Файл: Понятие договора франчайзинга (коммерческой концессии) и его особенности в предпринимательской сфере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд посчитал требования заявителя подлежащими удовлетворению по основаниям в виде заключения договора коммерческой концессии между ними, а также договора поставки продукции. По договору за предоставление комплекса исключительных прав была предусмотрена выплата единовременного вознаграждения в определенном договором размере, а также периодические платежи, уплачиваемые пользователем с каждого торгового места. Пользователь допустил образование задолженности по выплатам и тем самым не исполнил обязательств по договору. В соответствии со статьей 1037 ГК РФ правообладатель полностью отказался от исполнения договора по причине грубого нарушения условий договора пользователем. Так как гражданское законодательство исходит из того, что основанием наступления договорной ответственности служит нарушение договора, соглашения самих сторон, то судом принято решение взыскать с ответчика в пользу истца сумму долга и неустойки, поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по оплате вознаграждения в установленный договором срок, хотя должен был это сделать в силу статей 309, 310, 314 ГК РФ. Кроме того, судом признана подлежащей взысканию сумма расходов по регистрации расторжения договора коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии прекращается и по иным обстоятельствам[24], например, в случае прекращения принадлежащего правообладателю права на коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания при условии отсутствия замены такого права аналогичным.

В случае признанного банкротства правообладателя или пользователя договор коммерческой концессии подлежит прекращению.

Важно отметить, что досрочное расторжение договора, независимо от наличия указания в нем срока действия, необходимо зарегистрировать в порядке, аналогичном порядку первичной регистрации. Иные основания прекращения договора, кроме досрочного, регистрации не требуют, так как в иные случаи имеют свой порядок регистрации, например, регистрация ликвидации лица в связи с его банкротством.

Заслуживает внимание то обстоятельство, по которому переход к другому лицу права, входящего в комплекс переданных исключительных прав, не является условием для изменения договора коммерческой концессии, равно как и его прекращения. В таком случае новый правообладатель вступает в договор как новый участник в той части прав и обязанностей, что затрагивает перешедшее исключительное право.


Если переход комплекса прав происходит по причине смерти правообладателя или пользователя права и обязанности по договору переходят к наследнику на общих основаниях, но при существенном условии, что наследник будет в течение шести месяцев зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. До этого времени, исполнение прав и обязанностей по договору коммерческой концессии осуществляет доверенный управляющий, назначенный нотариусом, ведущим дело о наследстве. Если наследник не успевает зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, договор прекращается.

Выводы:

Развитый франчайзинг способствует укреплению экономики в целом и особенно малого, среднего бизнеса в частности, также предоставляя огромное число рабочих мест, что тоже важно с учетом спада экономики, тягучего действия проекта импортозамещения, протекционистской позиции государства по отношению к иностранным производителям и поставщикам, что вынуждает уходить с нашего рынка крупных международных участников рынка. Другая положительная сторона развитого франчайзинга - насыщение рынка доброкачественными товарами вкупе с развитой системой контроля качества и мер ответственности за его несоблюдение. При такой модели все стороны - правообладатель, пользователь, потребитель, государство заинтересованы и оказываются в выигрыше. Несмотря на определенную опасность, обусловленную фактической подменой субъекта, предоставляющего продукцию, услугу или оказывающего работу, интересы потребителей защищены как Законом «О защите прав потребителей», так и нормами, регулирующими договор коммерческой концессии в главе 54 ГК РФ. Так, договор обязательно должен быть государственно зарегистрирован, а потребитель информирован о том, что поставщик услуг или производитель товаров действует на условиях коммерческой концессии; правообладатель обязан контролировать качество, а пользователь обеспечивать это качество. Отношения по договору коммерческой концессии имеют ряд ограничений в отношении как пользователя, так и правообладателя, имеющих целью соблюдение добросовестной конкуренции. В случае злоупотреблений при таких ограничениях дополнительной степенью защиты становиться антимонопольное законодательство.

Несмотря на то, что отношения коммерческой концессии в России исторически были сначала закреплены законодательно главой 54 ГК РФ, а только потом развитие данного института в большом масштабе осуществилось на практике, на данном этапе развития франчайзинга договору коммерческой концессии не хватает некоторой определенности, ряд его положений широко оспаривается различными участниками подобной экономической деятельности и видными теоретиками права. Наступила насущная потребность в конкретизирующем законе «О франчайзинге».


Заключение

В заключительной части работы хотелось бы подытожить основные положения, определяющие договор франчайзинга, и конкретно его форму по российскому законодательству - договор коммерческой концессии.

Особенностью такого договора является его предмет - обязательство правообладателя предоставить пользователю право на использование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю для осуществления предпринимательской деятельности используя коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания правообладателя, его коммерческий опыт, ноу-хау, следуя инструкциям и указаниям правообладателя и обеспечивая сходное качество и перечень товаров и услуг, своевременно внося денежное вознаграждение правообладателю за пользование комплекса исключительных прав.

Целью договора является развитие сети сбыта товаров и услуг правообладателя путем создания новых хозяйственных комплексов на базе сторонних хозяйствующих субъектов.

Договор по своей форме является двусторонним, консенсуальным, возмездным, заключаемым как на определенный срок, так и без указания такового.

При этом субъектами такого договора могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели в силу предпринимательской специфики договора.

