Файл: Авторское право (Авторское право: понятие и значение в системе интеллектуального права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Относительно формулирования такого принципа авторского права, как свобода авторского договора [18.C.59], необходимо учитывать его закрепление в п. 1 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ [2] в качестве одного из основных начал гражданского законодательства. Полагаем, что принцип свободы договора в полной мере распространяется на институт авторского права, но при этом является принципом не авторского права, а гражданского права в целом.

Выводы:

В части IV Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей сферу деятельности авторов, исполнителей и производителей фонограмм, до сих пор остается неразрешенным ряд' правовых проблем.

Во-первых, не предложено формально-логическое определение результата интеллектуальной деятельности. В отсутствие нормативно установленных критериев творчества, любые новые формы деятельности и их результаты, появление которых обусловлены развитием технических средств, вызывают споры относительно наличия в них творческой составляющей.

Во-вторых, действующее законодательство не содержит родового понятия произведения и понятия музыкального произведения.

В-третьих, не разработана теоретическая конструкция авторства на произведение, в том числе авторства артиста - исполнителя. Низкий уровень спецификации прав различных субъектов в отечественном законодательстве об интеллектуальной собственности на практике приводит к неоправданному объединению в лице автора разнородных по своей природе прав сочинителя, автора и предпринимателя.

В-четвертых, под объективацией признается любая фиксация произведения на материальном носителе, пригодная для последующего воспроизведения (п.З ст.1259 Гражданского кодекса Российской Федерации), соответственно, законодатель не делает различий между сочинителем (создателем) произведения и его автором, что свидетельствует о недостаточной теоретической проработанности понятия объективации произведения.

В-пятых, западная цивилистика уже с конца XIX в. перешла на функциональную концепцию права собственности, в рамках которой прослеживается неразрывное единство институтов права собственности и права интеллектуальной собственности. Функциональная концепция права интеллектуальной собственности закреплена и в международных документах. Однако, в отечественной цивилистике до сих пор отрицается проприетарная природа права интеллектуальной собственности.

Система принципов авторского права состоит из принципов охраны интеллектуальной собственности, неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов, доступа к культурным ценностям и свободы творчества.


Глава 2. Правовые проблемы охраны и защиты авторских прав

2.1. Правовая регламентация охраны авторских прав

Стремительный прогресс современного общества в сфере высоких технологий приводит к созданию новых способов ознакомления с продуктом интеллектуальной деятельности, что обуславливает необходимость в обеспечении защиты прав на интеллектуальную собственность. Соблюдение данного требования позволит привлечь необходимые инвестиции для развития отдельных индустрий применения продуктов интеллектуальной деятельности, что является непременным условием культурного и социально-экономического развития страны.

Конституция Российской Федерации устанавливает авторское право, как одно из основных прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных и охраняемых государством. В частности, п. 1 ст. 44 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. [1]

Из данного положения следует, что каждый человек имеет право на любой вид творчества в соответствии со своими интересами и способностями. При этом, не имеет значения, на каком уровне осуществляется эта творческая деятельность: профессиональном или любительском. Как указывает Е.Ю. Бархатова, профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секторов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства [12, с. 73]. Более того, Конституция РФ не только предоставляет свободу творчества, но и охраняет права на его результаты, а именно: «... Интеллектуальная собственность охраняется законом» [12, с. 19].

Обращение к Толковому словарю русского языка позволяет выяснить, что «автор» - это создатель какого-нибудь произведения, а «авторство» означает принадлежность произведения автору [3, с. 17]. Понятие «авторское право» в различных правовых системах имеет свои отличия, но все же, его сущность выражается следующими основными терминами: «авторское право» («copyright») и «права автора» («droit d'auteur»). Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные, относящиеся к чему-либо (related). И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.


Нормативно-правовые акты, ранее регулирующие охрану результатов указанных видов творчества, такие как ФЗ № 5351-1 от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»; ФЗ РФ № 3520-1 от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; ФЗ № 3523-1 от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; ФЗ РФ № 3517-1 от 23 сентября 1992 г. «Патентный закон» утратили свою юридическую силу и были отменены.

В настоящее время, правоотношения, возникающие в сфере интеллектуальной собственности, регулируются нормами части 4 Гражданского кодекса РФ, где авторским правам посвящена Глава 70 «Авторское право» статьи 1255-1302, а смежным правам - Глава 71 «Права, смежные с авторскими» статьи 1303-1344 [2]

Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Охрана рассматриваемых прав от преступных посягательств обеспечивается Уголовным законом ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» и ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав» . Таким образом, в качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав имеют все основания требовать их восстановления и материальной компенсации. [19.C.66]

К объектам авторских прав относятся литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе, в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения, произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, а также, программы для ЭВМ (ст. 1259 ГК РФ) [6, с. 1021].

