Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для выявления предпочтительных перспектив той или иной формы государственного устройства, как представляется, мало оценить эффективность определенных унитарных и федеративных государств или общей их совокупностей. В нее необходимо включить анализ степени соответствия унитаристского или федералистского подходов в сфере государственного устроительства тенденций и потребностей сегодняшнего развития человеческого общества в общем виде. С указанных позиций, бесспорно, необходимо признать приоритет федерализации в качестве процесса реализации любой модели федерализма.[61]

В первую очередь, необходимо обозначить тот аспект, что процессы федерализации госуправления натуральным образом вписаны в контекст структурной децентрализации совокупности социальных систем, которые усложняются под влиянием пятой информационно-технологической революции. Более того, федерализм, в результате собственной характерной гибкости и приспособляемости, в большей мере отвечает разнообразным потребностям постиндустриального общества, нового индивидуума и постнациональной эры.

Во- вторых, федерализация системы управления государством тесным образом взаимосвязана с демократизацией жизни социума. Актуальные направления развития демократии имеют тенденции к децентрализации и федерализма. Децентрализация и федерализм, в свою очередь, возникают в качестве реакций на неспособность главенствующей власти вести учет многочисленным факторам, поставленных в зависимость от решений, принимаемых большим количеством разнообразных организаций и индивидуумов, которые пребывают между собой в неопределенно большом количестве взаимосвязей.[62]

В-третьих, федерализация управления государством в качестве процесса делегирования конкретных функций и полномочий от центральных органов региональным («федерализация вниз») выступает в качестве симметричного ответа на «федерализацию вверх» (передача функций и полномочий от национальных государств международным политическим институтам).[63] Она увязывает противоречивые, разнонаправленные тенденции в общий процесс федерализации современного общества. В общем, как представляется, именно федерализацию возможно рассматривать в качестве адекватного, наиболее востребованного способа государственно-политической трансформации, который отвечает закономерностям современного транзита социальных систем к постиндустриальному и информационному обществам.


Таким образом, сегодняшнее определение с универсальной моделью государственного устройства выступает в качестве очередного этапа разрешения проблемы, и для адекватного восприятия этот процесс необходимо рассматривать в контексте исторического процесса строительства государственности.

2.3. Особенности формы государственного устройства России

Государство Российская Федерация являет собой уникальное эпохальное явление. Форма его устройства динамично трансформировалась под влиянием разнообразных факторов, и в первую очередь, под воздействием многонационального состава населения.

Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так звучит статья 1 конституции, но стоит заострить, внимание на моменте где обозначено, что России есть федеральное государство. Федеративное устройство страны зафиксировано в главе 3 Конституции Российской Федерации,[64] в которой перечисляются все субъекты РФ, которые в свою очередь наделены некой конкретной юридической и политической самостоятельностью.

Так же федеративное устройство страны предусматривает осуществление государственной власти не только на общегосударственном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Именно последнее и служит отличием Федерации от унитарного государства.[65] Федерализму в Российской Федерации в 2019 году исполняется 27 лет. Но не стоит забывать, что федерация в качестве формы государственного устройства существует уже очень долгое время. Впервые это определение возникло еще в феврале 1918 года - Федеративная Советская Республика. Название Российская Федерация было введено Конституцией РСФСР 1937 г.[66]

Как представляется, в целях наилучшего понимания необходимо полностью раскрыть понятия, федерация и федеративное устройство. Как было выше указано, федерация - это территориальное устройство государства, которое предполагает, наличие у территориальных образований широких полномочий, в проведении внутренней политики, но отсутствием у них государственного суверенитета.[67] Государственные образования или субъекты, наделены определенной автономией, которая, к слову, не нарушает территориальную целостность страны. Субъекты имеют свою атрибутику и статус.


В России существует отнюдь немало вопросов в совместном ведении Центральной власти и ее субъектов. Такими являются: разграничение государственной собственности, так же вопросы владения и распоряжения земельными участками. Одной из главных задач является обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации с принятыми на ее основе федеральными законами и иными нормативно правовыми актами. Не стоит забывать и о защите прав и свобод гражданина государства. Все это закреплено в ст. 72 Конституции. Нормы, находящиеся в указанной статье, равно распространены на республики, области, края, автономные области и автономные округи, а так же на города федерального значения.

По форме государственного территориального устройства Россия является федерацией. Она включает в себя сложное, многомерное явление. В ее состав входит 85 субъектов. Весь перечень субъектов находится в статье 65 Конституции Российской Федерации, а так же все их виды.