Договор коммерческой концессии обладает чертами лицензионного договора, что оказывает влияние на него в виде действия положений норм о лицензионном договоре в части, не противоречащей положениям норм о договоре коммерческой концессии. Также договор коммерческой концессии обладает чертами иных договоров, таких как договор аренды, дистрибьюторских соглашений и прочих. Но его подробный анализ позволяет сделать вывод о самостоятельности данного правового института.

Договор коммерческой концессии, регулирующий франчайзинговые соглашения, открывает широкие перспективы для ведения предпринимательской деятельности как для опытных участников коммерческих отношений, так и для новичков на рынке, предоставляя им удобный юридический и финансовый инструмент.

Построение франчайзинговых отношений имеет глобальное значение при оценке изменений в российской экономике, ведь коммерческие концессии способствуют повышению стабильности и скоротечности развития субъектов предпринимательских отношений, усилению защищенности и надежности их предприятий, что важно в условиях последних экономических кризисов и в свете действия антироссийских экономических санкций и политизированном давлении на участников предпринимательских отношений в некоторых направлениях экономики.


Развитый франчайзинг способствует укреплению экономики в целом и особенно малого, среднего бизнеса в частности, также предоставляя огромное число рабочих мест, что тоже важно с учетом спада экономики, тягучего действия проекта импортозамещения, протекционистской позиции государства по отношению к иностранным производителям и поставщикам, что вынуждает уходить с нашего рынка крупных международных участников рынка. Другая положительная сторона развитого франчайзинга - насыщение рынка доброкачественными товарами вкупе с развитой системой контроля качества и мер ответственности за его несоблюдение. При такой модели все стороны - правообладатель, пользователь, потребитель, государство заинтересованы и оказываются в выигрыше. Несмотря на определенную опасность, обусловленную фактической подменой субъекта, предоставляющего продукцию, услугу или оказывающего работу, интересы потребителей защищены как Законом «О защите прав потребителей», так и нормами, регулирующими договор коммерческой концессии в главе 54 ГК РФ. Так, договор обязательно должен быть государственно зарегистрирован, а потребитель информирован о том, что поставщик услуг или производитель товаров действует на условиях коммерческой концессии; правообладатель обязан контролировать качество, а пользователь обеспечивать это качество. Отношения по договору коммерческой концессии имеют ряд ограничений в отношении как пользователя, так и правообладателя, имеющих целью соблюдение добросовестной конкуренции. В случае злоупотреблений при таких ограничениях дополнительной степенью защиты становиться антимонопольное законодательство.

Несмотря на то, что отношения коммерческой концессии в России исторически были сначала закреплены законодательно главой 54 ГК РФ, а только потом развитие данного института в большом масштабе осуществилось на практике, на данном этапе развития франчайзинга договору коммерческой концессии не хватает некоторой определенности, ряд его положений широко оспаривается различными участниками подобной экономической деятельности и видными теоретиками права. Наступила насущная потребность в конкретизирующем законе «О франчайзинге».

Так, в 2014 году в Государственную Думу РФ был представлен законопроект №503845-6 «О франчайзинге». Законопроект закреплял понятие франчайзинга, франчайзора, франчайзи, и иные, используемые профессиональным бизнес-сообществом в данной сфере; определял их права и обязанности, ответственность сторон. Данный законопроект вызвал множество критики и дискуссий, выявивших множество неопределенностей и коллизий с нынешним законодательством и был отправлен на доработку, где находиться и по ныне. На данный момент, вопрос о регулировании франчайзинга и судьбе коммерческой концессии как института остается открытым.


Библиография:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции"
  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей"
  4. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Инвестиционная привлекательность современных инновационных проектов как механизм повышения эффективности экономическои? деятельности на промышленном предприятии // Финансы и кредит. - 2012. - №20
  5. Бобков С.А., Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве//Журнал российского права. 2002. № 10.
  6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. С. 1047
  7. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006. 427 с.
  8. Забелин П.Е., Особенности международного франчайзинга// Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 207-212.
  9. Земляков, Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 142 с.
  10. Земляков, Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 142 с.
  11. Ковалева, Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе / Л.Ф. Ковалева // Экономика и управление. - 2008. - № 1. - С. 122-125.
  12. Ковалева, Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе / Л.Ф. Ковалева // Экономика и управление. - 2008. - № 1. - С. 122-125.
  13. Лихачева Е., «Законопроект «О франчайзинге» вернули на доработку» - 23.03.2015 г.//Электронный ресурс// Опубликовано на сайте Buybrand.ru
  14. Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы // Вестник магистратуры. 2014. № 4-3 (31).
  15. Меркулов А., Фокин В., Ватутин С., Тришин М., Соколова Т. Франчайзинг от А до Я; Феникс - Москва, 2013. - 160 c.
  16. О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) Приказ Минфина РФ от 12.08.2005 № 105н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 38
  17. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства. - М.: Статут, 2003.
  18. Решение Арбитражного суда г. Москва по делу № А40-104153/13 от 17.10.2013 г.//Электронный ресурс//опубликовано на сайте Rospravosudie.com
  19. Рыкова И. Договор коммерческой концессии // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. - 2012. - №12. - С.24-29
  20. Смирнова Е.В. Зарубежное законодательство по франчайзингу: сравнительный анализ // Ежегодник сравнительного правоведения. - М.; Норма, 2002. - с.198-224
  21. Смирнова Н., Парабеллум А., Мрочковский Н. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле; Питер - Москва, 2013. - 336 c.
  22. Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект. Екатеринбург, 2015. С. 110;
  23. Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект. Екатеринбург, 2015. С. 110;
  24. Ягудин С. Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг; Питер - Москва, 2011. - 256 c.