Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-пятых, более благоприятным для развития государства выступает продолжение федерализации страны, но в данном случае требуется проявление усиленной политической воли и умение идти на компромисс как со стороны федерального центра, так и субъектов Федерации, а также иных факторов политического процесса.[74]

Таким образом, как представляется, необходима конституционная реформа субъектного состава Российской Федерации в сторону укрупнения субъектов, руководствуясь принципиально новыми критериями оптимальности и эффективности управления, поскольку традиционные методы управления таким количеством субъектов явно не оправдывают себя. Это, в свою очередь, предполагает перестройку всей структуры федеративного устройства, что можно решить только в рамках конституционной реформы, которая должна проводиться поэтапно, путем внесения изменений и дополнений в гл. 3-8 Конституции РФ. Решение поставленного вопроса должно последовать за оптимизацией субъектного состава федеративного государства, а не предварять его.

Заключение

По результатам проведенного исследования возможно прийти к выводу о том, что форма государственного устройства как категория наделена самостоятельным характером, в большинстве своем определяемая существующими традициями, историческими спецификами возникновения и развития государства. При аналогичных формах правления возможно существование разнообразных форм государственного устройства.

Кроме того, при анализе данной категории в ходе проведения исследования было выявлено, что форма государственного устройства выступает достаточно самостоятельным элементом в единой системе понятия формы государства. Последняя, в большинстве своем статична, поскольку определена традициями и историческими спецификами развития конкретного государства. Следовательно, форму государства возможно оценить в единстве двух ее составляющих - формы государственного правления и формы государственного устройства, которые по отношению к форме государства выступают субинститутами, которым свойственны государственные начала в области структурной и политико-территориальной организации государственной власти.

Первая и непосредственная задача государства - благоустроить жизнедеятельность, организовать социальный процесс на собственном территориальном пространстве. Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства - это распределение полномочий, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего. Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства.


Чтобы заявлять о себе как о многонациональном, государству недостаточно, чтобы на его территории проживали граждане из числа лиц различной национальности. В данном случае показателем будут исторически сформировавшиеся национальные группы населения, проживающие на частях территории страны. Основным является определение правовых гарантий сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев национальных групп. Каждая нация наделена суверенитетом, который предполагает и решение проблемы национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет желание последних существовать в многонациональном сообществе, а других - создавать собственное национальное государство.

Иная функция государственного устройства представлена в формировании достаточных политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития составных территорий государства.

Таким образом, возможно сделать вывод о том, что проблема формы государственного устройства имеет особое значение с точки зрения как теории, так и практики, особенно данное касается современного этапа развития, когда традиционные формы государственного устройства трансформируются, возникают «гибридные» и «переходные».

С точки зрения практического применения необходимо определиться с формами вновь возникших государственных объединений по причине того, что данное оказывает влияние не только на внутренне устроительство, но и международное положение государств и государственных союзов. Данное обстоятельство, как представляется, требует пристального внимания к вопросам утверждения в нашей стране эффективных форм государственного устройства, которые, с одной стороны, отражали бы современные тенденции, а с другой – развивались на надежной основе, проверенной историческим опытом.

Развитие отношений, базирующихся на федеративной основе в России наглядно доказывает, что со временем требуется вносить уточнения в систему и содержание принципов федерализма. Сформированная на сегодняшний день российская модель разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами наделена централистским характером, поскольку перечень полномочий в компетенции субъектов РФ некоторым образом ограничен сводом, который закреплен в ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ. Наиболее демократичным в федеративном государстве представляется распределение объема прав Федерации и ее субъектов в соответствии с вертикалью на основе принципа субсидиарности, который, в свою очередь, еще не получил надлежащего правового закрепления и только в части раскрывается в некоторых федеральных законах.


