Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмоции и общение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14.Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова.  Эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

1.3 Виды и функции эмоций

Эмоции субъективны и одну и ту же ситуацию люди воспринимают диаметрально противоположно. Тон, мимика, жесты человека хорошо считываются и позволяют понять его состояние. В психологии различаются положительные, отрицательные, нейтральные эмоции[27,2].

Положительные эмоции: блаженство, радость, удовольствие, восторг, уверенность в себе, благодарность, гордость, симпатия[53,51].

Отрицательные эмоции: гнев, злость, тревога, ревность, скука, досада, разочарование, нетерпение.

Нейтральные эмоции выражают удивление, созерцание, безразличие, любопытство. Эмоции являются важными свойствами организма человека, а не пустой раскраской его жизни.

Функции эмоции:

  1. Защитная - момент опасности может спасти от самых непредвиденных последствий.
  2. Мотивационная – побуждает к действию.
  3. Сигнальная - говорит о потребностях человека, о его состоянии[53,51].

Существуют различия между эмоциями и чувствами. Эмоции – это временное переживание определенных чувств, например, восторга, восхищения, радости, наслаждения. Чувства представляют собой отношение к предметам окружающей действительности. Грань между эмоциями и видами чувств условная, что дает возможность любить и ненавидеть одновременно. Несмотря на условную грань, психологи сумели чувства систематизировать и выделить моральные, практические, интеллектуальные, эстетические чувства: Моральные чувства – совесть, патриотизм, дружба, любовь. Практические чувства связаны с трудовой деятельностью человека – удовлетворенностью или неудовлетворенностью трудом. Интеллектуальные чувства – любознательность, познание, удивление, радость открытия, а к эстетическим – умение и возможность созерцать красоту окружающей природы[27,22]. Элементы невербального общения Чаще всего человеку необходим зрительный контакт, потому что большая часть людей относятся к визуалам[51]. Чтобы понять настроение собеседника говорящий должен посмотреть ему в глаза, например, расширенные зрачки говорят о нервном напряжении, которое может быть вызвано либо ложью, либо неприятной темой[30]. Взгляд бывает разным: фиксирование взгляда на лбу собеседника подразумевает серьезный разговор и носит название делового; взгляд, расположенный между линией глаз и губ получил название светского; взгляд, останавливающийся на зоне груди, шеи, губ, скорее всего, означает сексуальную заинтересованность и называется интимным; взгляд искоса означает, что собеседник относится подозрительно[29]. С лица человека, благодаря мимике, можно считать большое количество информации. Здесь важно не только правильно читать выражение лица, но и создавать нужное впечатление. В этом вопросе самым непревзойденным способом является улыбка. Специалисты определили, что когда лицо собеседника в тени, закрыто очками, теряется до 20 % необходимой информации. Современное общение через интернет не позволяет видеть лицо человека, его реакцию, а напечатанное слово обезличено и является носителем разной информации. Не только речь и одежда человека производят впечатление, но и его жесты и позы. Скрещенные ноги или руки собеседника могут сказатьт о его закрытости или недоверии к окружающему миру, сложившейся ситуации и дают много важной информации. В разговоре используются жесты, но их обилие может показаться собеседнику просто кривлянием[32,28]. Не надо перегружать речь жестами, это может свидетельствовать об обмане, или желании сместить внимание с рассматриваемой темы или сложившейся ситуации Дистанции между собеседниками имеет большое значение, и близкое расположение мало знакомого человека всегда бывает мало приятным. Частью невербального общения являются прикосновения, передающие достаточно информации, особенно рукопожатие может много сказать о настрое и ожиданиях собеседника[33, 12]. Вербальные и невербальные средства общения неразделимы, например, одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может звучать как насмешливо, так и утешительно. Любой оратор должен уметь применять в своей речи целый набор средств общения. Невербальное проявление эмоций Ту или иную эмоцию человека сопровождает вербальное проявление – жест, взгляд, слово, интонация. Чтобы научиться их контролировать, надо вовремя определить, какая из эмоций возникла в конкретный момент времени[8,10].


