Файл: «Принципы и основания наследования».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Появление в законодательстве принципов универсальности наследственного правопреемства и охраны интересов обязательных наследников обусловлено именно всеобщими потребностями, хотя и нарушает часто чьи-то личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Принцип наследственного права - это основное, исходное положение, отражающее особенности предмета правового регулирования наследственного права, формируемое под влиянием объективных социально-экономических условий, обладающее стабильностью, служащее ориентиром для правоприменительной деятельности и принятия новых норм наследственного права.

2. Системный критерий построения системы принципов наследственного права состоит из двух положений: 1) единство и противоположность двух аспектов - объективного и субъективного; 2) наличие объективной потребности и неизбежность государственного вмешательства в сферу реализации наследственных прав. Выделено пять принципов наследственного права:

Субъективный критерий:

1. Принцип свободы завещания.

2. Принцип свободы в осуществлении наследственных прав.

Объективный критерий:

3. Принцип охраны интересов обязательных наследников.

4. Принцип универсальности наследственного правопреемства.

5. Принцип приоритета наследования по завещанию

2.2 Основание и содержание принципов наследственного права

Итак, в данном параграфе настоящей работы рассматриваются выделенные выше принципы наследственного права.

1. Принцип свободы завещания.

Ст. 1119 ГК РФ в соответствии с принципами дозволительной направленности и диспозитивности гражданско-правового регулирования закрепляет один из основных принципов наследственного права - принцип свободы завещания. Свобода завещания выражается, прежде всего, в том, что завещатель вправе завещать имущество по своему усмотрению. Из этого следует, что гражданин может по своему усмотрению совершить завещание, а может и не совершать его, причем, ни то ни другое гражданин не обязан мотивировать.

Конституционный суд РФ неоднократно касался данного вопроса. В частности, отмечалось, что само по себе конституционное право наследования не порождает обязанность наследодателя завещать свое имущество тем или иным лицам. Соответствующие правоотношения регламентируются Гражданским кодексом РФ, исходящим из принципа свободы завещания, являющегося выражением личной воли завещателя, который вправе определить судьбу наследственного имущества с учетом отношений между ним и иными лицами. Содержащаяся в статье 35 (часть 4) Конституции РФ норма не может рассматриваться как гарантирующая какому-либо конкретному лицу право получить по завещанию имущество умершего[69].


Свобода завещания выражается, далее, в том, что имущество может быть завещано любым лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону (ст. 1121 ГК).

Завещатель может любым путем, опять-таки по своему усмотрению, определить долю наследников в наследстве. Он может завещать наследникам лишь часть своего имущества, оставив другую его часть вне завещательного распоряжения. Завещатель может лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения.

Свобода завещания выражается также в том, что завещатель может включить в завещание и иные распоряжения, например о подназначении наследника (ст. 1121 ГК), о завещательном отказе (ст. 1137 ГК), о завещательном возложении (ст. 1139 ГК) и др. Свобода завещания выражается и в том, что завещатель, сохранивший полную дееспособность, в любой момент может отменить или изменить совершенное завещание (ст. 1130 ГК).

Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве. Если завещатель лишил наследства того наследника, который имеет право на обязательную долю, либо косвенным путем свел на нет его право на обязательную долю, либо ограничил его в этом праве, причем нет оснований относить наследника к недостойным (ст. 1117 ГК), то право на обязательную долю в случаях, предусмотренных законом, должно быть ему гарантировано (ст. 1149 ГК). А это может повлечь недействительность завещания в той части, в какой оно ущемляет право наследника на обязательную долю.

В соответствии с принципом свободы завещания завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания, равно как и о причинах принятого решения. Это правило перекликается со ст. 1123 ГК, которая гарантирует тайну завещания.

Как и по ранее действовавшему законодательству, завещатель в соответствии с принципом свободы завещания вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения и не обязан при этом указывать причины отмены или изменения, а также получать чье-либо согласие, в том числе лиц, назначенных им наследниками в отменяемом или изменяемом завещании. Вопросы отмены или изменения завещания регламентированы ст. 1130 ГК РФ.

Завещание можно отменить двумя способами: во-первых, удостоверением нового завещания; во-вторых, посредством распоряжения об отмене завещания, которое должно быть совершено в форме, установленной для совершения завещания (т.е. удостоверено нотариально)[70]. Соответствующее заявление подается завещателем нотариусу или должностному лицу, совершающему нотариальные действия.


Таким образом, принцип свободы завещания получил свое дальнейшее развитие в нормах ГК РФ. Под ним действующее законодательство понимает право гражданина завешать любое свое имущество назначенным им лицам (соблюдая при этом правила об обязательной наследственной доле).

2. Принцип свободы в осуществлении наследственных прав.

Субъективное наследственное право представляет собой меру дозволенного поведения наследника в отношении наследства, заключающуюся в возможности принять наследство, отказаться от него, в том числе, в пользу другого наследника или наследников, а также совершить иные действия, не противоречащие закону, завещанию или соглашениям наследников, в том числе, связанные с защитой наследственного права. Свобода и диспозитивность кладутся в основу осуществления как субъективного наследственного права в целом, так и отдельных правомочий, входящих в него.