Вместе с тем, не являются объектами авторского права официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер. Необходимо отметить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.[36.C.7]


Авторские права распространяются как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: в письменной - это рукописи, машинопись, нотная запись и т.д.; в устной форме - в виде публичного произнесения или исполнения произведения; звуко- или видеозаписи механического характера, магнитной, цифровой и т.д.; изображения в виде рисунка, эскиза, картины, а также в объемно-пространственной форме, выраженной в виде скульптуры, модели, макета либо сооружения (ч. 3 ст. 1259 ГК РФ) [2]. Смежными правами обладают исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Комплексное рассмотрение данных прав возможно в объективном и в субъективном смысле. В объективном смысле оно представляет собой раздел гражданского права, регулирующий личные неимущественные отношения, связанные с использованием (изданием, исполнением и т.д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. В состав авторского права входят соответствующие нормы национального гражданского законодательства, а также нормы международных конвенций по охране авторских прав.

На наш взгляд, вопросы охраны авторских и смежных прав весьма актуальны на сегодняшний день. Все больше возрастает необходимость распространения знаний и информации среди пользователей охраняемых авторским правом

2.2. Правовые проблемы защиты авторских прав в сфере креативной индустрии

Важнейшим интеллектуальным ресурсом в ХХI веке стало творчество, составляющее базу творческой индустрии и формирующегося творческого класса [39.C.12]. Согласно данным ООН, именно творчество, идеи, интеллектуальная собственность, т.е. нематериальные активы и капитал, в ближайшее время явятся основой конкурентной экономики.

Креативная индустрия – важный фрагмент инновационной отрасли, культурный пласт общества, обеспечивающий государству экономическую выгоду, обществу – достаток и занятость [19.C.27].

В креативной индустрии России много производителей высококачественной, интеллектуальной и конкурентной продукции. Даже до вступления РФ в ВТО не просматривались благоприятные перспективы для деловой среды, креативного, в том числе выставочного бизнеса, экономики знаний, искусства, мастерства, ибо инновационные и креативные процессы слабо влияют на развитие системы управления и экономики. Россия на первом месте в мире по численности населения с высшим образованием -54%, а Москва не инновационный город, заявлял мэр С.С. Собянин. В мировом рейтинге конкурентоспособности мы на 66-ом месте, а на мировом интеллектуальном рынке – аутсайдеры [35.C.9].


Вступление РФ в ВТО (присоединение к Марракешскому соглашению, одобренное Конституционным Судом РФ – 09.07.12.) уже начинает многое изменять. По данным, приводим на слушаниях в ГД РФ, экономические риски и потери серьёзно возросли, ибо глобализация расширяет экономическое пространство наиболее развитых стран [31.C.7].

Не секрет, многие зарубежные страны впереди по качеству правовой, судебной системы, у них действуют иные правила, критерии безопасности креативного бизнеса и имеется богатый опыт правоприменительной практики по защите прав интеллектуальной собственности. По уровню защиты интеллектуальной собственности РФ на 119-ом месте из 139, отсюда имеют место: недобросовестная конкуренция, нарушения, фальсификации, подделки, контрафакты, вытеснение с рынка, разрушение бизнеса, разорение, страдают и потребители. [31.C.12].

Говорят об эпохе контрафакта. Например, при изъятии такой «продукции» по закону, до 75% выручки от реализации контрафактного товара остаётся у нарушителя [13,C.8].

Из 100 уголовных дел по мошенничеству в области антиквариата, в 80% случаев они не возбуждаются. В нашей действительности, практика охраны авторских прав может находиться за пределами области «прав интеллектуальной собственности» регулируемой ГК РФ [2], например, в случае специфичных проверок. Стояла и стоит огромная тотальная задача, сделать так, чтобы высокотехнологичные креативные изделия и интеллектуальные продукты, услуги, профессионально оформлялись как результаты интеллектуальной собственности, квалифицированно оценивались не только самими авторами и производителями.[31.C.2]

Тогда исключительные авторские права на нематериальные объекты таких прав будут признаваться конкурентами, обществом и его институтами. Особенность заключается ещё и в том, что зачастую интеллектуальные объекты экономического оборота нельзя произвести впрок, хранить на складе, они реализуются только при появлении заказа, в условиях колебания спроса в конкурентной креативной среде.[38.C.90]

В качестве фрагмента несырьевой модели развития государства и столицы, предложены и рассматриваются актуальные вопросы творчества в пилотном проекте, новом концепте и идее интегральной программы: «Москва – столица креатива, креативной индустрии и креативного класса». Аналитическая и докладная записки по этой проблеме, включая моменты содействия выставочной деятельности, инвестиционного имиджа, были подготовлены мною безвозмездно и направлены мэру Москвы 21.12.11 и 11.07.12, Правительству РФ, находились в зоне публичного интереса [19.C.6].