Файл: Налоговая система как фактор экономической стабилизации (Экономическая сущность налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог устанавливается только государством, при этом государство действует, опираясь на свои полномочия как субъекта политической власти. Негосударственный субъект не может установить и ввести налоги. Этим признаком налог отличается от любых других обязательных платежей, устанавливаемых негосударственными субъектами (сборов, устанавливаемых органами общественного самоуправления граждан; обязательных взносов, вытекающих из членства в той или иной хозяйственной, политической или общественной организации, и т. п.).

Право государства устанавливать любые налоги в любом размере на любые объекты и проводить любую налоговую политику в пределах своей территории является налоговым суверенитетом, который с юридической точки зрения неограничен. Налог носит односторонний характер. Принудительный характер налога проявляется в трех моментах. Во-первых, налог устанавливается и вводится государством против воли и желания налогоплательщиков, т. е. принудительно. Во-вторых, при уплате налога его плательщик опять-таки в принудительном порядке лишается части своей собственности. В-третьих, если налогоплательщик не выполнит своего налогового обязательства, то государство осуществляет взимание недоимки (неуплаченной в срок суммы налога) в принудительном порядке. Налоги выражают собой финансовые отношения, отличающиеся от товарно-денежных отношений тем, что выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопровождающееся встречным движением стоимости в товарной форме.

Налоговый кодекс РФ дает легальное (законодательное) определение налога. Кодекс предусматривает, что «Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 НК РФ). Надо сказать, что это достаточно точное и научно корректное определение налога, вполне отвечающее потребностям правового регулирования налоговых отношений и практике осуществления налоговой деятельности государства применительно к условиям Российской Федерации.

Государственное воздействие на развитие экономики страны выражается в системе мер по регулированию развития государства в целом, его регионов и отдельно взятых хозяйствующих субъектов - организаций. Государственное регулирование, осуществляемое посредством налоговой политики, проявляется в реализации системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.


В настоящее время налоговые администрации применяют прогрессивные методы планирования и прогнозирования структуры налогового потенциала, а также способы расчета и разложения совокупной налоговой нагрузки по индивидуальным плательщикам, предприятиям, отраслям и территориям

Сущность налогов раскрывается в его функциях, которые выявляют их социально-экономическую направленность, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Я. С. Глущенко в своей статье «Сущность, функции и виды налогов» отмечает, что «развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции — фискальную, стимулирующую, регулирующую и распределительную.

  1. Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

— регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся: законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

— регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами;

— путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.


  1. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
  2. Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научнотехнических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
  3. Фискальная функция заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно [4, с. 68].

Все методы государственного регулирования в теории условно разделяются на прямые и косвенные. Прямые основаны на властно-распорядительных отношениях. Косвенные направлены на создание экономической заинтересованности. Именно к косвенным методам относятся политика государства в сфере налогообложения. Косвенные методы государственного регулирования в рыночных отношениях получили наиболее широкое распространение.


Налоговое регулирование выражается в характеристиках тесной связи налогов с государственной властью, законодательно-установленном порядке платежей, влиянии налогов на экономические процессы в регионах и развитие хозяйствующих субъектов - организаций. Налоговая политика в современной экономической литературе характеризуется как одна «... из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач» [7]. Понятно, что сущность и содержание налоговой политики в каждой отдельно взятой стране будут отличаться общенациональными целями государства, соотношениями между формами собственности, особенностями политического строя.

Налоговая политика государства — это выражение цели и степени государственного вмешательства в экономику, развивающуюся под влиянием сложившихся объективных внутренних и внешних факторов. Поэтому налоговая политика обусловлена: стратегическими целями, определяющими развитие национальных экономик; содержанием международных обязательств в сфере государственных финансов; наконец, социально-экономическим строем общества и приоритетным влиянием на властные структуры определенных социальных групп и др. Задачи налоговой политики сводятся в основном: к мобилизации денежных средств в виде налогов и налоговых платежей в бюджеты всех уровней; к повышению уровня экономического развития государства, содействию решения его экономических, политических и социальных проблем за счет сформированной доходной части бюджета.

Для реализации главных задач необходимо создание благоприятных условий для активного бизнеса и стимулирования экономического роста хозяйствующих субъектов. Это влияет на эффективность сочетания интересов государства, общества и хозяйствующего субъекта-налогоплательщика, поскольку позволяет достичь оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, поступающими в бюджет и распределяемыми при помощи бюджетных механизмов.

Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской финансовой науке и практике.

Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка.

В России субъектами налоговой политики являются Российская Федерация, республики, области, края, автономная область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправления: города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Российской Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.


Налоговый правовой режим не лишен также правовых стимулов и дозволений. Правовым стимулом может выступать, например, налоговая льгота, предусмотренная для определенного круга налогоплательщиков. Дозволения в налоговом праве выражены в законодательных нормах. Примером может служить ст. 21 НК РФ, которая содержит перечень прав, предоставленных налогоплательщику (получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, которые установлены НК РФ, и др.) [1].

Таким образом, в основе налогового правового режима лежат позитивные обязательства, запреты и правовые ограничения. Правовые стимулы и дозволения носят вспомогательный характер. При этом нельзя отрицать, что для определенной категории налогоплательщиков, при осуществлении ими конкретного вида деятельности, получающих определенный уровень доходов, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусматривается особый порядок налогообложения, где на первое место могут выходить правовые стимулы.

Налоговое регулирование необходимо с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики.

Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к экономическим субъектам, так и к органам Министерства РФ по налогам и сборам в лице его конкретных территориальных органов.

Проблемы рационализации российской налоговой системы сводится к изысканию все новых способов мобилизации дополнительных средств в казну государства. Определяющим способом является ужесточение мер налоговой ответственности за нарушения налогового законодательства. В связи с этим резко усиливается роль налоговых администраций в обеспечении полноты исчисления и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные государственные фонды.