Файл: Нотариат в РФ (Понятие и значение нотариат в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В российском законодательстве отсутствуют на данный момент какие-либо механизмы, позволяющие нотариусу определить с должной степенью вероятности не только адекватность психического состояния обратившегося лица, но и выяснить наличие у того или иного субъекта ограничения или лишения дееспособности. Несмотря на активное обсуждение, общих реестров, содержащих подобную информацию, не ведется.

При подготовке дела к судебному разбирательству требования к действиям судьи являются более четкими и формализованными. Судья проверяет полномочия лиц, участвующих в деле, проверяет возраст несовершеннолетнего лица, наличие решения суда о признании граждан недееспособными или об ограничении граждан в дееспособности, полномочия их законных представителей[7]. Он не должен брать на себя ответственность за выявление обстоятельств и фактов, которые требуют иных знаний и иного опыта. При возникновении соответствующей потребности суд может назначить экспертизу для проверки психического состояния гражданина. У нотариуса данных полномочий фактически нет. Он вправе назначить экспертизу в порядке обеспечения доказательств. Однако это невозможно для большинства случаев удостоверения дееспособности гражданина при совершении сделок. Кроме того, сомнение в целесообразности такого действия связано с «неопределенностью правового статуса экспертного заключения, подготовленного на основании постановления нотариуса в порядке обеспечения доказательств»[8].

Дееспособность гражданина возникает не в момент рождения, а по мере его взросления, формирования у него волевых и интеллектуальных качеств, достижения определенного уровня психической зрелости и постепенно накапливается, т.е. зависит от возраста (п. 1 ст. 21, ст. 26, 28 ГК РФ); психического здоровья (ст. 29 ГК РФ); наличия у лица вредных привычек и порожденных ими последствий (ст. 30 ГК РФ) и иных обстоятельств (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК РФ), в т.ч. оценочных (п. 4 ст. 26 ГК РФ)[9]. Дееспособность не только формируется в процессе взросления лица, она может и утрачиваться (деградировать) в процессе жизни гражданина, подвергаться воздействию целого комплекса отрицательных факторов. Современные средства массовой информации изобилуют шокирующими примерами немотивированной жестокости, агрессии людей, социальное положение которых и предшествующее поведение не позволяло сделать предположение о способности к совершению таких поступков. Немало примеров судебных разбирательств, связанных с оспариванием совершенных сделок, где истцы пытаются объяснить совершение ими неадекватных действий, приведших к утрате единственного жилища и средств к существованию[10].


Выявление на обыденном уровне всех признаков, свидетельствующих о психическом отклонении конкретного гражданина от некой средней нормы, достаточно сложная задача. Так, например, в психиатрии используется шкала PANSS, основной целью создания которой являлось создание стандартизированной, чувствительной, надежной и валидной психометрической методики оценки позитивных и негативных нарушений у больных шизофренией. Оцениваются такие проявления психического состояния личности, как расстройство мышления, возбуждение, подозрительность и идеи преследования, враждебность, эмоциональная отгороженность, малоконтактность и некоммуникабельность в общении и т.п. Многие юристы, работающие с гражданами, встречаются с подобными проявлениями практически каждый день.

Они могут являться особенностями характера человека, следствием тяжелого стечения обстоятельств, наличием противоречий между участниками отношений общей собственности, могут быть усилены болезнью, действием лекарственных или психотропных препаратов, могут быть предопределены возрастом лица, его недоверием к представителям юридической профессии, заранее сформированной установкой на несправедливость совершаемых юридических действий. При этом нельзя забывать, что проблемы дееспособности, вменяемости являются юридическими, а не медицинскими. И проведение соответствующей оценки требует от юриста, нотариуса дополнительных компетенций, не предусмотренных общепринятыми стандартами профессии. Ситуация усугубляется увеличением количества лиц, страдающих психическими расстройствами, расширением перечня состояний, которые специалисты оценивают с позиции умаления возможности гражданина адекватно оценивать совершаемые им действия.

Проблемы оценки состояния гражданина, обратившегося за юридической помощью к нотариусу, могут быть связаны с его личными причинами и конкретными фактическими обстоятельствами, которые в совокупности не позволяют прийти к однозначному решению вопроса о наличии волевого и интеллектуального признаков дееспособности. Однако есть и целые группы лиц, чье правовое положение фактически является неопределенным ввиду невозможности принятия однозначного решения вопроса о психофизическом состоянии гражданина в момент совершения сделки или иного юридического действия. Так, в качестве примера подобной группы можно назвать лиц, страдающих онкологическими заболеваниями и принимающих обезболивающие препараты, относящиеся к сильным опиоидам группы морфина. Несмотря на отсутствие у данных лиц ограничения дееспособности, реализация права на совершение юридически значимых действий с нотариальным удостоверением для них существенного ограничена[11]. Некоторые исследователи затрагивали проблему старческой дееспособности, не позволяющей в отдельных случаях принять однозначное решение о способности лица осознавать в полной мере значение совершаемых действий[12].


В 2012 г. на сайте Федеральной нотариальной палаты[13] состоялось активное обсуждение посетителями ресурса проблемы проверки нотариусами дееспособности физических лиц. Были констатированы факты отсутствия юридического механизма осуществления данной процедуры, необходимость ведения реестра лиц, ограниченных, лишенных дееспособности или восстановленных в своих правах.

Участниками дискуссии высказана идея о трактовке положений Основ законодательства РФ о нотариате как о действии нотариуса, проверяющего лишь фактический возраст лица как основание для вывода о наличии у него дееспособности и права на совершение сделки. Однако подобная трактовка умаляет значение и действий нотариуса, и требований к нотариальной форме сделки. Констатация возраста, с которым закон связывает возникновение дееспособности, может быть проверена любым лицом, в т.ч. сотрудником Росреестра. Однако форма сделки при этом останется простой письменной.