Очень своевременным для России выступает и конституционно-правовое закрепление принципа верности Федерации, являющегося основным в некоторых зарубежных государствах.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ».-04.08.2014.- №31.- Ст. 4398.
  2. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией)// «СУ РСФСР».- 1937.- №2.- Ст. 11 (документ утратил силу)
  3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (ред. от 29.10.1976)// «Известия ЦИК СССР и ВЦИК».- №283.-06.12.1936 (документ утратил силу).
  4. Авдеев Д.А. Государственное устройство и государственный строй: от старого формата к новому образцу// Современное право. 2017. -№10.- С. 24-27.
  5. Авдеев Д.А. Тенденция конституционного развития современной формы государства// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016.-Т. 2. -№1.- С. 140-149.
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.С. Автономов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 476 с.
  7. Айсанова М.Р. Теоретические основы централизации и децентрализации в условиях федерализма// В сборнике: Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. 2017.- С.6-13.
  8. Александрова В.П., Сороченко В.В. Российский федерализм: теория и практика // Право. 2017.- №1.- С. 22.
  9. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицин-форм, 2015.- 304 с.
  10. Биография и основные научные труды профессора Эугениюса Прановича Григониса// В сборнике: Юридическая наука и юридическое образование Сборник научных трудов, посвященный 55-летию профессора Э.П. Григониса. 2017. -С. 3-18.
  11. Бондарчук И.В., Буткевич О.В., Руденко А.В., Рышкова Л.В., Стрельникова И.Ю., Трофимов С.А. Нормотворческий процесс в субъектах Российской Федерации на примере Республики Крым и города федерального значения Севастополя / Ответственные редакторы: Трофимов Сергей Анатольевич, Бондарчук Илья Вла-димирович. Симферополь, 2018.- 256 с.
  12. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Понятие формы государственного устройства в отечественной юридической науке// Мир юридической науки. 2015. -№5. -С. 14-26.
  13. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Империя как форма государственного устройства// Мир юридической науки. 2016.- №11. -С.10-18.
  14. Григонис Э.П. Уния как форма государственного устройства: история и современность// Мир юридической науки. 2015. -№6. -С.12-15.
  15. Гукепшоков М.Х., Дышеков М.В., Цолоев Т.С. Исторические формы национально-государственного устройства// Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2012.-Т. 2.- №2. -С. 53-55.
  16. Зайцева Е.С. Форма государственного устройства: понятие и виды// В книге: Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. -С. 204-209.
  17. К ревизии форм государственного устройства// В книге: Идеологическое противостояние в России Папаяни Ф.А. Москва, 2018.- С. 201-203.
  18. Касаткина Н.А. Понятие унитарного государства в теории государства и права // Гуманитарные и социальные науки. 2015. -№1.- С. 206-212.
  19. Касаткина Е.М. Три ветви власти Швейцарской конфедерации// В сборнике: Современные тенденции раз-вития юриспруденции, экономики и управления Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2017. - С. 139-142.
  20. Клемин А.В. «Еврофедерализм», «федерализм», «наднациональность»// Юридическая наука в Китае и России. 2017. -№1.- С. 334-348.
  21. Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства// Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №3-6. - С. 74-80.
  22. Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства//Правовая жизнь. 2017. -№2 (18). -С.5-12.
  23. Ляпин И.Ф. Децентрализация государственной власти в условиях унитарного государства: опыт европейских стран// Правовое поле современной экономики. 2016.- №3. - С. 66-70.
  24. Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства// Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2017.- №1-2 (6-7). -С. 5-15.
  25. Мамедов А.Э. Конфедерация и формы межгосударственного объединения// В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории Сборник материалов Международной студенческой научной кон-ференции. 2018.- С. 75-78.
  26. Нижник Н.С., Меньшикова Н.С. Государственные органы и институты гражданского общества: формирование модели партнерских взаимоотношений по реализации правоохранительной функции российского государства // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014.- №2(36).- С. 62–63.
  27. Позднякова Е.Ю. Федерация и конфедерация: сходства и различия// Эпомен. 2018. -№17. -С. 93-101.
  28. Пронищев И. Федерация как форма государственного устройства// В сборнике: Основные тенденции развития государственного управления и местного самоуправления в РФ Сборник статей четвертой студенческой научной конференции. 2017.-С. 110-116.
  29. Проценко Е.Д., Бредихин А.Л. Форма государства и государственный режим// Академический юридический журнал. 2015.- № 2 (60). -С. 4-10.
  30. Саакян М.В. К вопросу о федерализме// В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и при-кладных исследований Материалы VI международной научно-практической конференции. НИЦ «Академический». 2015.- С. 231-233.
  31. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства// Проблемы науки. 2019.- №2 (38).- С. 83-84.
  32. Саламов В.Н. Федерация как форма государственного устройства// Евразийский научный журнал. 2017.- №8.- С. 65-66.
  33. Сараева Д.Е. Коллизии, проблемы и перспективы российского федерализма // Молодой ученый. 2017. -№9. -С. 121.
  34. Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. 2015.- №7.- С. 20 - 24.
  35. Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания// Основы экономики, управления и права. 2012. -№ 3(3). - С. 17-20.
  36. Федощева Н.Н. Форма государственного устройства: теоретические и исторические аспекты. М., 2000.-210 с.
  37. Хабенская Е.О. Отношения Сенегала с Республикой Гамбия// Геополитический журнал. 2015. №2 (9). -С. 42-49.
  38. Чертков А.Н. Административно-территориальный процесс как часть территориального процесса в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. - № 9.-С. 11 - 14.
  39. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. -4-е изд., изм. и доп. -М.: Статут, 2017. - 624 с.
  40. Шахрай С.М. 25 лет Конституции Российской Федерации: реализация и развитие конституционных моделей // Lex russica. 2018. -№11. -С. 9 - 15.
  41. Ярмонова Е. Н. Унитарная форма государственного устройства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 41. – С. 231–236.

