Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие правового регулирования рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность правового регулирования российского рынка рекламы обоснована существующим размером его оборота, который постоянно увеличивается.

Актуальность темы обусловлена тем, что понятие «рекламное законодательство» используется в наиболее общем значении и включает в себя комплексный нормативный массив, охватывающий как ряд основополагающих актов и норм, непосредственно регулирующих отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности, так и норм иных законодательных актов и других документов, лишь в той или иной мере регламентирующих отдельные аспекты рекламных отношений. Именно поэтому мы считаем необходимым, изучить особенности правового регулирования рекламной деятельности в нашей стране и выявить его недостатки.

Рекламное дело в современной России развивается стремительно и само понятие «реклама» вмещает в себя уже более обширный и многогранный смысл чем ранее. Реклама стала неотъемлемой частью нашей повседневности, именно поэтому рекламная деятельность является самым быстро развивающимся видом деятельности на рынке и, соответственно, требует систематического обновления правового регулирования.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в рекламной деятельности Российской Федерации рассматриваемые в теоретическом и практическом аспектах.

Предметом выступают особенности рекламы как вида предпринимательской деятельности.

Целью работы является изучение правовой базы регулирования рекламной деятельности в России, тенденций развития правового регулирования, умения практически применять законодательство о рекламе, а также некоторые проблемы правового регулирования.

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность правового регулирования рекламной деятельности;
  • охарактеризовать государственный контроль рекламной деятельности;
  • изучить правовое регулирование рекламы на асфальте;
  • рассмотреть проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет;
  • изучить правовое регулирование скрытой рекламы.

Основным источником работы является законодательство Российской Федерации в сфере рекламной деятельности, а также учебная литература различных авторов.


Методологическую основу составили современные общенаучные и специальные методы познания.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие правового регулирования рекламной деятельности

1.1. Понятие и сущность правового регулирования рекламной деятельности

В России почти весь советский период не осуществлялось правовое регулирование рекламной деятельности. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Не мог считаться рекламой в тот период, к примеру, лозунг «летайте самолетами Аэрофлота», поскольку Аэрофлот был единственной компанией, осуществляющей авиаперевозки пассажиров в нашей стране. В тот период не было рынка авиационных услуг, а, следовательно, и объекта рекламирования, нуждающегося в продвижении его на рынке в условиях конкуренции. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - потребители были лишены права выбора, поскольку единственным банком был Госбанк [23.C.14].

В период перестройки в конце 80-х годов ХХ в. произошел первый рекламный бум. И лишь 22 марта 1991 года был принят Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [25.C.65], который ввел запрет в отношении недобросовестной конкуренции в форме распространения дискредитирующей информации о конкуренте и его продукции. В том же 1991 году был принят следующий закон, регулировавший рекламную деятельность «О средствах массовой информации» [7], а в 1993 году Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», который в настоящее время утратил силу.

Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы". Затем впоследствии впервые был принят Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и с 13 марта 2006 г. - Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» [3] .

Регулирование рекламной деятельности на рынке не будет эффективным без четких границ определения легальности рекламы. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» [3] под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. [12.C.1]


Реклама распространяется субъектами предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли, поэтому, думается, что в ст. 3 Закона необходимо внести изменения с тем, чтобы уточнить цели рекламы.[3]

Следовательно, рекламу следует определять, как информацию, призванную в целях извлечения субъектом предпринимательской деятельности прибыли побуждать неопределенный круг лиц к вступлению в правоотношения. [13.C.8]

Важной составляющей определения рекламы, является то, что она предоставляется не конкретным лицам, в качестве получателей этой информации, а неопределенному кругу лиц, то есть эта информация должна быть не персонифицированной.

Пункт 1 ст. 437 ГК РФ [2] определяет рекламу как «приглашение делать оферты». Вместе с тем, рекламу следует отличать от оферты. И так как если офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, то реклама обращена к неопределённому кругу лиц, и цель её не сообщение о важных условиях договора, а информация потребителям о товаре и его основных свойствах.

Реклама отличается и от публичной оферты, установленной п. 2 ст. 437, ст. 494 ГК РФ [2], поскольку она и предназначена для неопределенного круга лиц, но должна содержать все существенные условия договора розничной купли-продажи. Вместе с тем, понятия рекламы и публичной оферты могут совпадать при рекламировании автомобилей, сотовых телефонов, телевизоров, холодильников и других товаров, в которой важным компонентом служит информация об их стоимости, возможности их потребления с сезонными скидками. Данная информация часто сопровождается оговорками «предложение действительно до какой-то даты», поскольку при отсутствии такой оговорки и в соответствии со ст. 11 Закона реклама признается офертой, в качестве публичной оферты действительна в течение 2 месяцев со дня ее распространения при условии, что в ней не указан иной срок. [3]

Также, помимо вышеназванного ФЗ «О Рекламе» следует выделить нормативные документы, отражающие общие вопросы рекламы, специальное правовое регулирование по отношению к общему, базовому законодательству о рекламе.

