Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение ( Теоретические аспекты налогообложения физических лиц ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах».

С момента возникновения государства, налоги являются неотъемлемым элементом экономических отношений. Вместе с государством налоговая система изменяется и развивается. Она является необходимой для государства, так как это важнейший инструмент реализации экономической политики государства, а так же с её помощью государство реализует свои функции, в том числе и социально значимые.

Значимую роль в налоговой системе России играет налогообложение физических лиц, так как оно является одним из главных инструментов реализации политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами, являются не только большой статьей доходов государства, но и помогают государству в регулировании существующего уровня дифференциации доходов населения.

Цель курсовой работы – изучить налоги с физических лиц и определить их экономическое значение.

Задачи курсовой работы:

- Ознакомиться с сущностью налога;

- Определить экономическую роль налогообложения физических лиц в России;

- Охарактеризовать зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц

- Проанализировать роль налогов с физических лиц в бюджете РФ

- Ознакомиться с порядком исчисления налога с физических лиц

- Обосновать проблемы налогообложения и направления их устранения.

Предмет курсовой работы - установление причинно-следственную связь между экономическим значением налога с физических лиц и его практической реализацией.

Информационной базой исследования послужили периодическая печать, публикации в вестниках российских ВУЗов, отчеты о деятельности Пенсионного фонда РФ, данные с официальных сайтов Министерства труда и социальной политики.

Методологическую основу исследования составляют системный, экономический и статистический анализ.

Практическая значимость исследования заключается в выделении современных тенденций сбора НДФЛ и сравнения его развития с зарубежными странами.


Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключения, библиографии.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.1 Сущность налогов

Под налогом в Налоговом Кодексе понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]

Отдельные авторы приводят собственное определение налога. Так, А.Смит рассматривает налог как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства.

В материальном смысле налог – это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленный срок и в установленном порядке.

Как экономическая категория налог – это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству.

Начальной формой проявления сущности налогов является вносимые гражданами денежные средства на цели финансирования расходов публичной власти. В результате налоговое бремя на минимальном уровне определялось тем, какая сумма расходовалась на выполнение государством своих основных функций, в числе которых расходы на государственное управление, оборону, охрану порядка и суды.

На современном этапе общественного развития налоги выступают в качестве важнейшего источника доходов бюджетной системы, причем доля налоговых доходов в отдельных странах может достигать 90 % от их общей суммы.

Степень правильности построения налоговой системы, организации сбора налогов прямо влияет на эффективность функционирования всей национальной экономики. Вариации в отношении налогов и налоговых льгот обеспечивают воздействие на динамическое и структурное движение экономики, на величину капиталовложений и уровень занятости, темп развития научно-технического прогресса и так далее.

Посредством налоговой политики государство наделено возможностью компенсировать дефекты, присущие рыночной системе, регулировать стихийно формирующиеся пропорции инвестиций и сбережений, доходность различных отраслей деятельности. 


1.2 Виды налогов с физических лиц

Налоги, уплачиваемые физическими лицами, можно классифицировать следующим образом:[2]

1. По уровню:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.
  1. По способу поступления:
  • прямые;
  • косвенные.
  1. В зависимости от плательщика:
  • с физических лиц,
  • юридических лиц (индивидуальные предприниматели).

Налоговый Кодекс Российской Федерации предусматривает для физических лиц следующие виды налогов:[3]

  1. Подоходный (НДФЛ).
  2. Имущественный.
  3. Транспортный.
  4. Земельный.
  5. Акциз.
  6. Водный.
  7. Сбор за охоту.
  8. Сбор за вылов рыбы.
  9. НПД

Объектом налогообложения физических лиц являются полученные ими доходы, то есть зарплата, наследство, подарки, дивиденды и имущество - квартира, машина, дача.

