Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Деятельность нотариата по обеспечению права на частную собственность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день российский нотариат основывается на принципах профессиональной корпоративности, совмещает функции носителя публично-правовых полномочий и представителя граждан.

Юридическая деятельность производится от имени государства, что в свою очередь гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов, то есть определяет публичный статус нотариусов. Но с другой стороны – нотариат позиционируется в качестве частнопрактикующих лиц свободной профессии, которые имеют гражданскую самостоятельность, активно оказывают гражданам и организациям юридические услуги за плату.

Законодательство о нотариате на сегодняшний день не соответствует тенденциям современного общества. Конституция Российской Федерации, определяя нотариат как предмет совместного ведения РФ, не разграничивает дополнительных правовых норм об организации нотариата.

Одной из проблем существующего нотариата является неопределенность в разграничении полномочий между нотариальными палатами и органами управления юстицией, не полная правовая регламентация нотариата в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

При условиях реформирования нотариальной помощи при реализации прав и свобод граждан и организаций данная работа является актуальной и своевременной.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются при осуществлении конституционных функций нотариата.

Предметом исследования правовое регулирование деятельности нотариата в современных условиях.

Целью исследования является изучение роли нотариата в осуществлении защиты гражданских прав граждан и организаций.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Изучение юридической природы нотариата в Российской Федерации;

2.Систематизация опыта правового регулирования статуса нотариуса в современных условиях;

3.Обобщение практики правового регулирования деятельности нотариата;

4.Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в организации деятельности нотариата.

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования представляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ. Были использованы статистические показатели, практика Конституционного Суда РФ, размещение в сети Интернет по теме курсовой работы.


Методологическая основа исследования курсовой работы состоит из общетеоретических и специальных методов научного познания (анализ, синтез, логический и системно-структурный методы) и методов сравнительного правоведения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие и юридическая природа нотариата

Под нотариатом следует понимать правовой институт, призванный осуществлять стабильный гражданский оборот и защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальный действий.

Термин «нотариат» употребляется в различных значениях:

1.система органов и должностных лиц, которые наделены правом на совершение нотариальных действий,

2.часть системы гражданской юрисдикции, наделенных полномочиями по разрешению юридических дел спорного и бесспорного характера в системе гражданского оборота,

3.отрасль законодательства, нормами которой регулируются процедурные и организационные аспекты нотариальной деятельности,

4.учебный курс, предметом является изучение вопросов организации и нотариального производства.[15,С.22-23]

Нотариус является представителем гражданского общества и носителем публично-правовых полномочий. Институт нотариата обладает дуалистической природой. В-первую очередь, нотариат выполняет государственную функцию по приданию официальной силы юридическим действиям участников гражданского оборота, то есть сделкам и общественную функцию – консультированием лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий. Во-вторых, своими социальными и юридическими свойствами нотариат является либерализованным институтом:

1)внебюджетный нотариат создает нотариальные палаты,

2)относительное автономное положение в правовой системе государства,

3)выполняет социальную роль, создает стабильность в сфере гражданского оборота,

4)государство не отвечает по рискам нотариальной деятельности, не финансирует деятельность нотариусов. [8,С.34-36]

Публично-правовая природа нотариата раскрывается в следующих факторах:


1.служит цели придания официальной силы юридическим правам, документам, является бесспорным основанием их бесспорности от имени государства,

2.нотариальная деятельность не является предпринимательской, нет цели извлечения прибыли,

3.нотариат – часть правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи,

4.нотариальные действия совершаются от имени государства, носят публично-государственный характер,

5.публично-правовая основа взаимоотношений нотариуса и обратившихся к нему лиц.

Функцией нотариата являются его основные направления деятельности, определяющие место нотариата в правовой системе государства и отражающие характер нотариальной деятельности.

Нотариальными действиями являются юридически значимые акты, отражающие установленную законом предметную компетенцию нотариусов.

Принципами нотариальной деятельности являются установленные законом начала, определяющие специфику нотариального производства как вида государственной деятельности. [12,С.28-37]

Функции нотариата следующие:

1.обеспечение законности при удостоверении юридически значимых действий участников гражданского оборота,

2.оказание правовой помощи, консультирование, предупреждение о последствиях, подбор правильного варианта,

3. бесспорность доказательственной силы документа,

4.фискальная, то есть по взиманию налогов при нотариальном удостоверении договоров,

5.снисжение нагрузки на судебные органы, предупреждение гражданско-правовых споров,

6.разрешение юридических дел спорного и бесспорного характера. [22,С.87-92]

В таблице 1 рассмотрим миссию нотариата – нотариальное обслуживание.

Таблица 1. Аспекты нотариата

Публично-правовой аспект нотариата

Частно-правовой аспект нотариата

Составляющие публичного аспекта:

1.нотариальное удостоверение,

2.нотариальное свидетельствование.

Субъектам нотариальных отношений создаются выгодные условия для реализации их прав, прав притязания.

