Файл: Налоговая система как фактор экономической стабилизации (Экономическая сущность налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая практика постоянно доказывает, что при обеспечении налоговыми доходами казны государства (фискальная функция системы налогообложения) необходимо соблюдать экономические интересы субъектов сферы «бизнес», обеспечивая им широкие инвестиционные возможности (регулирующая функция системы налогообложения). В противном случае казна будет постепенно иссякать. Продуктивные контрольные действия налоговых администраций необходимы как при формировании доходов государства, так и при регулировании движения финансовых (денежных) потоков по горизонтали (внутри отраслей, предприятий и организаций) и по вертикали (в системе межбюджетных отношений). Налоговый контроль необходим и для согласования интересов сфер «бизнес» и «бюджет» на всех этапах бюджетного процесса. Налоговый контроль обеспечивает как внутренние фискальные интересы государства, так и интересы на международном уровне путем заключения соглашений об избежание двойного налогообложения. Или, наоборот, применяются налоговые санкции при нарушении транснациональными компаниями условий таких соглашений или специальных налоговых законов.

Сфера контроля поступающих в бюджеты доходов (а основная масса из них - налоги) распределена для осуществления контрольной деятельности между главными

администраторами. Налоговое администрирование, безусловно, играет главенствующую роль в осуществлении фискальной функции государства. Осуществление контроля совместно с другими администраторами проявляется во взаимодействии с ними налоговых органов.

Улюмджиева Е. В. поясняет, что «эффективность налогового контроля характеризуется:

  • уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;
  • полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;
  • снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, таможенные органы и органы.

Объектом налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов» [8, с. 75].

Налоговый контроль, осуществляемый на государственном уровне, считается в административных кругах главным способом решения финансовых проблем на уровне государства. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Иными словами, налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая фискальные интересы бюджета.


Следовательно, налоговая система как комплекс правоотношений субъектов сфер «бизнес» и «бюджет»- это управляющая и управляемая системы одновременно. Объединяет эти субъекты одна цель - оптимизировать параметры движения денежных средств.

При разработке основ общероссийской концепции налогового регулирования за исходное положение необходимо принимать то, что налоги являются, прежде всего, выражением отношений собственности, а экономические интересы сферы «бюджет» не идентичны интересам субъектов сферы «бизнес». Формируя и применяя по мере необходимости гибкие налоговые технологии стимулирующего свойства, органы государственного управления должны расширять или снижать налогооблагаемые базы, определяя тем самым темпы роста внутреннего национального продукта и совокупной доли государства в этом приросте. Но следует помнить, что текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.

Важным условием оптимальности налогового регулирования является разумное сочетание всех имеющихся методов, используемых в непосредственном взаимодействии с методами бюджетного регулирования. К ним относятся:

  • инвестиционный налоговый кредит;
  • налоговые каникулы;
  • отсрочка налогового платежа;
  • рассрочка налогового платежа;
  • налоговые вычеты;
  • международные договоры об избежание двойного налогообложения.

Экономическая свобода для эффективного развития региональных экономик - это прежде всего экономическая свобода предпринимательской деятельности на их территориях. Этим целям должна служить вся система методов налогового регулирования и каждый метод в отдельности. Результативность методов налогового регулирования зависит от уровня общественного сознания и профессионализма работников финансовых и налоговых администраций. Понимание ими необходимости сокращения числа неэкономических перераспределительных процессов, встречных потоков движения государственных ресурсов воплощается в реальные меры регулирования финансовой напряженности в стране. Следовательно, практическая результативность мер налогового регулирования зависит от экономической и социально-политической зрелости общества.

В сложившейся ситуации хочется надеяться, что в ближайшее время законодательство о налогах и сборах приобретет большую стабильность, обеспечивая максимально возможное равновесие интересов собственников и государства в области налогообложения.


Развитие экономики в Российской Федерации и совершенствование налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного регулирования налогообложения различных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики.

2.2 Основные проблемы налоговой системы РФ

Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. [8, c. 4]

Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Чтобы иметь средства для доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

А ведь надо еще учесть, что перед российскими предприятиями, в отличие от зарубежных конкурентов, стоят задачи почти полного обновления технической и технологической базы производства, восстановления оборотных средств, освоения рынков сбыта, создания рыночной инфраструктуры – и все это в условиях острейшей нехватки капитала.

Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухучету и налогам.


Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными.

Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Чрезмерное распространение налоговых льгот. Налоговый кодекс не смог поставить заслон налоговым привилегиям, которые успешно практикуются наряду с льготами, прописанными в налоговом законодательстве. Следствием этого становятся огромные потери бюджета. Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

Превышение разумного количества налоговых льгот, которое приводит к существенным потерям бюджетов бюджетной системы России.

Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов, а также не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному признаку. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики. В действующей налоговой системе не предусмотрено сколько-нибудь серьезных льгот для отечественных товаропроизводителей, в результате чего инвестиционные вложения в экономику близки к нулю. Российские промышленность и сельское хозяйство лишены инновационных вливаний, а их вклад в ВВП национального хозяйства стремительно снижается.


Чрезмерный объем начислений на заработную плату. Существует объективное противоречие между двумя основными субъектами налоговых отношений – государством и налогоплательщиками, – которое воспроизводится непрерывно. Оно заключается в том, что частный собственник в погоне за максимальной прибылью стремится минимизировать издержки производства, в том числе и зарплату. Государству же для динамичного развития производительных сил, наоборот, требуется высокий платежеспособный спрос населения. Действующая налоговая система это противоречие возводит в ранг абсурда тем, что обязывает работодателя выплачивать в виде различных начислений и налогов более половины от фактической заработной платы наемных работников. Естественно, что предприниматель уводит зарплату в тень, что обусловливает низкий уровень потребления населения и накопление застойных тенденций в социально-экономическом развитии страны.

Эффект инфляционного налогообложения. Известно, что в результате межотраслевой конкуренции равные капиталы, независимо от их органического строения, приносят в среднем одинаковую прибыль. Рублевый прирост поступлений в бюджет, отражающий собой процесс инфляционного налогообложения, искусственно вмешивается в этот стоимостной закон и создает тем самым неравенство в налоговой нагрузке плательщиков, вследствие которого дополнительные потери несет крупный капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный).

Формирование нерациональной структуры внешней торговли. Отсутствие среди поставок за рубеж технически сложной, наукоемкой и трудоемкой продукции для обеспечения ценовой конкурентоспособности товаров на мировом рынке обусловливает реакционный характер механизма действия НДС. В современной России с ее сырьевым характером экспорта и с развитыми добывающими и металлургическими отраслями освобождение от уплаты НДС способствует превращению России в сырьевую колонию для западного капитала.

Практически полностью отсутствует экономико-правовая документация, подкрепляющая вводимые налоги; также отсутствуют ссылки на конституционные положения при установлении различных налогов; бюджетные интересы практически никак не связаны с интересами налогоплательщиков.

Такая функция налогов как обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления не прокомментирована в официальных документах.

Единая ставка налога на доход с физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы ставок обложения подоходного налога противоречит здравому смыслу. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. Нарушается один из важнейших принципов – справедливость налогообложения. Кроме того, стимулирование активности и предприимчивости наиболее эффективно на стадии зарабатывания средств, получения дохода, а не на этапе его последующего перераспределения.