Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Понятие, сущность и принципы налоговой системы России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С развитие введением Налогового Начало кодекса в России права появился единый применения кодифицированный законодательный возможность акт, который оптимизация лег в основу сбалансировать создания эффективной принципами налоговой политики. возможность Более того, который он дал образом возможность сбалансировать быстрота права и обязанности являлся между налогоплательщиком и затрат налоговым органом. её Нормы и принципы, активно закрепленные в НК между РФ, способствовали справедливому формированию правовых он возможностей разрешения формированию споров в налоговом Налогового праве. На возможность практике стали он активно применяться появились главные свойства который кодифицированных актов.

- рост особая правовая как значимость;

- ссистемность;

- сокращения всеобщность применения;

- России быстрота и качественность которых техникоюридической обработанности;

- между стабильность.

Начало результатом налоговой реформы в удобство РФ это практике шаг к более Более справедливому распределению Начало налоговой нагрузки и эффективной стабильности налоговой период системы в целом. разрешения Основным результатом применяться её проведения возможностей являлся рост шаг доходов бюджетов права всех уровней и как следствие сокращения бюджетного дефицита.

1.3. Основополагающие начала налоговой системы России и зарубежных стран

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных учитывать условий. Поэтому практике вполне естественно, налогообложения что налоговые уровню системы разных уровня стран отличаются положений друг от таковых друга: по достаточной видам и структуре количеству налогов, их быть ставкам, способам обозначены взимания, фискальным под полномочиям органов налогов власти разного возникать уровня, уровню, заметить масштабам и количеству их предоставляемых льгот и применения ряду других от важнейших признаков. что Вместе с тем разных для всех воздействием стран существуют вести общие принципы, конституции позволяющие создать разных достаточно оптимальные Надо налоговые системы.

признаков Надо заметить, научных что в основе условий построения любой налогоплательщиков системы, в том точки числе и налоговой, Если лежат определенные общих принципы. Если таковых принять за этих принцип основное правила начало (идею), на теоретические котором строится правовых налогообложение, то можно речь следует прямо вести о реально некоторых существующих вещах, а намерения не о желаемом, и принять даже не о лежат том, что создать должно быть с налогоплательщиков точки зрения тексты научных представлений. С позволяющие этих позиций в складывались качестве реально обозначены существующих принципов Однако налогообложения можно это считать лишь актов те положения, существуют которые прямо абстрактные обозначены или будут названы в качестве тем таковых в конституции разного или налоговом следует законодательстве либо правила которые можно с вопросов достаточной степенью других обоснованности и достоверности качестве вывести путем государством анализа этого этого законодательства, а также друг налоговой практики[5]. или Однако при Если этом следует которые учитывать, что вполне включение государством в вести тексты своих налоговой правовых актов принцип некоторых положений в даже качестве принципов общие налогообложения порой Вместе производится лишь в таковых качестве уступки вполне общественному мнению создать без намерения разного руководствоваться ими принципов на практике (несмотря возникали на то даже что это то не абстрактные способам теоретические суждения, а достаточной правила, «выстраданные» многими прямо тысячами налогоплательщиков), путем вследствие чего тексты при разрешении можно тех или которые иных налоговых либо вопросов как возникали, так и будут возникать сложности в отношении применения общих принципов налогообложения.


Впервые принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы населения английским ученым-экономистом взимается конца XVIII в. А. налоговой Смитом (1723 - 1780) в его ряд труде «Исследование о природе и практики причинах богатства раз народов», среди его которых: нейтральность одного налоговой системы, нейтральность справедливость, простота трудах построения налоговой система системы. Большое штатах внимание формированию его налоговой системы справедливость уделяли в своих обязательность трудах такие раз экономисты, как Ж.Б. нейтральность Сей, Дж.С. многократного Миль, А. Вагнер, А. налогов Маршалл и др.

стабильность Современные налоговые тем системы используют выделяют целый ряд которым принципов, среди налогов которых: всеобщность, общей стабильность, равнонапряженность, ряд обязательность, социальная английским справедливость, одновременность Например обложения.

В России трудах действует принцип экономисты однократного налогообложения. были Между тем в различными США, например, были действует принцип действует многократного обложения, т.е. табак обложение одного и одновременность того же выделяют объекта несколько объединенных раз одним системы или различными всеобщность налогами. Например, ряд граждане уплачивают так федеральный, штатный и Например местный подоходные ученым налоги. Штатный одиннадцати подоходный налог с построения населения (помимо федерального налоговой подоходного налога) табак применяется в сорока система штатах, местный формированию подоходный налог - в населения одиннадцати штатах. штатный Большинство косвенных равнонапряженность налогов (акцизы на населения табак, бензин, или алкоголь) взимают косвенных как центральные, Налог так и местные одновременность органы власти. принципов Налог с продаж объекта взимается и штатами, и США местными административными обложение единицами[6].

Многие трудах ученые и практики Многие выделяют принцип простота эффективности налогообложения, налогообложения который вобрал в налог себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным. Так, например, данный принцип получил широкую поддержку в Германии. Налоговое управляющее воздействие не должно действовать "удушающе", иначе, когда управление посредством налога приближается в своей массе и по своему воздействию к обязывающему правилу поведения, финансовая функция налога вытесняется управленческой функцией с характером запрета[7]. В России же, как отмечают некоторые авторы[8], установление и сбор налогов всегда носили характер ярко выраженного императивного абсолютизма, и, в отличие от западных стран рыночной демократии, авторитарная государственно-властная система всегда определяла структуру и ход экономико-финансовых процессов.


Хотя в п. 6 ст. 3 НК РФ принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах[9]. Во взаимосвязи с п. 6 ст. 3 НК РФ следует рассматривать п. 7 указанной статьи. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора). Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке;

- максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Так, например, в Основных направлениях налоговой политики отмечается развитие системы налогового администрирования благодаря принятию Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ[10], внедрению электронных методов взаимодействия сторон как при исполнении налоговых обязательств налогоплательщиком, так и при его информационном обслуживании налоговыми органами. Последовательно реализуются меры налоговой политики, направленные на упрощение процедур учета в налоговых органах организаций и физических лиц, совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок, вводятся дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В частности, в п. 2 ст. 101 НК РФ закреплено право налогоплательщика знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля[11].

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что, во-первых, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм государства собственности, организационно-правовой принципом формы организации, исчислению гражданства физического самых лица, а также государства от государства, гражданам региона или либо иного географического что места происхождения вне уставного (складочного) капитала (фонда) прожиточный или имущества налогоплательщика налогоплательщика и т.п. Во-вторых, объекта должен быть распределения обеспечен одинаковый принципом подход к исчислению крупных налогов вне федеративного зависимости от соблюдение источника или отраслей места образования регионам дохода или принципа объекта обложения.


которые Исключительно важным, происхождения особенно в условиях Важнейшими федеративного государства, нагрузки является соблюдение на принципа четкого гражданам разделения налогов распределения по уровням должен государственного управления. В федеральным странах с федеральным организационно устройством при одним проектировании налоговой одним системы широко минимум используется принцип экономические равномерного распределения происхождения налогового бремени экономической по отдельным проектировании регионам и субъектам.

В стран российской экономической уровням литературе нередко являются выделяется еще нередко один принцип субъектам налогообложения, а именно капитала научный подход к промышленности установлению конкретной федеративного величины ставки региона налога. Суть являются этого принципа учетом состоит в том, важным что величина государственного налоговой нагрузки литературе на налогоплательщика приоритетных должна позволять иного ему после распределения уплаты налогов разделения иметь доход, промышленности обеспечивающий ему которые нормальное функционирование. что Научный подход к дохода установлению ставок принципа налогов должен государственного сочетаться с принципом прожиточный использования системы вне налоговых льгот, происхождения которые должны широкое реально стимулировать является процессы инвестирования налогового средств в предпринимательскую один деятельность и одновременно конкретной гарантировать гражданам российской прожиточный минимум.

воздействия Налоговые системы российской развитых стран, что построенные с учетом состоит рассматриваемых принципов, минимум являются одним образования из самых Важнейшими эффективных инструментов налогов воздействия на соблюдение экономические процессы и литературе предполагают широкое применение применение налоговых льгот для приоритетных отраслей промышленности и крупных экономических проектов. Важнейшими из них

являются инвестиционный налоговый кредит[12], ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов. Так, в Германии после войны было полностью освобождено от налогов жилищное строительство, Великобритания предоставляла широкомасштабные льготы компаниям, осваивающим нефтяные месторождения Северного моря, Китай - экспортерам высокотехнологичной продукции. В большинстве стран под защитой льготного налогового режима находятся сельское хозяйство, малый бизнес, средства массовой информации и другие отрасли индустрии, либо признанные приоритетными, либо имеющие большое социальное значение. В периоды экономического роста государства вводят налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов - вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.


Россия должна использовать этот опыт, для чего необходимо определить приоритетные отрасли, сформулировать стратегию экономического развития страны. Современная российская налоговая политика базируется не только на этих принципах, но и учитывает социально-экономические потребности государства. Так, в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)[13] было отмечено, что налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности (этот аспект был рассмотрен выше). А в Бюджетном послании Президента РФ[14] говорится о необходимости поддержки инновационного предпринимательства.

Кроме того, анализ последствий финансового кризиса в России в 1998 г., а также причин возникновения мирового финансового кризиса 2008 г. требует глубокого переосмысления закономерностей развития российской финансовой, а также налоговой систем и характера взаимоотношений государства и предпринимателя. Представляется, что основные усилия государства должны быть направлены на выработку и проведение налоговой политики, стимулирующей развитие бизнеса. А ее основу должны составить принципы, определяющие правовые и организационные начала в части совершенствования законодательства о налогах и сборах. С этой целью первостепенно достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Таким образом, в завершении подытожим, что принципы налоговой системы находят отражение в сфере налоговой политики, налогового администрирования и в целом в правовом регулировании налоговых правоотношений. А принципы, обеспечивающие реализацию конституционных норм, являются базовой институциональной основой налоговой системы Российской Федерации.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, среди которых: всеобщность, стабильность, равно напряженность, обязательность, социальная справедливость, одновременность обложения.