Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Налоговый учет в Российской Федерации, его формирование и использование ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы» по налогу на прибыль организаций (разд. 9 Методических рекомендаций);

5) текущие затраты на производство продукции и капитальные затраты (вложения) в бухгалтерском учете учитываются раздельно.

В налоговом учете расходы на формирование стоимости амортизируемого имущества учитываются также отдельно от текущих расходов.

«Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение... сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ» (п. 1 ст. 257 НК РФ). [2]

2.2. Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ. [2]

Учетная политика должна утверждаться приказом руководителя. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому он составляется в произвольной форме. Конкретные положения учетной политики можно или вписать в текст этого приказа, или утвердить в форме приложений. Составлять новую учетную политику каждый год не нужно. В налоговом учете работает принцип последовательности. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения. Для изменения учетной политики необходимо наличие одного из следующих обстоятельств (ст. 313 НК РФ): изменение применяемых методов учета; существенное изменение условий деятельности компании; изменение законодательства о налогах и сборах. В первом и втором случаях изменения в учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В последнем — не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. [18]

Вновь созданные компании обязаны применять учетную политику с момента своего создания. Для целей исчисления НДС срок утверждения учетной политики установлен не позднее окончания первого налогового периода работы компании. Для налога на прибыль никаких конкретных сроков не установлено. [2]


Учетная политика едина для всей компании и обязательна для всех ее подразделений. Руководство должно решить и зафиксировать в учетной политике, кто будет заниматься налоговым учетом: бухгалтерия или специализированная служба.

В учетной политике для целей налогообложения налогоплательщик определяет порядок ведения налогового учета. Напомним, что согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Таким образом, необходимо либо зафиксировать в учетной политике решение о применении для целей налогообложения регистров бухгалтерского учета, либо утвердить в ее составе формы регистров налогового учета. [18]

Налоговый учет в организации ведется в соответствии с методическими основами и правилами, установленными Налоговым кодексом РФ и другими нормативными документами, принятыми в области налогового законодательства, и основывается на данных бухгалтерского учета, отраженных в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Налоговый учет ведется в соответствии с налоговым законодательством посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета и получения иной информации об объектах налогообложения и элементах налогового учета, ее систематизации и накопления в целях определения размера налоговой базы. [18]

Основаниями для проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета являются нормы актов налогового законодательства, которыми установлены объект налогообложения, и порядок определения налоговой базы по конкретному налоговому платежу, и (или) порядок исчисления налоговых платежей. [7]

Организация использует общеустановленный режим налогообложения.

Кроме регистров бухгалтерского учета в данной части учетной политики предусмотрены применяемые организацией формы регистров налогового учета.


НК РФ предусмотрено, что налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. [18]

Вывод: Таким образом, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот и так далее, несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права.

Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае «лучше нарушить».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Говоря о взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом, необходимо отметить следующее: разрыв между этими двумя видами учета является довольно серьезной проблемой не только для бухгалтеров-практиков, но и работников налогового ведомства. Налоговое законодательство должно быть нейтрально по отношению к бухгалтерскому, т.е. независимо от изменений в бухучете налоговая база должна оставаться постоянной и рассчитываться исходя из норм, установленных в налоговых законах.


Налоги представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. Они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Одним из важных условий стабилизации финансовой системы является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Многочисленные авторы, а также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющей последний.

На взгляд автора, проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат.

Уж если реформировать налогообложение, то следовало бы реформировать его в сторону упрощения бухгалтерского учета, уменьшения количества различных налогов и упрощения способов их определения с тем, чтобы освободить время бухгалтеров для выполнения своих прямых обязанностей - предоставления руководству организации необходимой информации о том, что реально происходит на предприятии, для принятия правильных, обоснованных управленческих решений.

Такого рода необходимая руководству информация может быть, как оперативной (сколько денег сегодня на расчетном счету, какие в ближайшем будущем предстоят платежи), так и обобщающей аналитической информацией в разрезе подразделений, направлений деятельности, видов выпускаемой продукции, и т.д. для выработки стратегических решений. Все это теперь называется управленческим учетом, потому что бухгалтерский учет в России в последние годы этим не занимается.

В Российских предприятиях службы бухгалтерского учета занимаются только начислением налогов и составлением отчетности для налоговых инспекций. При этом бухгалтерский учет с каждым годом усложнялся и запутывался все более и более (см. приведенный выше пример с налогом с продаж) и к настоящему времени он запутался настолько, что из него уже становится трудно (или невозможно) рассчитать налог на прибыль, и поэтому обязывают предприятия организовать и вести налоговый учет. Если так пойдет дальше, то скоро для каждого вида налога предприятиям вменят в обязанность организовать и вести свой отдельный, самостоятельный налоговый учет по этому виду налога с тех же самых первичных документов, что и для всех остальных видов учета.


Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) ред. от 29.05.2019г.: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25 мая 2019).

3. История возникновения и становление налогового учета. российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://scienceforum.ru (дата обращения: 05.06.2019).

4. Каверина, Э.Ю. Налоговый учет: нормативное правовое регулирование и теоретические основы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lexandbusiness.ru (дата обращения: 05.06.2019).

5. Коршунов А.Г. Налоговый учет был, есть и будет. Может все не так страшно? //[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.klerk.ru

6. Машков, С.А. Готовы ли предприятия осуществлять налоговый учет? // Все для бухгалтера. 2018. №9.

7. Налоговый учет [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.audit-it.ru / (дата обращения 25 мая 2019).

8. Никулина И.А. Учет доходов и расходов в соответствии с главой 25 НК РФ.// Налоговый вестник. 2018. №3.

9. Новикова Т.А. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации налогообложения. // Финансы. 2013. №5.

10. Новодворский Р., Сабанин В. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов. – М., 2014.

11. Правовое регулирование налогового учета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studme.org / (дата обращения 25 мая 2019 г).

12. Перспективные направления налоговой политики в современных экономических условиях: сборник научных статей аспирантов и магистрантов / Федеральное гос. образовательное бюджетное учреждение высш. проф. образования "Финансовый ун-т при Правительстве Российской 7 13. Педченко И.В. Как совместить бухгалтерский и налоговый учет. // Российский налоговый курьер. 2013. №8.

14. Пешкова Т. В. Развитие налогового учета в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 489-491. — Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru / (дата обращения: 05.06.2019).