Уникальность федерализма России представляется в том, что в последнем происходит сочетание как территориального, так и национально-территориального принципа.[68] В указанной связи для России постепенный уход от децентрализации в большинстве своем представляется в качестве борьбы «с ложными федерации мишенями», в частности, когда речь идет об изменении ее административно-территориального деления – «губернизации» республики «устройства республиканизации» краев и областей.[69]

Формирование федеративных истоков поставлено в зависимость от состояния цивилизованности форм решения национального вопроса, с иной же стороны, благоприятную федерализацию нельзя осуществить без преодоления противоречий как на национально-государственном, так и на административно-территориальном уровне. Два названных направления лишь в организационном единстве способны выступить стабильным фундаментом для реформирования Федерации в общепринятом понимании.

На сегодняшний день Российская Федерация – это федеративное государство, которое продвигается по пути власти центра, что нашло свое выражение в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведение региональной базы законодательства в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации.[70] Помимо этого, до настоящего времени не сформированы единые сбалансированные взаимоотношения между непосредственно центром и субъектами.


При анализе российской конституционной практики, возможно выявить ряд пробелов, которые связаны с формой территориального устройства России. К примеру, проанализировав ст. 5,66, 68 Конституции РФ, можно отметить, что субъекты Российской Федерации законодательно не равноправны. Из положений видно, что лишь республики именованы в тексте Основного закона как государства; учредительный документ которых – конституция, а у иных субъектов – устав. Республики и автономии выстроены по национальному признаку, между тем только республики наделены правом на ввод собственного государственного языка.

Помимо этого, сегодняшние проблемы федеративного устройства государства связаны с огромным размером территории государства, большим числом субъектов. Становление единства и целостности государства актуализирует вопросы формирования единого правового пространства.[71] В актуальном контексте политико-правового развития страны речь в большинстве случаев со стороны федеральных органов власти ведется о «приведении в соответствие», но вместе с тем не о гармонизации федерального и регионального законодательства; однако, по большинству направлений законы субъектов опережают федеральные.

Бесспорно, что степень увеличения авторитета федеральной власти и уровень исполнения федерального законодательства в регионах будут во многих случаях предопределяться в качестве взвешенной оценкой федеральными органами государственной власти опыта, имеющегося в регионах, и его использование в масштабах государства в целом, так и проводимой центром политической деятельности, которая не допускает сковывания инициативы и творчества регионального законодателя.[72]

Принимая во внимание опыт порядка формирования и функционирования формы государственного устройства России, представляется важным обратить внимание на выражается тенденции: в условиях перехода от прежней формы государственного устройства к новейшей модели федеральных взаимоотношений обозначилась тенденция учета мирового опыта федерализма и поиска оптимального пути государства; сохранилась тенденция перегруппировки субъектов (в сторону увеличения либо уменьшения); в настоящее время по итогам сложной политической практики - борьбы компромиссов, наработки конкретного опыта - сформировалась тенденция переосмысления федерализма – так называемая новая концепция «кооперативного федерализма».[73]


В Конституции России в системе распределения полномочий между центром и субъектами Федерации отчетливо выделены тенденции субсидиарных отношений; тенденции конкретной и четкой структуризации и правового оформления субъектов, форма государственного устройства, строительство и функционирование единой правовой системы, в соответствии с которой Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).

Процесс совершенствования федеративных взаимоотношений в государстве потребовал принятия ряда кардинальных решений. Во-первых, внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов в части более конкретизированного разграничения совместных полномочий и исполнения законов в области совместного ведения.

Во-вторых, требуется разработка механизма проведения экспертизы федеральных правовых актов в выявлении вмешательства в компетенцию субъектов, а также избыточной детализации в федеральных законодательных нормах, которая не дозволяет субъектам Федерации реализовывать собственное правовое регулирование по необходимым вопросам. Необходимо отработать организационные схемы согласительных и судебных процедур направленных на устранение пробелов и несоответствий в нормах регионального и федерального законодательства.

В-третьих, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса интересов федерального центра и субъектов, необходимо реализовывать систематический мониторинг договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий для целей закрепления в федеральных нормах наиболее совершенных механизмов по взаимодействию федеральных и региональных органов власти по отдельным предметам совместного ведения; повысить ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договоров.

В-четвертых, необходимо разработать доктрину экономического выравнивания регионов как посредством совершенствования деятельности Федерального фонда поддержки развития регионов, так и посредством распределение налоговых поступлений, бюджетное регулирование между уровнями власти в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения.