Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмоции и общение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение:

Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому она имеет самые тесные связи с физиологической психологией, физиологией высшей нервной деятельности, нейропсихологией[53].

Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний[2].

Актуальность темы заключается в том, что зная невербальные проявления проявлению эмоциональных состояний человека можно определить истинные эмоции, обманывает ли человек или говорит правду .

Цель работы: познакомиться с невербальным и вербальным проявлением эмоциональных состояний человека.

Задачи работы: подробно изучить невербальные проявления людей, разработать методику определения обмана по невербальным эмоциональным состояниям человека, сформулировать рекомендации по правильному общению с людьми опираясь как на вербальное, так и невербальное эмоциональное состояние.

Есть мнение, что ложь или правду можно определить, руководствуясь только невербальными проявления эмоциональных состояний[24].

Субъекты курсовой работы - люди.

Объект — это эмоциональные проявления человека при общении и взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации.

Методы используемые в курсовой работе — это наблюдение, беседы, собеседования, описание, сравнение, моделирование, индукция, аналогия и синтез.

Предмет изучения курсовой работы – это невербальные эмоциональных состояний человека. Практическая значимость темы. Рассматриваемая тема имеет большую значимость, в юриспруденции, менеджменте, психологии. Человек, владеющий чтением невербальных проявлений эмоциональных состояний может правильно определить и оценить ряд моментов, например, когда говорят правду, а года пытаются обмануть. Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список, используемой литературы. В работе рассмотрены основные моменты, которые важны для изучения невербальных проявлений, определена зависимость невербальной и вербальной эмоциональности и сделаны соответствующие выводы. Предложена методика определения лжеца, по невербальным проявлениям, так и комплексно невербальных и вербальных эмоциональных состояний человека. 


Глава 1. Эмоции и общение

1.1. Психофизиология эмоций.

Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Они служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей, так как сопровождают практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат [53]

По длительности эмоциональных явлений выделяют:

1.эмоциональный фон (или эмоциональное состояние),

2.эмоциональное реагирование[2].

Эмоциональный фон и эмоциональное реагирование подчиняются разным закономерностям. Эмоциональное состояние отражает общее глобальное отношение человека к определенной ситуации, к себе самому и тесно взаимосвязано с его личностными характеристиками. Эмоциональное реагирование представляет собой кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер. Особенно важными характеристиками эмоций являются их знак и интенсивность/ Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенным значением интенсивностью[27].

Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, причем оределяющую роль играет лимбическая система. Папец предположил наличие «анатомического» эмоционального кольца. В него входили: гиппокамп — свод — мамилляррные тела — переднее ядро таламуса — поясная извилина — гиппокамп. Поток «чувств» циркулирует по анатомическому «эмоциональному кольцу», создавая таким образом физиологическую основу эмоциональных переживаний. Круг Папеца лег в основу лимбической системы. К лимбической системе, кроме кольца Папеца, принято относя[53]т: некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, или миндалину (клеточное скопление, величиной с орех), обонятельную луковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярную формацию среднего мозга. Эти морфологические структуры образуют единую гипоталамо-лимбико-ретикулярную систему. Центральной частью лимбической системы является гиппокамп. Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур — миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры. Важную роль в обеспечении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга. Лобные доли коры больших полушарий из всех отделов коры мозга ответственны за возникновение и осознание эмоциональных переживаний[53, 27].


Межполушарная асимметрия и эмоции. Существую представления, что левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое за восприятие и экспрессию отрицательных эмоций. Депрессивные переживания, возникающие при поражении левого полушария, рассматриваются как результат нарушения работы правого, а эйфория, нередко сопровождающая поражение правого полушария, — как результат нарушения работы левого. Выявлено, что более интенсивное выражений эмоций (мимические проявления) на левой половине лица, которая отражает проявление именно отрицательных эмоций. Менее интенсивно выражены эмоции на правой половине лица, которая ответственна за отражает положительные эмоции. При возникновении левосторонних поражений у больных появляются приступы тревоги, беспокойства и страха, возрастает степень интенсивности отрицательных эмоциональных переживаний. При поражении правого полушария можно наблюдать состояния благодушия, веселости, радости а также безразличия к окружающим[53, 51]. Больным трудно оценить настроения и выявить эмоциональные компоненты речи других людей. Право- и левосторонние поражения оказывают разное влияние на временные аспекты эмоциональных явлений. При поражении правого полушария появляются внезапные аффективные изменения, при поражением левого — долговременные эмоциональные переживания[53].

