Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (ЗАО «РОСТА»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие финансовых результатов и информационной базы их анализа
1.2. Цель и задачи анализа финансовых результатов предприятия
1.3. Система показателей рентабельности деятельности предприятия
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «РОСТА»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ формирования чистой прибыли организации
Глава 3. Анализ показателей рентабельности
3.1. Оценка показателей рентабельности капитала в динамике
3.2. Анализ показателей рентабельности продаж и затрат, их взаимосвязь
- регионального дистрибьютора "Фарм Тамда 77", г. Санкт - Петербург;
- национального дистрибьютора лекарственных средств "Россиб Фармация", г. Новосибирск;
- регионального дистрибьютора "АртроМед", г. Самара.
Целью консолидации стало объединение лучшего опыта компаний, снижение логистических издержек, внедрение новых технологий в области логистики и управления бизнесом, увеличение доли рынка.
Объединение под знаком «РОСТА» стало естественным продолжением развития трех компаний, положило начало новому тренду на фармацевтическом рынке страны, а привлечение западных инвестиций в российскую фармацевтику способствовало выведению дистрибьюции лекарственных средств на качественно новый уровень развития.
Европейским партнером компании «РОСТА» стал финский концерн «Тамро» - ведущий фармацевтический дистрибьютор в Северной Европе, работающий на момент объединения в восьми странах: Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии, Литве, России.
Высшим органом управления ЗАО «РОСТА» является Общее собрание акционеров. Единоличным исполнительным органом предприятия является Генеральный директор.
Миссия фармацевтической группы "РОСТА": «Обеспечивать население качественными медикаментами, развивать фармацевтический рынок для сохранения здоровья людей».
Ценности фармацевтической группы "РОСТА":
- Забота об интересах партнёров;
- Открытость, доверие и понимание;
- Постоянное совершенствование и готовность к изменениям;
- Развитие персонала компании;
- Высокие этические нормы.
Девизом является утверждение, что эффективность работы предприятия начинается с личной эффективности каждого работника предприятия. Работники должны доверять друг другу и быть уверены, что каждый выполняет свои обязанности по высшим этическим стандартам.
Основной целью ЗАО «РОСТА» является получение прибыли
ЗАО «РОСТА» функционирует в сфере торговли.
В состав фармацевтической группы «РОСТА» входят 28 филиалов и 15 представительств по всей России, от Архангельска до Камчатки. Для оптимизации логистики и эффективного управления филиалы объединены в два дивизиона по территориальному признаку: «Запад» и «Восток». Штаб-квартира фармгруппы «РОСТА» находится в Москве.
Дивизион «Запад» объединяет 16 филиалов и 11 представительств, обслуживающих Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский и Уральский Федеральные округа. Поставка осуществляется из Логистического центра, расположенного в г. Подольске, площадь склада составляет 11 500 кв. м. Численность сотрудников Дивизиона «Запад» - 947 человек, Дивизиональное управление располагается в Москве.
Логистический центр общей площадью 9 000 кв. м. располагается в Новосибирске. Здесь формируются товарные запасы для филиалов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. 12 филиалов и 4 представительства Дивизиона «Восток» обслуживают территорию более 11 млн. кв. км., численность сотрудников 709 человек.
2.2. Анализ формирования чистой прибыли организации
На основании Отчетов о финансовых результатах за 2015г. и за 2016г. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, сгруппированные по доходам и расходам ЗАО «РОСТА», представлены в Приложении 1.
По результатам проведенных расчетов, мы видим, что за 2015г. по сравнению с 2014г. чистая прибыль организации увеличилась на 13264 тыс.руб. (на 35,59%). Это произошло за счет увеличения доходов ЗАО «РОСТА» на 60735 тыс.руб. (на 3,11%), в том числе выручки без НДС – на 60300 тыс.руб. (на 3,09%), прочих доходов – на 435 тыс.руб. или на 30,29%. Таким образом, основной доход 2010432 тыс.руб. был получен по основной деятельности. На его долю приходится 99,91% совокупных доходов организации, а за счет прочих доходов сформированы доходы ЗАО «РОСТА» на 0,09%.
В тоже время под влиянием роста расходов ЗАО «РОСТА» на 47471 тыс. руб. (на 2,48%) чистая прибыль организации снижается. На увеличение расходов ЗАО «РОСТА» повлиял рост себестоимости товаров на 43334 тыс.руб. (на 2,32%), коммерческих расходов – на 1239 тыс.руб. или на 4,02%, т.е. расходов по основной деятельности. Но при этом уменьшаются прочие расходы на 269 тыс.руб. или на 42,85%. В тоже время увеличивается сумма налога на прибыль на 3167 тыс.руб. или на 33,45%. В составе расходов преобладает себестоимость товаров, причем ее удельный вес снижается на 0,16 процентного пункта: с 97,76% до 97,6%, а увеличивается доля коммерческих расходов на 0,02 процентного пункта: с 1,61% до 1,63%, а также налога на прибыль – на 0,15 процентного пункта: с 0,49% до 0,64%.