  1. Палиенко Н.И. Формы государственного устройства. Харьков. - 1917. - С.1.

  2. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922): учебное пособие. - М., 2003. - C. 14.

  3. Авдеев Д.А. Государственное устройство и государственный строй: от старого формата к новому образцу

    Современное право. 2017. -№10.- С. 24-27.

  4. Нижник Н.С., Меньшикова Н.С. Государственные органы и институты гражданского общества: формирование модели партнерских взаимоотношений по реализации правоохранительной функции российского государства // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014.- №2(36).- С. 62–63.

  5. Зайцева Е.С. Форма государственного устройства: понятие и виды// В книге: Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. -С. 204-209.

  6. Чиркин В. Е. Государствоведение. – М., 1999. - С. 161 - 162.

  7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (ред. от 29.10.1976)// «Известия ЦИК СССР и ВЦИК».- №283.-06.12.1936 (документ утратил силу)

  8. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией)// «СУ РСФСР».- 1937.- №2.- Ст. 11 (документ утратил силу)

  9. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922): учебное пособие. - М., 2003. - C. 14.

  10. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. -М.,1994.- С. 262.

  11. Комаров С. А. Общая теория государства и права.-СПб., 2000.- С. 137.

  12. Проценко Е.Д., Бредихин А.Л. Форма государства и государственный режим// Академический юридический журнал. 2015.- № 2 (60). -С. 4-10.

  13. Тищенко А.Г. Образ и форма государства в отечественной и зарубежной политико-правовой

    мысли: ретроспективный и юридико-компаративистский анализ : дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2005.- С. 8.

  14. Арзамаскин Н.Н. Эволюция формы государства (на современном опыте Российской Федерации): дис. … канд. юрид. наук. - М., 1996.- С. 9 .

  15. Червонюк В.И. Теория государства и права : учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007.- С. 149.

  16. Керимов Д.А. Сущность общенародного государства // Вестник ЛГУ. - 1971. № 23. - Вып. 4. - С. 123-129.

  17. Каск Л.И. О признаках государства // Правоведение. - 1963. - № 1. - С.27-32.

  18. Федощева Н.Н. Понятие формы государства и государственного устройства: некоторые теоретические аспекты// В сборнике: Современные проблемы права и управления сборник докладов 6-й международной научной конференции. АНО ВПО Институт законоведения и управления ВПА.- 2016.-С. 300-305.

  19. К ревизии форм государственного устройства// В книге: Идеологическое противостояние в России Папаяни Ф.А. Москва, 2018.- С. 201-203.

  20. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства// Проблемы науки. 2019.- №2 (38).- С. 83-84.

  21. Гукепшоков М.Х., Дышеков М.В., Цолоев Т.С. Исторические формы национально-государственного устройства// Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2012.-Т. 2.- №2. -С. 53-55.

  22. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Понятие формы государственного устройства в отечественной юридической науке// Мир юридической науки. 2015. -№5. -С. 14-26.

  23. Иванов В.В. Территориальное устройство и федеративная система России // Правоведение. - 2002. - №3. - С. 64.

  24. Проценко Е.Д., Бредихин А.Л. Форма государства и государственный режим// Академический юридический журнал. 2015. -№2 (60). -С. 4-10.

  25. Авдеев Д.А. Тенденция конституционного развития современной формы государства// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016.-Т. 2. -№1.- С. 140-149.

  26. Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства// Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-6. С. 74-80.

  27. Ярмонова Е. Н. Унитарная форма государственного устройства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 41. – С. 231–236

  28. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (государства). М.,- 2007. -С. 17.

  29. Ярмонова Е. Н. Унитарная форма государственного устройства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 41. - С. 231-236

  30. Миронюк М.Г. Современный федерализм. М., 2008.-С. 23.

  31. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2013.-С.58.

  32. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2005.- С.11.

  33. Ляпин И.Ф. Децентрализация государственной власти в условиях унитарного государства: опыт европейских стран// Правовое поле современной экономики. 2016. №3. -С. 66.

  34. Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства// Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2017.- №1-2 (6-7). -С. 5-15.

  35. Федощева Н.Н. Форма государственного устройства: теоретические и исторические аспекты. М., 2000.-С.14.

  36. Биография и основные научные труды профессора Эугениюса Прановича Григониса// В сборнике: Юридическая наука и юридическое образование Сборник научных трудов, посвященный 55-летию профессора Э.П. Григониса. 2017. -С. 3-18.

  37. Касаткина Н.А. Понятие унитарного государства в теории государства и права // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 206-212.

