Файл: Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе (Информация и информационное общество).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

В информационном обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. происходит увеличение доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

2.4. Сбор, обработка и передача информации

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.

Сбор информации – это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Способы сбора информации могут быть разные, что нужно обсудить для объектов живой, неживой природы, общества, техники.

Обработка информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных объектов» путем выполнения некоторых алгоритмов и является одной из основных операций, выполняемых с информацией и главным средством увеличения ее объема и разнообразия[7].

На самом верхнем уровне можно выделить числовую и нечисловую обработку, в которые вкладывается разная трактовка понятия «данные». При числовой обработке используются такие объекты, как переменные, векторы, матрицы, многомерные массивы, константы и т. д. При нечисловой обработке объектами могут быть файлы, записи, поля, иерархии, сети, отношения и т. д. Другое отличие заключается в том, что при числовой обработке содержание данных не имеет большого значения, в то время как при нечисловой обработке необходимы непосредственные сведения об объектах, а не их совокупность в целом.


С точки зрения реализации на основе современных достижений вычислительной техники выделяют такие виды обработки информации, как:

  • последовательная обработка, применяемая в традиционной фоннеймановской архитектуре ЭВМ, располагающей одним процессором;
  • параллельная обработка, характеризующаяся наличием нескольких процессоров в ЭВМ;
  • конвейерная обработка, связанная с использованием в архитектуре ЭВМ одних и тех же ресурсов для решения разных задач, причем если эти задачи тождественны, то это последовательный конвейер, если задачи одинаковые - векторный конвейер.

Основные процедуры обработки данных представлены на рис. 2.

Рис. 2. Основные процедуры обработки информации[8]

Создание данных как процесс обработки предусматривает их образование в результате выполнения некоторого алгоритма и дальнейшее использование для преобразований на более высоком уровне.

Модификация данных связана с отображением изменений в реальной предметной области, осуществляемых путем включения новых данных и удалением ненужных.

Безопасность и целостность направлены на адекватное отображение реального состояния предметной области в информационной модели и обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа (безопасность) и от сбоев и повреждений технических и программных средств.

Поиск информации, хранимой в памяти компьютера, осуществляется и как самостоятельное действие при выполнении ответов на различные запросы, и как вспомогательная операция при обработке информации.

Поддержка принятия решения является наиболее важным действием, выполняемым при обработке информации.

Создание документов, сводок, отчетов заключается в преобразовании информации в формы, пригодные для чтения, как человеком, так и компьютером. С этим действием связаны и такие операции как обработка, считывание, сканирование и сортировка документов.

Преобразование информации осуществляет ее перевод из одной формы представления или существования в другую и определяется потребностями, возникающими в процессе реализации информационных технологий.

Обмен информацией – это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель ее получает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. В результате обмена информацией между источником и получателем устанавливается своеобразный «информационный баланс», при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник.


Обмен информации производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Если объект относится к неживой природе, то он вырабатывает сигналы, непосредственно отражающие его свойства. Если объектом-источником является человек, то вырабатываемые им сигналы могут не только непосредственно отражать его свойства, но и соответствовать тем знакам, которые человек вырабатывает с целью обмена информации. Привести примеры.

Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе. Процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации называют накоплением информации.

Хранение информации – это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки.

Составляющие информационного процесса обеспечиваются наличием информационной системы, складывающейся из источника информации, канала связи, по которому информация в форме материально-энергетического сигнала может поступить к потребителю, а также некоторого соглашения (кода), которое позволит потребителю установить смысл воспринятого сообщения. Источник и приемник – относительные понятия, могут меняться в зависимости от конкретных условий. Канал передачи информации характеризуется скоростью передачи данных, надежностью канала, достоверностью передаваемой информации[9].

Таким образом, информационные процессы имеют общие черты в живой природе, обществе и технике (докажите самостоятельно). Всей неживой природе информационный процесс не свойственен – ни камню, ни умершему живому организму. При воздействии окружающей среды на них могут происходить различные физико-химические изменения, но здесь нет информационной системы, обеспечивающей все составляющие информационного процесса. В неживой природе, рассматривая информационные процессы, можно говорить лишь о технике, которая моделирует некоторые действия человека и способна в этих случаях заменить его.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационные процессы, одинаково определяемые, присущи живой природе и технике.