Приобретение наследства представляет собой осознанный акт поведения каждого в отдельности наследника, совершаемый путем принятия наследства, в результате которого наследник замещает наследодателя во всей совокупности имущественных прав и обязанностей, иных имущественных состояний, участником которых при жизни был наследодатель.

Приобретением наследства обеспечивается достижение результата наследования, т.е. переход к наследникам всей наследственной имущественной массы. Принятие наследства является правовым средством, используемым в этом процессе и предназначенным для приобретения наследства. Как правомочие оно входит в состав субъективного права наследования. Как фактический акт оно является сделкой - действием, порождающим правовые последствия.

Ст. 1154 ГК РФ установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Если право наследования возникает для других лиц вследствие отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным ст. 1117 ГК, такие лица могут принять наследство в течение шести месяцев со дня возникновения у них права наследования.

Право отказа от наследства регламентировано ст. 1157 ГК РФ, в соответствии которой наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества (ст. 1158 ГК). Отказ от наследства без указания, в пользу кого наследник отказывается от наследства, называется безоговорочным отказом.

Рассмотрим один из спорных вопросов отказа от наследства.


Решением суда отказано в удовлетворении иска Б. о признании недействительным отказа от наследства ввиду его несоответствия закону. Отменяя решение, судебная коллегия указала следующее.

В суде кассационной инстанции Б. пояснила, что отказ от наследства с ее стороны был направленным, фактически она отказывалась от наследства в пользу своей матери - У., поясняла об этом нотариусу и полагала, что именно в таком виде отказ будет оформлен нотариусом.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 1158 ГК РФ не допускается отказ в пользу кого-либо из лиц, перечисленных в данной норме, от имущества, наследуемого по завещанию, если все имущество наследодателя завещано назначенным им наследникам. Суд пришел к выводу, что Б. могла отказаться от наследства по завещанию только без указания кого-либо, в чью пользу она отказывается. В противном случае будет нарушена воля наследодателя, лишившего своим завещанием других наследников.

Такой вывод является ошибочным и основан на неправильном толковании норм материального права. В п. 1 ст. 1158 ГК РФ названы случаи, когда направленный отказ от наследства не допускается, но из приведенной нормы следует, что такой запрет не действует, если все имущество завещано одному наследнику, как в рассматриваемом случае. В этом случае он может совершить направленный отказ в пользу наследников по закону[71].

3. Принцип охраны интересов обязательных наследников.

Современный российский наследственный закон, с одной стороны, исходя из семейных интересов, увеличивает круг наследников по закону, включая лиц, находящихся в шестой степени родства с наследодателем (см. приложение 3), и социальных родителей (отчима, мачеху) и детей (пасынков, падчериц), с другой стороны, расширяет свободу завещания, уменьшив обязательную долю и основания ее получения, а также введя институты лишения права наследования. Все это свидетельствует о том, что частные имущественные интересы приобрели приоритет над личными неимущественными.

В литературе основной задачей законодательства о наследовании называется соблюдение баланса интересов собственника и членов его семьи[72]. Выше уже была затронута тема защиты интересов семьи, в частности, интересов отчима, мачехи, пасынков и падчериц. Их роль в жизни наследодателя часто неоценима, наравне с кровными родственниками. Поэтому, следует поддержать имеющиеся предложения о том, что исходя из этического и правового принципа - принципа справедливости, пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя должны быть отнесены законодателем не к одной из последних очередей наследников по закону, а ко второй очереди[73].


Как отмечалось выше, принцип свободы завещания означает, что воля наследодателя при составлении завещания, его отмене или изменении должна формироваться совершенно свободно, завещатель вправе определить круг наследников, призываемых к наследованию, и распределить между ними наследственное имущество в любых долях, не считаясь с порядком наследования, установленным законом. Однако свобода завещательного распоряжения подвергается ограничениям в пользу особо нуждающихся, нетрудоспособных наследников. Это так называемая обязательная доля.

Понятия нетрудоспособности и иждивения ни в одной из трех частей ГК не раскрыты. При решении вопроса, является ли гражданин нетрудоспособным и состоял ли он на иждивении наследодателя, необходимо использовать положения Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[74], в которых определен круг нетрудоспособных лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости (п. 1 ст. 7), по инвалидности (п. 1 ст. 8) и по случаю потери кормильца (ст. 9).

Легальное понятие «инвалид» дано в Федеральном законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[75]. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью[76].

Однако, как показывает практика, изучения положений указанных нормативных актов недостаточно. Так, Р. обратился в суд с иском к Р.Ю. и просил признать недействительными свидетельства о праве на наследство по завещанию на квартиру и гаражный бокс, выданных на имя Р.Ю. В обоснование заявленных требований пояснил, что он, как пенсионер, имеет право на обязательную долю наследственного имущества после смерти матери - Ромашиной Л.В.

Разрешая спор, суд установил, что Ромашиной Л.В. на праве собственности принадлежала квартира и другое имущество. 25.09.2006 Ромашина Л.В. умерла. При жизни ею было составлено завещание, в котором все свое имущество она завещала Р.Ю. Доводы истца о том, что он является пенсионером и имеет право на обязательную долю наследства после смерти матери, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку пенсия ему была назначена за выслугу лет, как военнослужащему, и на момент смерти матери он не относился к тем лицам, которые в силу п. 1 ст. 1149 ГК имеют право на обязательную долю в наследстве[77].