1.2 Происхождение и функциональное значение эмоций.

Рассмотрим некоторые физиологические теорий эмоций.

1. Биологическая теория Дарвина. Считал, что эмоции являются проявлением инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные эмоциональные реакции. Эмоцииональное возбуждение сопровождается изменением частоты сердечного ритма, дыхания, мышечного напряжения, это свидетельствует о том, что эмоциональные переживания тесно связаны с вегетативными сдвигами в организме[53].

2. Теория  И. Гербарта. В ней наиболее четко сформулированы интеллектуалистические Фундаментальным психическим фактом является представление. Чувства соответствуют тем связям, которые устанавливаются между представлениями. Эмоции рассматриваются, как нарушения, вызываемыми рассогласованием представлений: образ умершего отца, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это эмоциональное состояние непроизвольно вызывает слезы и другие органические изменения, характеризующие скорбь[27].


  1. «Периферическая» теория эмоций У. Джемса — К. Ланге.  Первичными являются вызываемые внешними и внутренними раздражениями телесные процессы, а уже затем возникают эмоциональные психические переживания[51].

4. Бихевиористская теория эмоций. Дж. Уотсон. Эмоции –это специфический вид реакций, проявляющихся в виде трех основных формах: страха, ярости и любвиБлагодаря процессам научения возрастает число факторов, способных вызывать эти реакции, и формируются новые типы реакций, проявляющиеся вместе с врожденными. Следовательно, эмоции можно рассматривать, как врожденные реакции организма[27].

5.Модифицированная «периферическая» теория эмоций Э. Клапареда. Чувства можно рассматривать как особый класс эмоциональных состояний, позволяющих определить ценность, жизненное значение событий, к которым человек должен приспособиться[27].

6.«Таламическая» (или «центральная») теория эмоций У. Кеннона — П. Барда. Центры эмоций расположены в подкорке. Возбуждение этих центров придает деятельности коры эмоциональный компонент, за организацию эмоциональных реакций отвечает именно таламус. Происходит отождествление эмоции с физиологическими процессами, которые происходят в центральной нервной системе [51]

7.Анатомо-физиологическая теория эмоций Дж. Грэя .Английский психолог Дж. Грэй выделяет три мозговые системы, отвечающих появление трех основных групп эмоций: тревожности (система поведенческого торможения), радости—счастья (система приближающегося поведения) и ужаса—гнева (система борьбы и бегства). Доминирование системы борьбы/бегства отражает склонность к агрессии или активному защитному поведению. От преобладания 3 системы зависит склонность к проявлению положительных эмоций, оптимизму[53].

8.Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. В основе синтеза эмоций лежат потребности организма, возникновение которых приводит к возникновению отрицательных эмоций, а удовлетворение – положительных. Отрицательные оказывают мобилизующее влияние, в результате чего потребности удовлетворяются быстрее, положительные – это подкрепляющий фактор, в результате происходит формирование полезного приспособительго эффекта[53].

9.Познавательная теория эмоций М. Арнольд — Р. Лазаруса: 1) каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, является функцией особого рода познания, или оценки; 2) эмоциональный ответ представляет собой некий симптом, включающий три основные группы симптомов — субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Два основных типа оценки ситуации: 1) как угрожающей; 2) как благоприятствующей[53,27].


10.Теория «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера. Когда между ожидаемой и действительной информацией имеется диссонанс (когнитивные разногласия), рождаются отрицательные эмоции, в то время как согласование ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к зарождению положительных эмоций[53,27].

11.«Я-теория» эмоций (К. Роджерс, ). Центральным понятием данной теории является понятие «Я-концепции» (обобщенные представления человека о самом себе). Чем углубленнее восприятие или познание человеком самого себя, чем больше проявляется связь с ядром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. Если возникает состояние угорожающее «Я-концепции» у человека появляется страх. Когда же «Я-концепция» подтверждается и одобряется, у него появляются положительные эмоции[51].

12.Психоаналитическая теория эмоций.  З. Фрейд и его последователи крайне широко трактовали этот термин. При этом, и Фрейд и его последователи рассматривали преимущественно негативные переживания, возникающие в результате конфликта влечений или основных подструктур личности («Оно», «Я» и «Сверх-Я»). Аффект состоит из трех аспектов: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции)[51].

13.Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Эмоции являются поведение определяющими в широчайшем диапазоне его проявлений. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, что необходимо для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой. В основе теории лежат пять ключевых тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса[53,27].