Что касается человеческого общества, то оно немыслимо без информационных процессов, и здесь определяющую роль в информационной системе, обеспечивающей составляющие информационного процесса, играет язык.


Существуют следующие виды обработки информации:

  1. получение новой информации из данной путем математических вычислений или логических рассуждений (например, решение математической задачи);
  2. изменение формы представления информации без изменения ее содержания (кодирование текста);
  3. упорядочение (сортировка) информации (сортировка списка класса в алфавитном порядке по фамилиям учеников);
  4. поиск нужной информации в некотором информационном массиве (поиск номера телефона в телефонной книге)

Изучая информационные системы в живой природе и в обществе, человек пытается создать кибернетическую систему, способную выполнять за человека некоторые функции, связанные с переработкой информации и управлением этим процессом.

Кибернетическая система может рассматриваться как совокупность двух систем: объекта управления и управляющей системы. При этом, под управлением понимается процесс целенаправленного воздействия на объект управления, который обеспечивает требуемое поведение или работу. Управлять можно, используя два основных принципа управления, что и определяет тип системы управления: разомкнутые и замкнутые[10].

Замкнутые системы управления, в отличие от разомкнутых, отличаются тем, что управляющий не только отдает команды, но и принимает информацию от объекта управления о его состоянии и состоянии внешней среды, т.е. существует обратная связь. Канал передачи такой информации носит название канала обратной связи. Система управления с обратной связью называются замкнутыми системами управления, а системы управления, не имеющие корректирующей обратной связи, - разомкнутыми.

Можно утверждать, что при наличии обратной связи управление – это информационное взаимодействие между объектом управления и управляющей системой. Принцип замкнутой системы управления, или принцип управления с обратной связью, лежит в основе действия большинства современных систем автоматического управления, в том числе компьютера.

Список использованной литературы

  1. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
  2. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.
  3. Информатика. Базовый курс /учебник для вузов/ под ред. С.В.Симоновича. СПб.: Питер, 2001 г.-640 с.
  4. Информационные технологии в АПК [Электронный ресурс] : электронный курс лекций / С.В. Аникуев [и др.]. — Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. С.7.
  5. Косиненко Н.С. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 304 c.
  6. Манфред Брой. Информатика. Основополагающее введение: в 4-х ч. Ч.1./Пер. с нем./М.:Диалог-МИФИ, 1996.
  7. Основы информационных технологий [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.И. Киреева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2017. С.21.
  8. Основы современных компьютерных технологий под ред. Профессора А.Д. Хомоненко. С.Петербург: КОРОНА-принт, 1998
  9. Советов, Б.Я. Информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 263 c.
  10. Советов, Б.Я. Информационные технологии: теоретические основы: Учебное пособие / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - СПб.: Лань, 2016. - 448 c.
  11. Сырецкий, Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. Том II. Информационные технологии и системы / Г.А. Сырецкий. - СПб.: BHV, 2012. - 848 c.
  12. Шатрова Г.В. Методы исследования и моделирования информационных процессов и технологий [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.В. Шатрова, И.Н. Топчиев. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. С.22.

  1. Информационные технологии в АПК [Электронный ресурс] : электронный курс лекций / С.В. Аникуев [и др.]. — Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. С.7.

  2. Информатика. Базовый курс /учебник для вузов/ под ред. С.В.Симоновича. СПб.: Питер, 2001. С.34.

  3. Косиненко Н.С. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. С.67.

  4. Основы информационных технологий [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.И. Киреева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2017. С.21.

  5. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - Люберцы: Юрайт, 2016. С.67.

  6. Советов, Б.Я. Информационные технологии: теоретические основы: Учебное пособие / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - СПб.: Лань, 2016.

  7. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. С.45.

  8. Составлено автором по источнику: Шатрова Г.В. Методы исследования и моделирования информационных процессов и технологий [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.В. Шатрова, И.Н. Топчиев. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. С.22.

  9. Манфред Брой. Информатика. Основополагающее введение: в 4-х ч. Ч.1./Пер. с нем./М.:Диалог-МИФИ, 1996. С.77.

  10. Основы современных компьютерных технологий под ред. Профессора А.Д. Хомоненко. С.Петербург: КОРОНА-принт, 1998.