Источниками законодательства о нотариате являются внешние формы выражения юридических норм, которые регулируют организацию нотариата, порядок осуществления нотариальных действий, то есть правовые акты, которые содержат нормы о нотариате. [2,С.27-28]

Рассмотрим в таблице 2 классификацию источников законодательства о нотариате.

Таблица 2. Классификация источников законодательства о нотариате

Классификация источника

Источник законодательства о нотариате

По юридической силе

Законы, федеральные законы, кодексы, подзаконные акты,

По объекту регулирования или по содержанию

1)акты, которые регулируют организацию нотариальной деятельности (по лицензированию, по проведению экзамена),

2)акты, которые регулируют порядок осуществления нотариальных действий (нотариальное производство)

По уровню органа, который принял акт

1)федеральные нормативно-правовые акты,

2)акты субъектов РФ,


На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в институциональном смысле нотариат представляет собой систему государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям. В более узком юридическом смысле нотариат - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области формирования и функционирования нотариата как социально-правового института. Наконец, нотариат можно понимать и как профессиональную юридическую корпорацию, организацию и деятельность которой обеспечивает механизм конституционно-правового регулирования общественных отношений. 

1.2. Нотариат в правовой системе России

Для изучения проблемы нотариата в правовой системе Российской Федерации провести анализ понятия нотариата в узком юридическом смысле, в виде системы правовых норм, которые регулируют общественные отношения в области формирования и функционирования нотариата как социально-правового института и корпоративного сообщества. [27,С.84-85]

Являясь объектом правовой регламентации нотариат нуждается в теоретическом переосмыслении в формате методологии юридического регулирования, общих и частных подходов законодателя к установлению прав и обязанностей соответствующих субъектов правоотношений и правовых процедур.

Все это в совокупности образует некую подсистему действующего российского права, место которой нуждается в выяснении и теоретическом обосновании. [18,С.32-36]

Одной из конструкций, характеризующих место нотариата в правовой системе России, является понятие нотариального права в объективном смысле этого словосочетания.

Нотариат является составной частью любой правовой системы. Учитывая, что нотариальное право самостоятельная отрасль российского права, то необходимо отнести его либо к публичной, либо к частной отраслям.

Но даже в таком случае останутся проблемы, которые связаны с конституционно-правовым, гражданско-правовым и административно-правовым регулированием организации и деятельности нотариата.

Как правило, нотариат связывают с гражданско-правовыми отношениями, это вызвано неразрывной связью компетенции нотариата с удостоверением юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений.


Исторически русский нотариат конституировался в результате "отделения нотариальной части от судебной". Видимо, по этой причине в дореволюционный период "там, где нет нотариусов или где их должности не замещены", полномочия нотариусов возлагались на мировых и городских судей. Эта традиция была отчасти воспринята и в законодательстве советского периода отечественной истории. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1956 г. "О расширении прав краевых, областных судов и упразднении управлений министерств юстиции союзных республик при краевых, областных Советах народных депутатов трудящихся" руководство государственными нотариальными конторами возлагалось на краевые, областные суды. [21,С.21-24]

Нотариальные и судебные функции близки по своей сути, таким образом нотариальное право не может отождествляться с гражданско-правовым механизмом регулирования общественных отношений. Суды общей и арбитражной юрисдикции также связаны с нормами гражданского законодательства, но судоустройство и порядок отправления правосудия не считается предметом гражданского права.

Можно отметить, что нотариальная деятельность не ограничивается удостоверением юридических фактов гражданско-правового значения.

Несмотря на определенную степень самоуправляемости нотариата как профессиональной юридической корпорации, он нуждается в определенном управляющем воздействии со стороны государства, что составляет предмет административно-правового регулирования общественных отношений. Ответственность нотариусов, разумеется, не обязательно должна исчерпываться пределами уголовно- правовых и административно-правовых санкций, при этом законодатель вправе и обязан наделить соответствующей контрольно-административной компетенцией органы исполнительной государственной власти. [11,С.44-49]

Административно-правовой аспект в правовом регулировании нотариата, однако, нередко преувеличивается. Регламентируемый в текущем законодательстве статус нотариальных палат не охватывается предметом и методологией административно-правового регулирования общественных отношений, поскольку деятельность нотариальных палат по своей природе является не государственно-управленческой, а самоуправленческой, которая базируется на исследованных выше конституционных принципах профессиональной корпоративности. [14,С.41-43]

В этой связи нельзя согласиться с М.Ю.Плетневым, что контроль за деятельностью нотариусов охватывается лишь тремя формами - судебной, профессиональной и налоговой. В действительности, каталог подобных форм следует дополнить, как минимум, конституционным контролем (в аспекте реализации компетенции Конституционного Суда Российской Федерации по проверке конституционности законодательства о нотариате и разрешения споров о компетенции между соответствующими государственными органами), а также административным контролем, осуществляемым органами юстиции. Что касается профессионального контроля - то это, на наш взгляд, компетенция не столько органов юстиции, сколько предмет ведения самоуправляющегося нотариата как профессиональной юридической корпорации, функционирующей на демократических принципах.