Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Сущность, цель и задачи учетной политики в целях налогообложения организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В настоящее время предприятия уделяют большое внимание стратегии развития, основное содержание которой учитывается при формировании учетной политики.

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета.

Этот документ ежегодно составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем учреждения, и его формирование следует рассматривать как один из важнейших элементов оптимизации деятельности организации любой организационно-правовой формы.

Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит организации выбрать оптимальный вариант учета, эффективный как с точки зрения бухгалтерского учета, так и с точки зрения режима налогообложения.

Учетная политика является документом для внутреннего использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение как для самой организации, так и для внешних пользователей (в лице государства). Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.

Актуальность темы исследования курсовой работы заключается в том, что формирование учетной политики для целей налогообложения является центральным по значимости документом системы налогового учета, который представляет возможность выбрать и обосновать вариант исчисления налогооблагаемой базы, а следовательно, минимизировать свои налоговые риски, выраженные в возможных доначислениях налогов, штрафов, пеней.

Цель исследования – углубленное изучение основных положений учетной политики ПАО «РЖД», оказывающих влияние на налоговое бремя предприятия.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) изучить теоретические основы формирования учетной политики для целей налогообложения;

2) проанализировать основные положения учетной политики ПАО «РЖД» для целей налогообложения;

3) рассмотреть возможности учетной политики для оптимизации налогообложения.

Объектом исследования в курсовой работе является ПАО «РЖД».

Предмет исследования – учетная политика этого предприятия для целей налогового учета.


Глава 1. Теоретические основы формирования учетной политики в целях налогообложения организации

1.1. Сущность, цель и задачи учетной политики в целях налогообложения организации

Первостепенной задачей любого экономического субъекта, независимо от его специфики деятельности и отраслевой принадлежности, является формирование рациональной учетной политики, которая принимается как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом (НК) способов (методов) определения доходов и/или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам.

Формирование учетной политики, с точки зрения налогового учета, и контроль ее раскрытия в организациях связаны с определенными проблемами:

- нет четкого понятийного аппарата в части учетной политики и ее аспектов;

- учетная политика не рассматривается в качестве важного инструмента управления как составляющая общей финансовой политики общества;

- не обеспечивается эффективное управление финансовыми потоками из-за ориентации на максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета;

- не просчитывается ее влияние на показатели бухгалтерской и налоговой отчетности;

- не в полной мере учитываются организационно-правовая форма и отраслевые особенности деятельности;

- не учитываются стратегические цели развития организации;

- не четко систематизируются подходы к структурированию учетной политики;

- не полностью раскрываются организационный, технический, методический и налоговый аспекты учетной политики;

- не отражены в нормативных актах международный, аналитический и управленческий аспекты;

- отсутствует единая методика проведения аудита учетной политики и механизм оценки ее эффективности.


Основной задачей разработки учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

1.2. Основные элементы учетной политики для целей налогообложения

При составлении учетной политики осуществляется выбор одного из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами способов ведения налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть сформирована, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ), а также в соответствии с Феде-ральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н (ред. от 27.04.2012 г.) и другими нормативными документами.

Например, рассмотрим положения учетной политики, оказывающие существенное влияние на вопросы налогообложения.

1. Метод признания выручки.

В российской практике существует 2 основных метода признания выручки: метод начисления и кассовый метод. Разница между данными методами заключается в том, что при первом методе налогооблагаемая база по налогу на прибыль возникает в момент отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете и, таким образом, зачастую предприятия обязаны уплачивать налог еще до получения денежных средств. Согласно ст. 271-273 НК РФ, большинство российский предприятий обязано ис-пользовать метод начисления. Кассовый метод могут применять организации, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

2. Метод оценки материально-производственных запасов.

При выборе метода определения фактической себестоимости выбывающих материальных ресурсов следует руководствоваться следующими нормативными актами: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от

05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.), Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. № 44н (ред. от 25.10.2010 г.).

Данные нормативные акты устанавливают 3 способа оценки материально-производственных запасов (МПЗ) при их списании:


1) по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

3) по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

Следует отметить, что если организация применяет разные методы оценки выбывающих МПЗ для целей бухгалтерского и налогового учета, то возникает необходимость применения Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н (ред. от 24.12.2010 г.). Так, если сумма расходов, отраженная в бухгалтерском учете, превышает сумму расходов, принятую для налогообложения, возникает вычитаемая временная разница, и, как следствие, отложенный налоговый актив (ОНА). Если сумма расходов, отраженная в бухгалтерском учете, меньше, чем сумма расходов, принятая для исчисления налога на прибыль, возникает налогооблагаемая временная разница, и, как следствие, отложенное налоговое обязательство.

3. Порядок начисления амортизации основных средств.

В соответствии с российским законодательством, разрешены несколько способов начисления амортизации. Так, чем больше амортизационные отчисления, тем выше себестоимость продукции и ниже прибыль. Это приводит к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество организаций.

Выполнение всех требований, предъявляемых при формировании учетной политики, представляется сложной задачей. При этом учитываются неотъемлемые факторы, существенно влияющие на хозяйственную деятельность предприятия. В то же время излишняя регламентация не позволяла бы гибко реагировать на изменение условий хозяйствования и законодательства и приводила бы к конфликту интересов владельцев бизнеса и государства.

Таким образом, при осуществлении налогового планирования на предприятии необходимо принимать во внимание специфические аспекты бухгалтерского учета, заключенные в содержании учетной политики, формируемой и принимаемой в каждой организации.

Поскольку правила бухгалтерского и налогового учета различаются по каждой хозяйственной операции, влияющей на формирование налогооблагаемой базы, необходимо провести сопоставление требований бухгалтерского и налогового учета согласно таким критериям, как: правила классификации доходов и расходов, момент признания доходов и расходов, способы оценки материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов, незавершенного производства, способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, порядок учета доходов и расходов будущих периодов и формирования резервов предстоящих затрат.


Выбирая тот или иной метод ведения бухгалтерского учета, руководители организации с помощью бухгалтера определяют, как будут составляться конкретные бухгалтерские проводки - по списанию запасов, начислению амортизации, списанию затрат, переоценке активов. В связи с этим нельзя забывать о том, что между подобными учетными записями и содержанием бухгалтерской отчетности существует непосредственная связь. Следовательно, выбор методов ведения учета хозяйственных операций определяет представляемый в отчетности размер прибыли или убытка, оценку активов, признание доходов и расходов.

Благодаря учетной политике организации можно вывести умозаключения о рентабельности, платежеспособности, структуре источ-ников финансирования и тому подобных характеристиках положения дел в организации. Поэтому за каждой бухгалтерской проводкой бухгалтер должен видеть, как она повлияет на содержание отчетности.

Правильная организация учетной политики является одним из главных направлений оптимизации налоговых платежей, увеличением прибыли.

Поэтому целесообразно отражать в учетной политике для целей налогового учета способы формирования налоговой базы только по тем хозяйственным операциям организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего налогового периода.

Не рекомендуется включать в учетную политику для целей налогового учета способы налогового учета объектов, которые в организации отсутствуют.

Следует при возникновении новых фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта, по которым возникает необходимость отражения порядка их налогового учета, оформить дополнение к учетной политике.

Таким образом, в практике составления учетной политики отсутствует четкая методология налогового учета, конкретные правила его организации и ведения, а также приемлемые формы налоговых регистров.

Глава 2. Анализ учетной политики организации для целей налогового учета

2.1. Общая характеристика организации

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.