Предложено было в соответствующий реестр лиц, имеющих ограничения дееспособности, включить и эмансипированных граждан. Данная идея представляется нецелесообразной, т.к. гражданин, не достигший 18 лет, сам заинтересован в предоставлении нотариусу доказательств, подтверждающих наличие у него дееспособности в полном объеме. Что же касается реестра граждан, лишенных или ограниченных в дееспособности, то такой информационный ресурс мог бы оказать существенную помощь нотариусам в отношении тех граждан, которые на основании решения суда ограничены или лишены дееспособности. Но создание данного реестра не снимает проблемы оценки временного кризисного психического состояния гражданина. На наш взгляд, возможно принятие следующих мер, направленных на частичное решение описываемой проблемы.

Во-первых, необходимо конкретизировать положения закона в отношении тех сведений или фактических данных, которые могут быть проверены нотариусом при оценке дееспособности гражданина, обратившегося за удостоверением сделки. В литературе предлагалось внести изменения в ст. 284 Гражданского процессуального кодекса РФ «Рассмотрение заявлений об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами» путем включения в нее части 3 следующего содержания: «При определении дееспособности граждан суду необходимо учитывать наличие или отсутствие у лица следующих способностей: сообщать о своем выборе; понимать соответствующую информацию и удерживать ее; оценивать значение информации о своем лечении; рассуждать и уметь владеть информацией для принятия решений»[14]. Подобные изменения целесообразны и для развития законодательства о нотариате.


Совместно с экспертами, занимающимися проблемами оценки способности граждан осознавать значение своих действий или руководить ими, необходимо разработать некий список вопросов (близкий по алгоритму действия к описываемой шкале PANSS), который позволил бы выявить отсутствие патологических изменений личности у гражданина в том случае, если у нотариуса возникли сомнения в адекватности его поведения.

В отношении лиц, страдающих заболеваниями, сопряженными с приемом сильнодействующих препаратов, необходимо участие в удостоверении сделки не только нотариуса, но и специалиста, имеющего профессиональные навыки оценки состояния гражданина и возможности осознанного решения, связанного с определением юридической судьбы имущества или совершения иного действия.

Решение обозначенной в настоящей статье проблемы не может быть однозначным. Несомненно, что на практике могут возникать ситуации, которые не подпадают ни под один из предлагаемых алгоритмов. Однако увеличение роли нотариата в обществе, в гражданском обороте должно сопровождаться развитием правовых механизмов, гарантирующих учет интересов всех лиц, участвующих в данных правоотношениях.

ГЛАВА 3. Перспективы развития нотариата в России

Реформирование института Российского нотариата в 2014 - 2015 годах вызвало широкое обсуждение в литературе. Двумя законодательными актами: Федеральным законом от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[15] и Федеральным законом от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[16] Основы законодательства о нотариате (далее - Основы) приведены в соответствие с корреспондирующими положениями гражданского, семейного, трудового, налогового и информационного законодательства.

Изменения коснулись порядка получения статуса нотариуса - в этой части установлены процедуры сдачи квалификационного экзамена посредством автоматизированной информационной системы. К сдаче экзамена желающие лица допускаются после периода стажировки. В публичном доступе размещается реестр нотариусов Российской Федерации. Существенно изменился институт дисциплинарной ответственности нотариусов. Посредством институционализации в профессиональное сообщество нотариусов Кодекса профессиональной этики дисциплинарные проступки получили достаточную степень определенности, устанавливая степень дискреционных возможностей региональной Нотариальной палаты, осуществляющей процедуру привлечения к ответственности. Имущественная ответственность нотариуса, занимающегося частной практикой, определена как ответственность за вред, причиненный по вине нотариуса имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. Нотариус также несет ответственность и за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях. Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности, нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты. Следует также отметить правовое определение прав и обязанностей помощников нотариусов и лиц, работающих на нотариусов по трудовому договору.


Наиболее существенный вектор развития обозначен в дальнейшем развитии нотариальных электронных сервисов. Сведения, содержащиеся в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата и необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через единую информационную систему нотариата, незамедлительно в автоматизированном режиме. Область применения квалифицированной электронной подписи существенно увеличена. Она может использоваться и в правоотношениях для удостоверения выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, которая теперь может быть выдана в форме электронного документа. Изменения также проявились в существенном дополнении перечня нотариальных действий, в том числе в корпоративных и залоговых правоотношениях.

Как и всякое обновление законодательного источника, приведенные Федеральные законы не лишены недостатков, оставляя пространство для дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность нотариусов. Так, О.В. Макаровым отмечено, что обнаруживаемое сходство между обновленным институтом нотариата и судебной деятельностью позволяет закрепить на конституционном уровне положения о публичной сфере гражданского общества[17]. Л.Н. Ракитина, исследуя новеллы об участии нотариусов в подтверждении решений, принимаемых общими собраниями участников общества с ограниченной ответственностью, находит множество терминологических несоответствий в законодательстве о нотариате и законодательстве, регулирующем корпоративные отношения[18]. М.Е. Егорова поднимает проблему функционирования на практике единой информационной системы нотариата[19]. В свете обозначенной проблемы раскрывается предусмотренная поправками в действующее законодательство повышенная доказательственная сила нотариального акта. В силу изменений, внесенных в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, обстоятельствам, подтвержденным нотариусом при совершении нотариального действия, придана преюдициальная значимость.

Комплексность законодательного подхода в реформировании законодательного регулирования нотариальной деятельности предполагает возможность и дальнейшего развития функции нотариата в Российской Федерации в комплексном, системном подходе. Отдельные возможности реализации такого подхода в модернизации отрасли затрагиваются в настоящей работе.