданных прав по договору.