Каждая из эмоций имеет свои подвиды, степень и выражноость проявления которых зависит от ситуации и личности. Базовая эмоция радости включает оживление, счастье, предвкушение, надежду, восторг, ликование, интерес, принятие. Человек, испытывающий базовую реакцию, улыбается, раскрывает свои ладони, чтобы всех обнять, он расслаблен и готов помочь, а глаза излучают блеск[53,13]. К подвидам эмоции страха относятся испуг, ужас, беспокойство, подозрение, тревога, растерянность, неуверенность, вина. Признаками страха являются широко раскрытые глаза, напряжение и дрожь по телу, мурашки. У человека дрожит голос, возникает желание уйти и спрятаться, может возникнуть боль за грудиной[31,25]. Такая эмоция как грусть имеет свои подвиды – тоску, печаль, безысходность, уныние, сожаление, горечь лень, жалость. Человек, объятый этой эмоцией, имеет потухший и рассеянный взгляд, у него тихий голос и опущенная голова, уголки губ тоже опущены. Плечи при данной эмоции приподняты, в руках ощущается слабость, дыхание замедленное. К подвидам базовой эмоции гнев относятся злость и ярость, ненависть и недовольство, высокомерие, ирония, отрицание и возмущение[40,44]. Испытывая гнев, человек сильно напряжен, ладони у него сжаты в кулаки, а глаза излучают злой блеск. Лицо может быть оскалено, а голос переходит в громкий крик, фразы резкие и взгляд исподлобья, брови сведены, а глаза прищурены или навыкате. Свои чувства открыто показывают только дети и всё, что нашло у них отклик, тут же прорывается наружу. С возрастом появляется больше возможностей контролировать свой эмоциональный фон. Взрослый человек или под влиянием окружающих, или научившись, держит свою реакцию на окружающие события внутри. Контролировать свои эмоции можно двумя способами. Первый способ– против воли сдерживать себя и не показывать эмоций, что является или результатом воспитания, или психологического перенесенного потрясения. Второй способ – проявлять эмоции по ситуации. Этот способ является результатом работы над собой и считается более безопасным для физического и психического здоровья[24,3].

1.4. Невербальные коммуникации: сущность и виды

Невербальные проявления эмоций в целом связаны с невербальной коммуникацией, распознавание которых позволяет понять своего собеседника, его настроение, переживания, ожидания, чувства, морально-личностные качества и др[53]. Выделяют несколько видов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника[4,17]. К упрощенным типам невербальной коммуникации относят: движения тела – жесты, мимика, пантомимика, походка, поза; визуальный контакт – частота контакта, направление, длина паузы; пространственная структура общения – угол общения партнеров, ориентация, дистанция; время – приход, опоздания, культура времени, соотношение времени и статуса[35,5].


1.5 Общение и коммуникация

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека В процесс общения входят три составляющие[53,43]:

  1. коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
  2. интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
  3. перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Передача осуществляется с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе выделяют вербальную и невербальную коммуникацию[53,6].

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации[7,8,9].

Невербальная коммуникация:

  1. Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.
  2. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
  3. Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека)[19,1].

Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами[15,20]. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому, то есть от человека к человеку[36,50]. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т. д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. У человека  цели общения могут быть весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации[37,38].


Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей[53].

Выделяют следующие виды взаимодействия:

  1. групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
  2. конкуренция (соперничество),
  3. конфликт[53,39].

Для того чтобы общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
  2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
  3. равенство в психологической взаимоподдержке[45,53].

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий[46,27].

Особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т. Д[47,30]. Все эти знаки разделяют на две большие группы: 1) интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации; 2) неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно. Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор)[21,27]. Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Необходимо следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи. Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать[22,53].


Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие[23,53]. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:

  1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
  2. если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;
  3. если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
  4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности[42,31].

Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);

значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека)[11,53].

Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов[13,27].

Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий[14,53].

Управление впечатлениями (Э.Гофман). Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других[51,16].