Файл: Налоговая система как фактор экономической стабилизации (Экономическая сущность налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор [4].

1.2 Виды и классификация налогов

Основные термины, применяемые в налоговом законодательстве, сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. В соответствии с НК РФ налог и сбор – разные понятия.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности [1].

В настоящее время во многих крупных государствах под влиянием разных экономических, культурных и политических процессов сформировались налоговые системы различного уровня сложности, часто состоящие из десятков видов разнообразных налогов. Финансовая наука классифицирует налоги по целому ряду содержательных признаков. В таблице 1 представлены основные виды налогов [6, c. 3].

По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества, например, налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы. Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель.


В зависимости от уровня власти, устанавливающей налоги:

Федеральные налоги – перечисляются напрямую в федеральный бюджет. Представители этого вида – НДС (налог на добавленную стоимость) для организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставки этой группы устанавливает правительство РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы. В качестве примеров этой группы можно привести налог на имущество, принадлежащее физическим лицам, и земельный налог.

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы:

Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы).

Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ.

Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете. В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов [7, c. 2].

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством


По источнику уплаты налоги делятся на:

Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.

Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций. Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.

Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.

Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее – размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные [3, c. 11].

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.

Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью [5, c. 11].


Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории – компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

По механизму уплаты различают:

Кадастровый – используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам. Применяется к земле, строениям, месторождениям.

У источника – изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода. Осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов.

По декларации – метод начисления, предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников [6].

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие – за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

2. Роль налогов в экономической стабилизации в России


2.1 Роль налогового регулирования в достижении экономической стабильности

Как отмечает Глущенко Я.С., изначально создание Налогового кодекса Российской Федерации преследовало несколько целей:

  • наделить все налоги экономическим основанием;
  • упразднить обременительные для налогоплательщиков налоги;
  • не допускать ведомственное толкование статей Кодекса;
  • обеспечить четкость, ясность, непротиворечивость положений Кодекса и их согласованность с другими государственными законами;
  • упорядочить понятийный аппарат, обеспечив однозначность понятий [3, с. 67].

Налоговый кодекс РФ отразил все свойства экономики и политики переходного периода.

Реформирование налогового законодательства связано с приведением налоговой системы в соответствие с объективно обусловленным динамическим развитием экономики, возникновением новых хозяйственно-экономических взаимоотношений. Развитие общества любой общественно-экономической формации связано с необходимостью налогов в обеспечении таких общественных интересов, как:

  • социальное обеспечение населения;
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • проведение крупномасштабных научных исследований;
  • создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств и т.д.

Бачило Т.Г. и Трубицына Н.В. отмечают, что «основой стабильного экономического роста любой страны являются его граждане (особенно средний класс), финансовое состояние которых находится под непосредственным воздействием налоговой политики, проводимой государством» [2, с. 44].

В связи с этим сохраняет свою актуальность высказывание французского мыслителя XVIII в. Ш. Монтескье о том, что «ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных и какую часть оставлять им» [5, с. 18].

Для выяснения сущности налога представляется целесообразным рассмотреть его признаки. Налог представляет собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической; и юридической категорией. В материальном смысле налог - это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и в установленном порядке. Как экономическая категория - это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке. В правовом смысле - это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке. Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег, которую налогоплательщик обязан отдать государству. Мухина Евгения Ринатовна в своей статье к экономическим признакам налога относит следующие: «... 1) налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства; 2) налог носит денежную форму; 3) налог является безвозвратным платежом; 4) уплата налога носит безэквивалентный характер; 5) при уплате налога происходит смена формы собственности; 6) налог порождает стабильное экономическое отношение» [6].