Таким образом, в 2015г. по сравнению с 2014г. темп роста выручки (103,11%) опережает темп роста себестоимости товаров и коммерческих расходов вместе (102,34%). Значит, в 2015г. организация работала эффективно.
При этом в 2016г. по сравнению с 2015г. выручка от продажи товаров увеличилась на 151582 тыс.руб. или 7,5%., а себестоимость товаров только на 117166 тыс.руб. или на 6,1%. В результате валовая прибыль выросла на 34416 тыс.руб. или на 35,9%. Расходы на продажу ЗАО «РОСТА» увеличились на 1480 тыс.руб. или на 4,6%, значит на лицо опережающий темп роста выручки над темпом роста расходов на продажу. Организация не уплачивала проценты по кредитам, также как и не получало их, доходов от участия в деятельности других организаций не было.
Сальдо прочих доходов и расходов в 2015г. было отрицательным, т.к. прочие расходы превосходят прочие доходы на 505 тыс.руб. В 2016г. по сравнению с 2015г. сальдо прочих доходов и расходов увеличилось на 647 тыс.руб., а прочие доходы превосходят прочие расходы на 142 тыс.руб.
В результате всего выше изложенного прибыль до налогообложения увеличилась на 33583 тыс.руб. или на 53,2%.
Условие использования производственного потенциала предприятием выражается формулой (15):
ТрЧП > ТрB > ТрC (15)
где ТрЧП – темп роста чистой прибыли;
ТрB - темп роста выручки;
ТрC - темп роста себестоимости.
Сопоставляя темп роста чистой прибыли, выручки и себестоимости, мы видим, что в 2016г. условие (1) выполняется:
153,2% > 107,5% > 106,1%
Значит, ЗАО «РОСТА» полностью использовало свой производственный потенциал.
Глава 3. Анализ показателей рентабельности
3.1. Оценка показателей рентабельности капитала в динамике
Рассчитаем показатели рентабельности капитала:
- рентабельность собственного капитала, характеризующая прибыль до налогообложения, полученную с каждого рубля собственного капитала, рассчитывается по формуле:
, (16)
где RСК –рентабельность собственного капитала, %; ЧП– чистая прибыль, тыс.руб.;
– среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс.руб.
2014г.:
2015г.: 2016г.:
- экономическая рентабельность, характеризующая прибыль до налогообложения, полученную с каждого рубля имущества, рассчитывается по формуле:
, (17)
где Rэк –экономическая рентабельность, %; ЧП– чистая прибыль, тыс.руб.;
– среднегодовая стоимость имущества, тыс.руб.
2014г.:
2015г.: 2016г.:
- фондорентабельность, характеризующая прибыль до налогообложения, полученную с каждого рубля внеоборотных активов, рассчитывается по формуле:
, (18)
где RВА – фондорентабельность, %; ЧП– чистая прибыль, тыс.руб.;
– среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс.руб.
2014г.:
2015г.: 2016г.:
- коэффициент оборачиваемости собственого капитала показывает сколько оборотов совершил капитал организации и рассчитывается по формуле:
, (19)
где – коэффициент оборачиваемости капитала, оборотов;
– среднегодовая стоимость капитала, тыс.руб.
2014г.:
2015г.: 2016г.:
Результаты расчетов представим в табл.1.
Таблица 1
Динамика показателей рентабельности деятельности ЗАО «РОСТА» за 2015-2016гг.