Плательщиками налогов могут являться совершеннолетние и несовершеннолетние граждане России (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) и нерезидентны, — лица осуществляющих деятельность на территории РФ с гражданством иных государств. Малолетние и несовершеннолетние дети могут владеть имуществом, в том числе по наследству, являющимся объектом налогообложения. Обязанность по уплате ложиться на родителей и законных представителей. Кроме того платить налоги обязаны физические лица — резиденты (проводят в пределах страны 183 и более дней в году)  и нерезиденты Российской Федерации. Перечень налогов Перечень (список) налогов уплачиваемых гражданами в бюджеты РФ включает в себя следующие виды налогов.

Подоходный налог (НДФЛ) Основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Существуют исключения в виде не облагаемых доходом доходы от продажи имущества, которое было в собственности более пяти лет; доходы, полученные в наследство; доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер).


Имущественный налог, в том числе налог на машиноместо. С 2017 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 72 субъектах Российской Федерации. Налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, направляются Федеральной налоговой службой.

Транспортный налог является региональным, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Земельный налог. Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Акциз. Уплачивается при ввозе/вывозе подакцизных товаров через таможню (статья 179 НК).

Водный налог. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сбор за охоту и вылов рыбы. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Расчет производится в соответствии со статьей 333 НК РФ.

Налог для самозанятых. Введен с 1 января 2019 года. Официальное название — налог на профессиональный доход (НПД). Новый единый налог на профессиональную деятельность пока что тестируется только в четырех регионах, включая Москву и Татарстан. Основная цель эксперимента — легализовать статус фрилансера и помочь выйти из тени тем, кто работает на себя. Закон гарантирует неизменность ставки профессионального налога на протяжении 10 лет: 4% – для дохода при работе с физическими лицами, 6% – с ИП и юридическими лицами.

Существуют еще и «косвенные» налоги госпошлина – сбор, размер которого варьируется, зависимо от характерных особенностей предоставляемых государственных услуг.


Акцизы на недра — при покупке бензина, алкоголя основу цены составляют государственные сборы.

1.3 Налогообложение физических лиц в зарубежных странах

Система налогов в США достаточно сложна и запутана, поскольку в данном государстве присутствует сразу несколько уровней налогообложения, а именно:

  • федеральный;
  • налоги штатов;
  • местный.

Каждый из вышеперечисленных уровней подчинен определенным нормативно-правовым актам соответствующего властного субъекта — федерального правительства Соединенных Штатов, органов власти того или иного штата, местных властей. При этом ситуацию усложняет также то обстоятельство, что некоторые налоги в определенной части взимаются в федеральный бюджет, но при этом определенные отчисления по этому же налогу идут и в бюджет штата.[4]

Очень важный нюанс: власти каждого штата самостоятельно определяют ставки и условия обложения, а также наличие, размеры и порядок применения тех или иных льгот, поэтому некоторые территориальные единицы можно назвать более благоприятными для определенных видов хозяйственной деятельности, а некоторые — менее.

На практике федеральные сборы можно отнести к числу основных, а местные — к числу вспомогательных. Тем не менее, требование по обязательной уплате соответствующих сборов распространяется на все виды налогов, независимо от того, в какой именно бюджет они должны перечисляться.

В целом фискальная система достаточно самобытна, она во многом соответствует общепринятым в западных странах принципам обложения, но одновременно с этим сохраняет много особенностей и индивидуальных нюансов.

Налоги в США - это чрезвычайно важный и значительный источник пополнения бюджетов всех уровней, поэтому и власти, и само общество очень внимательно и ревностно относятся к вопросам обложения, а любые попытки уклонения от уплаты порицаются не только на правовом, но и на бытовом, обывательском уровне.

Подоходный налог в США общеобязателен для любых физических лиц, занимающихся какой-либо оплачиваемой деятельностью на территории данного государства независимо от того, являются ли эти лица гражданами Америки. Более того, поскольку в стране на законных основаниях трудятся миллионы мигрантов, на них точно так же распространяется обязанность по уплате подоходного налога — несмотря на то, что таких субъектов нельзя отнести к числу резидентов.