Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Деятельность нотариата по обеспечению права на частную собственность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, институт нотариата еще не в полной мере используется в качестве надежного юридического средства обеспечения права частной собственности. С одной стороны, в законодательстве явно сужены рамки обязательной нотариальной формы сделок, влекущих за собой возникновение или прекращение права собственности, с другой - вследствие недостаточной активности нотариусов и нотариального сообщества наблюдается отчужденность физических и юридических лиц от добровольной фиксации посредством нотариальных действий их имущественных прав. Защита нотариатом права частной собственности на основе принципов превентивного правосудия будет более эффективной при условиях повышения профессионального уровня нотариусов, совершенствования механизмов внутреннего контроля за единообразием правоприменительной практики, а также некоторых организационных основ функционирования нотариата. 

2.2. Защита нотариатом свободы предпринимательской деятельности как форма реализации конституционных основ рыночной экономики

Конституцией Российской Федерации определено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности.

Данное экономическое право является приоритетным в государственной политике, так как общество должно свободно и самостоятельно определять источники своего существования. Гармоничное сочетание общественных и личных интересов связано с определением пределов содержания прав и свобод личности с пределами их реализации. Ограничение данного права, возможно, лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Контроль и регулирование предпринимательской деятельности является юридической задачей, которая охватывает многие юридические дисциплины, механизмы административного, гражданского, трудового, уголовного и финансового права. [2,С.47-58]

В обеспечении конституционных принципов предпринимательской деятельности важная роль принадлежит нотариату. На сегодняшний день нотариат и адвокатура выпадают их механизма обеспечения конституционного права на предпринимательскую деятельность, а это не соответствует содержанию законодательства и правоприменительной практики. Надежность и стабильность гражданского оборота возможна лишь при условиях, когда рыночные отношения в своей предпринимательской деятельности опираются на требования законодательства и прибегают к квалифицированной юридической помощи. [19,С.99-111]


В рамках нотариата гарантирована надежность гражданско-правовых сделок и иных рыночных действий, с целью предупреждения их в будущем.

Можно подчеркнуть, что многие экономические и административные проступки являются причиной элементарного незнания законодательства РФ. Для обеспечения законности предпринимательской деятельности государство часто применяет уголовную и административную репрессии. Нотариусы часто отказывают в совершении нотариальных действий на основании противоправности предполагаемого засвидетельствования юридических фактов. [11,С.108-111]

На сегодняшний день государство, предприниматели и нотариат нуждаются в партнерских отношениях. Нотариат способствует позитивному и законному развитию предпринимательской деятельности и препятствует его противоправным формам.

Концепцию активного нотариата предопределяет защита нотариусом конституционных основ рыночной экономики, в том числе предпринимательской деятельности.

Нотариальная компетенция по защите конституционного права человека на предпринимательскую деятельность носит ограниченный характер. Нотариусы обязаны следовать требованиям норм права. Вследствие этого предлагается в законодательстве о нотариате четче указать правомочия нотариусов, которые направлены на обеспечение свободы и законности предпринимательства. [6,С.48-65]

В статье 48 Основ законодательства о нотариате законодатель обращается к регулированию правоотношений и указывает: нотариус отказывает в совершении нотариального действия при условии, что совершение такого действия противоречит закону.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, обязан изложить причины отказа в письменной форме, а также разъяснить порядок его обжалования.

На наш взгляд, статья 48 Основ законодательства о нотариате РФ не соответствует статье 55 Конституции РФ: основания для отказа в совершении нотариальных действий, как «сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, которые указаны в его уставе или положении». [8,С.107-108]

Специальная гражданская правоспособность юридических лиц - весьма архаичная форма предпринимательской деятельности, которая уже давно ушла в историю с принятием действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная конструкция на сегодняшний день действует для отдельных видов юридических лиц, контроль обязан осуществлять собственник имущества, но не нотариус. Таким образом, ограничение дееспособности юридического лица по основанию противоречия его деятельности учредительным документам являет собой существенное ущемление конституционного права на предпринимательскую деятельность, оно не нуждается в нотариальном контроле. [13,С.34-38]


Данное деяние следует классифицировать как необоснованное вмешательство государства в частные дела, а это запрещено Конституцией РФ, подтверждено практикой Конституционного суда России.

Можно заключить, что следует внести следующие поправки в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате:

1)часть третью статьи 16 исключить,

2)статью 48 изменить.

2.3 Нотариат в механизме обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь

Оказание квалифицированной юридической помощи нотариусами сдерживается действующим законодательством Российской Федерации, но в то же время активно обновляется законодательная база вследствие объективных потребностей современного общества в нотариальных услугах.

В связи с изменениями законодательства РФ, оказание квалифицированной юридической помощи нотариусами сокращается. Примером является изменение законодательства при сделках с недвижимостью, изменения в Налоговом кодексе РФ. [9,С.82-89]

По юридическому содержанию, оказание квалифицированной юридической помощи представляет собой не полную помощь, не подмену воли клиента, а оказание компетентной помощи в вопросах защиты права гражданина либо организации.