Так, Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» [7] определяет, что реклама в средствах массовой информации распространяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. В свою очередь, реклама табака и табачных изделий, как сказано в статье 5 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» [8], осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе. В то же время Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [10] в понятие комплекса мер по продвижению туристического продукта включает его рекламу, что указывает на отсылочный характер данных положений, обращенных к использованию нормативных ресурсов ФЗ «О рекламе».[3]


Имеются также отдельные нормативные акты, регулирующие вопросы размещения наружной рекламы. Особенности рекламы на дорогах и технических конструкциях на проезжей части определяет ГОСТ Р 52044-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. [13.C.7]

Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно Приказу Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований», устанавливаются элементы благоустройства территории, в том числе наружной рекламы и информации. [20.C.18]

Можно также выделить подзаконные акты, направленные на защиту интересов населения при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе имеющих своим результатом влияние на здоровье граждан. Таким документом можно назвать, например, Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» [11], запрещающий распространение в средствах массовой информации рекламы: целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений.

Действующее законодательство устанавливает различные требования к содержанию и распространению рекламной информации. Общие требования относятся к формам и способам ее распространения, независимо от предмета и круга потребителей, на которых она рассчитана. Также указанные требования применимы к понятию ненадлежащей рекламы, которая не соответствует требованиям законодательства РФ. [21.C.9]

Если прежнее законодательство устанавливало такие виды ненадлежащей рекламы, как недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая, то в настоящее время установлено лишь два вида ненадлежащей рекламы: недобросовестная и недостоверная. Однако для того чтобы не допустить и предупредить причинение вреда потребителям рекламы, необходимо включить в Закон о рекламе правило, которое содержалось в Законе 1995 года, о недопустимости рекламы, побуждающей к опасным действиям и возбуждающей панику. [14.C.11]

В юридической литературе существует мнение, что всякая реклама есть результат творческого труда.

Например, Е. Свиридова отмечает, что, если представление лишено творческого характера и не индивидуализирует позиционируемый товар, услугу, производителя и др., оно будет неким иным явлением общественной жизни, правовой действительности или экономического оборота, но не рекламой [20.C.65]. С точкой зрения указанного автора нельзя полностью согласиться.


Любая реклама, несомненно, индивидуализирует позиционируемый товар, услугу или производителя, но не каждая реклама является результатом творческого труда.

В пункте 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе предусмотрено, что Закон не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и значит, объявления физических или юридических лиц, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, являются рекламой. [18.C.6]

К примеру, если индивидуальный предприниматель на берегу моря построит коттедж и даст объявление в газету «Сдаю отдыхающим номера на берегу моря» и укажет свое имя, адрес и номер телефона, это объявление будет признано рекламой. Но реклама эта не имеет творческого характера.

Конкуренция между производителями товаров и услуг вынуждает для привлечения внимания потребителей к товарам или услугам придумывать оригинальные рекламные ходы. В то же время не каждая реклама - результат творческого труда [14. C.19].

1.2. Государственный контроль рекламной деятельности

С развитием электронной коммерции особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы защиты правообладателей от действий недобросовестных конкурентов [13.C. 102].

К примеру, отдельные предприниматели включают в текст своих рекламных объявлений товарные знаки иных лиц (как правило, конкурентов) и определяют свою аудиторию путем выбора таких ключевых слов, которые охраняются законом в качестве товарных знаков. Такие действия вызвали недовольство у правообладателей, что послужило поводом для ряда судебных дел о защите исключительных прав и недобросовестной конкуренции [23.C.7].

Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении рекламной деятельности, носит разноотраслевой характер (нормами частного и публичного права). Частноправовое регулирование указанных отношений осуществляется посредством договора, а публично-правовое - путем установления требований к содержанию и способам распространения рекламы. В настоящее время вопрос об установлении гармоничного сочетания публичных и частных интересов и закреплении их в праве все чаще поднимается в научной литературе [16.C.71].

Далее необходимо отметить, что реклама существует лишь на рынках, функционирующих в условиях конкуренции, и важной составляющей правового механизма рекламных отношений является государственный контроль в лице Федеральной антимонопольной службы России, которая вправе выносить предписания, способствующее недопущению либо прекращению нарушений рекламного законодательства и уплаты штрафов. [20.C.12]