№ п/п |
Показатели |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Откло-нение к 2014г. |
Откло-нение к 2015г. |
1 |
Среднегодовая стоимость имущества предприятия, тыс.руб. |
172 799,5 |
171 147,5 |
167 322,5 |
-1652,0 |
-3825,0 |
2 |
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс.руб. |
6 390,0 |
6 132,5 |
6 172,5 |
-257,5 |
40,0 |
3 |
Средняя стоимость собственного капитала |
40 687,5 |
50 994,5 |
57 506,5 |
10307,0 |
6512,0 |
4 |
Выручка от продаж, тыс.руб. |
1950132 |
2016432 |
2162014 |
63300,0 |
148582 |
5 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
37270 |
50534 |
77401 |
13264,0 |
26867 |
6 |
Рентабельность собственного капитала |
91,60 |
99,10 |
134,60 |
7,50 |
35,50 |
7 |
Экономическая рентабельность |
21,57 |
29,53 |
46,26 |
7,96 |
16,73 |
8 |
Фондорентабельность |
583,26 |
824,04 |
1253,97 |
240,78 |
429,93 |
9 |
Коэффициент оборачиваемости капитала |
11,29 |
11,76 |
12,92 |
0,48 |
1,15693 |
Таким образом, сложилась тенденция к снижению среднегодовой стоимости имущества ЗАО «РОСТА». Так в 2015г. по сравнению с 2014г. стоимость имущества уменьшилась на 1652,0 тыс.руб. руб. (в том числе среднегодовой стоимости внеоборотных активов – на 257,5 тыс.руб., но при росте среднегодовой стоимости собственного капитала на 10307 тыс.руб.), а в 2016г. по сравнению с 2015г. - на 3825 тыс.руб., но при увеличении среднегодовой стоимости внеоборотных активов на 40 тыс.руб. и среднегодовой стоимости собственного капитала– на 6512 тыс.руб. В результате чистая прибыль, полученная с каждого рубля внеоборотных активов, выросла в 2015г. по сравнению с 2014г. – на 240,78 коп. (с 583,26 коп. до 824,04 коп.), а в 2016г. составила уже 1253,97 коп., т.е. на 429,93 коп. при этом чистая прибыль, полученная с каждого рубля собственного капитала также увеличивается: в 2015г. на 7,5 коп., в 2016г. – на 35,5 коп. и составила 134,6 коп. За счет сокращения среднегодовой стоимости имущества и при увеличении чистой прибыли повышается и экономическая рентабельность. Так чистая прибыль, полученная с каждого рубля среднегодовой стоимости имущества, в 2014г. составляла 21,57 коп., а в 2016г. - 46,26 коп., причем ее рост ускоряется: в 2015г. на 7,96 коп. , а в 2016г. на 16,73 коп.
Одной из причин роста рентабельности является ускорение оборачиваемости капитала с 11,29 оборота в 2014г. до 12,92 оборота в 2016г.
3.2. Анализ показателей рентабельности продаж и затрат, их взаимосвязь
Ко второй группе показателей рентабельности относятся:
- рентабельность продаж по прибыли от продаж, которая показывает, сколько прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации товаров и рассчитывается по формуле:
, (20)
где Rпрод – рентабельность продаж, %;
Ппрод – прибыль от продаж, тыс.руб.; N – выручка от продаж, тыс.руб.
2014г.:
2015г.: 2016г.:
- общая рентабельность, характеризующая прибыль до налогообложения, полученную с каждого рубля выручки, рассчитывается по формуле:
, (21)
где Rн/о – общая рентабельность, %;
Пн/о– прибыль до налогообложения, тыс.руб.; N – выручка от продаж, тыс.руб.
2014г.:
2015г.: 2016г.:
- рентабельность продаж по чистой прибыли, которая показывает, сколько чистой прибыли получено с каждого рубля выручки от реализации товаров и рассчитывается по формуле:
, (22)
где RЧП прод – рентабельность продаж по чистой прибыли, %;
Пчист– чистая прибыль, тыс.руб.; N – выручка от продаж, тыс.руб.
2014г.:
2015г.: 2016г.:
- рентабельность основной деятельности, которая показывает, сколько чистой прибыли получено с каждого рубля затраченного на приобретение и реализацию товаров, и рассчитывается по формуле:
, (23)
где Rосн – рентабельность основной деятельности, %; Пчист– чистая прибыль, тыс.руб.;
З – затраты на приобретение и реализацию товаров, тыс.руб.
2014г.:
2015г.: 2016г.:
Результаты расчетов представим в табл.2.
Таблица 2
Динамика показателей рентабельности деятельности ЗАО «РОСТА» за 2015-2016гг., %
№ п/п |
Показатели |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Отклонение к 2014г. |
Отклонение к 2015г. |
1 |
Выручка от продаж, тыс.руб. |
1950132 |
2016432 |
2162014 |
63300 |
148582 |
2 |
Затраты на приобретение и реализацию товаров, тыс.руб. |
1871363 |
1946759 |
2065405 |
75396 |
118646 |
3 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
47946 |
63673 |
96609 |
15727 |
32936 |
4 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
46737 |
63168 |
96751 |
16431 |
33583 |
5 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
37270 |
50534 |
77401 |
13264 |
26867 |
6 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
2,46 |
3,17 |
4,47 |
0,71 |
1,30 |
7 |
Общая рентабельность |
2,40 |
3,14 |
4,48 |
0,74 |
1,34 |
8 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
1,91 |
2,51 |
3,58 |
0,60 |
1,07 |
9 |
Рентабельность основной деятельности |
1,99 |
3,24 |
4,68 |
1,25 |
1,44 |