После изучения Основ законодательства РФ о нотариате по оказанию юридической помощи гражданам можно заключить, что данная сфера освещена не полно. Методология по данному аспекту регламентируется, как разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Данная юридическая конструкция представлена в качестве права и обязанности нотариуса. В то же время логичнее было бы включить в обязанности нотариуса совершение нотариального действия на оказание широкого спектра консультаций, в том числе вопросов, которые связаны с нотариальными действиями. Следует четко различать нотариальные действия и консультационные услуги нотариуса, они имеют различный правовой режим, соответственно дифференцированные процессуальные формы. [14,С.57-58]

В Основах законодательства РФ о нотариате, содержится основной перечень нотариальных действий. Но в другие нормативные акты также содержат перечень нотариальных действий: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ О банках и банковской деятельности, ФЗ Об исполнительном производстве, ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. [15,С.55-57]


Отличием нотариальных действий от консультационных услуг нотариуса является то, что они представляют собой частное мнение специалиста в области права, может оказать помощь гражданину в реализации его прав и законных интересов, но не влечет каких-либо юридических последствий.

К организации нотариального дела необходимо соблюдать высокий профессиональный ценз нотариусов и определять внешние атрибуты нотариальной конторы. Предъявляются определенные требования к помещению нотариусов: свободный доступ к нотариусу, тайна совершения нотариального действия, обеспечение сохранности нотариальных документов, печати и штампов. Территориальный орган юстиции при несоответствии помещения нотариуса направляет представление об устранении нарушений.

Нотариусам следует соблюдать ряд условий при осуществлении квалифицированной юридической помощи населению, к ним относятся высокая профессиональная подготовка нотариусов, государственный контроль за их деятельностью, постоянный мониторинг органов юстиции.

Существует необходимость расширения спектра оказываемых публичных услуг нотариусами, наличие «обратной связи» с гражданами и юридическими лицами, обобщение замечаний и предложений, принимать меры для устранения выявленных недостатков. [26,С.74-76]

Для реализации этих целей в законодательстве следует предусмотреть право специальной законодательной инициативы федеральной нотариальной конторы в Государственной Думе РФ. Данное нововведение позволило бы как вносить законопроекты о нотариате, так и обеспечивать право для разработки замечаний и предложение по деятельности нотариусов.

Задачей всего общества является постоянный мониторинг качества нотариальных услуг. Государство должно обеспечивать контроль в отношении нотариата, должно гарантировать минимум соблюдения определенных стандартов и условий ведения деятельности нотариата.

Следующим важным инструментом обеспечения качества нотариальной юридической помощи являются федеральные, региональные целевые программы развития нотариата, соглашения по тарифам на нотариальные услуги. [24,С.47-54]

Ряд организационных аспектов построения системы нотариата не требует нормативного воздействия законодателя, поскольку данные вопросы могут оперативно разрешаться посредством текущего управления. Если управленческие полномочия органов юстиции и нотариальных палат сравнительно четко указаны в законодательстве, на основе этих норм права необходимо планирование организационно-распорядительной деятельности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.


Федеральные и региональные целевые программы развития нотариата способствуют достижению оптимального взаимодействия между нотариатом и государственной властью по оказанию квалифицированной юридической помощи.

Для равноправных и партнерских отношений нотариата и органов государственной власти требуется на сегодняшний день распределение полномочий и ответственности между указанными органами.

Можно заключить, что государство обязано отрегулировать определенный порядок оказания нотариальных услуг, при нарушении которого нотариусы должны нести юридическую ответственность. [18,С.173-186]

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Предложения по совершенствованию нотариальной деятельности в Российской Федерации

За последние годы нотариат как институт, который обеспечивает защиту прав и свобод граждан развивался довольно таки быстро. Но в период развития нотариата выявляются также проблемы нотариальных правоотношений. [21,С.189-197]

В первую очередь можно выделить проблему дуализма нотариата в Российской Федерации. Государственный нотариат создает неблагоприятное воздействие путем негативного влияния на граждан к частному нотариату. Кажется, что статус и задачи, способы защиты прав обоих нотариатов одинаковы, но с другой стороны наличие государственного нотариата подчеркивает несамостоятельность частного. Ликвидация государственного нотариата не является решением сложившейся ситуации. Следует учитывать, что доходы частных нотариусов в разных местностях разные, а государственные нотариусы получают за свою работу заработную плату.

Также следует подчеркнуть несоразмерность нотариального тарифа, который взимается государством. Так как расходная часть бюджетов частнопрактикующих нотариусов формируется из рыночных цен на потребляемые товары и услуги, а доходы жестко регламентированы тарифами. Данное обстоятельство требует от законодателей четкого представления потребности внебюджетного нотариата в финансовых ресурсах при разработке ставок государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Для решения этой проблемы можно ликвидировать государственный нотариат в данной местности, с целью увеличения доходов частных нотариусов. [25,С.42-79]