  38. Пронищев И. Федерация как форма государственного устройства// В сборнике: Основные тенденции развития государственного управления и местного самоуправления в РФ Сборник статей четвертой студенческой научной конференции. 2017.-С. 110-116; Саламов В.Н. Федерация как форма государственного устройства// Евразийский научный журнал. 2017.- №8.- С. 65-66.

  39. Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания// Основы экономики, управления и права. 2012. -№ 3(3). – С. 19.

  40. Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица// Журнал российского права. 2011.- № 1 (169). -С. 76-81.

  41. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. -СПб., 1995.- С. 49.

  42. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М., 1995. -С. 62.

  43. Герасимова Е.Е. Конфедерация как основа согласования глобализационных и национальных интересов и ценностей// В сборнике: Право и политика: теоретические и практические проблемы сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Ответственный редактор: А.В. Малько. 2013.- С. 49-50.

  44. Хабенская Е.О. Отношения Сенегала с Республикой Гамбия// Геополитический журнал. 2015. №2 (9). -С. 42-49.

  45. Касаткина Е.М. Три ветви власти Швейцарской конфедерации// В сборнике: Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2017. - С. 140.

  46. Чугаев В.В. Конфедерация как союз независимых государств// В сборнике: Форма государства: современные тенденции развития.- Cборник материалов региональной научной конференции. Ответственный редактор В.В. Пономарева. 2007.- С. 90.

  47. Мамедов А.Э. Конфедерация и формы межгосударственного объединения// В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории Сборник материалов Международной студенческой научной конференции. 2018.- С. 75.

  48. Позднякова Е.Ю. Федерация и конфедерация: сходства и различия// Эпомен. 2018. -№17. -С. 93-101.

  49. Гукепшоков М.Х. Проблемы классификации форм государства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов- 2000. -С. 124.

  50. Венгеров А.Б. Теория государства и права: часть 1: теория государства.- С. 128.

  51. Гукепшоков М.Х. Формы государственного (территориального) устройства государств: исторический подход, основание, современный взгляд на проблему/Сборных научных трудов молодых ученых Кабардино-Балкарского государственного университета.- Нальчик 1998. С.124-132.

  52. Василенко В.А. На пути к протекторату// Отношения правительства имперской России с Китаем и Монголией по вопросам установления политического влияния в Туве во второй половине XIX в. - 1914 г / Иркутск, 2014.- С.10.

  53. Григонис Э.П. Уния как форма государственного устройства: история и современность// Мир юридической науки. 2015. -№6. -С.12-15.

  54. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Империя как форма государственного устройства// Мир юридической науки. 2016.- №11. -С.10-18.

  55. Грачев Н.И. Империя как форма государственного устройства и тенденции развития суверенной государственности в современном мире// Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. -№5 (51).- С. 8-15.

  56. Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства//Правовая жизнь. 2017. -№2 (18). -С. 5-12.

  57. Там же. -С. 8.

  58. Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980.- С. 195.

  59. Монтескье Ш. Избранные произведения. — М., 1955.- С. 265-266.

  60. Юм Д. Идея современного государства // О свободе. - М., 1995.- С. 106.

  61. Саакян М.В. К вопросу о федерализме// В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Материалы VI международной научно-практической конференции. НИЦ «Академический». 2015.- С. 231-233.

  62. Айсанова М.Р. Теоретические основы централизации и децентрализации в условиях федерализма// В сборнике: Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. 2017.- С. 6-13.

  63. Клемин А.В. «Еврофедерализм», «федерализм», «наднациональность»// Юридическая наука в Китае и России. 2017. -№1.- С. 334-348.

  64. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ».-04.08.2014.- №31.- Ст. 4398.

  65. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. – С. 58.

  66. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»(вместе с Конституцией)// «СУ РСФСР».-1937.- №2.- Ст. 11 (документ утратил силу).

  67. Чертков А.Н. Административно-территориальный процесс как часть территориального процесса в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 11 - 14.

  68. Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. 2015.- №7.- С. 20 - 24.

  69. Баланов Е.К. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2017. -№2. -С. 69.

  70. Бондарчук И.В., Буткевич О.В., Руденко А.В., Рышкова Л.В., Стрельникова И.Ю., Трофимов С.А. Нормотворческий процесс в субъектах Российской Федерации на примере Республики Крым и города федерального значения Севастополя / Ответственные редакторы: Трофимов Сергей Анатольевич, Бондарчук Илья Владимирович. Симферополь, 2018.- С. 89.

  71. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.- С. 115.

  72. Александрова В.П., Сороченко В.В. Российский федерализм: теория и практика // Право. 2017.- №1.- С. 22.

  73. Шахрай С.М. 25 лет Конституции Российской Федерации: реализация и развитие конституционных моделей // Lex russica. 2018. -№11. -С. 9 - 15.

  74. Сараева Д.Е. Коллизии, проблемы и перспективы российского федерализма // Молодой ученый. 2017. -№9. -С. 121.