Файл: «Принципы и основания наследования».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Говоря об обязательных наследниках в широком смысле, следует учитывать не только нетрудоспособных членов семьи и лиц, находящихся на иждивении (ст.ст. 1148, 1149 ГК), но и право на обязательную долю пережившего супруга. Это право также удовлетворяется несмотря на наличие завещания. При отсутствии оставшегося незавещанным имущества, уменьшается доля наследника по завещанию, что отчетливо прослеживается в судебной практике[78].

4. Принцип универсальности наследственного правопреемства.

Институт универсального наследственного правопреемства был и остается традиционным для отечественного права. И хотя сам термин «универсальное правопреемство» впервые получил легальное закрепление в российском законодательстве лишь в ст. 1110 ГК РФ, весь предыдущий опыт правового регулирования этой сферы показывает, что такой вид наследственного правопреемства всегда был характерен для российского гражданского права. Авторы как дореволюционного, так и советского периода развития национальной цивилистики безоговорочно признавали универсальный характер наследственного правопреемства[79].

Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если иное не установлено законом.

По словам Ю.К. Толстого, принцип универсальности наследственного правопреемства означает, что между волей наследодателя (действительной или предполагаемой), направленной на то, чтобы наследство перешло именно к тем, к кому оно перейдет, и волей наследника, который принимает наследство, не должно быть никаких посредствующих звеньев, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (например, если наследник недееспособен, то наследство принимает за него его законный представитель), что наследник является продолжением юридической личности самого наследодателя во всей возможной полноте, что наследник заступает место наследодателя во всех правоотношениях, участником которых был наследодатель, кроме случаев, опять-таки предусмотренных законом (так, наследник не замещает наследодателя в обязательствах, неразрывно связанных с личностью последнего).

Универсальность наследственного правопреемства означает, что акт принятия наследства распространяется на все наследство, в чем бы таковое ни выражалось и у кого бы ни находилось. Наследство нельзя принять частично, под условием или с оговорками. Акт принятия наследства распространяется на все наследство, хотя бы наследник, принимая наследство, и не подозревал, что именно в состав наследства входит. Так, наследник может не знать о банковских вкладах наследодателя, принадлежавших ему акциях или о его долговых обязательствах. Универсальность наследственного правопреемства находит свое наиболее полное выражение в том, что наследник выступает в качестве преемника наследодателя не только в его правах, но и в его обязанностях[80].


По данному вопросу имеется обширная судебная практика.

Так, 22.01.2004 В. получила в акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ кредит в сумме 20000 руб. на срок до 21.01.2009. В связи с неисполнением ею обязательств по возврату кредита Сберегательный банк РФ обратился в суд с иском о взыскании задолженности по договору к ней и поручителям Н. и М. 20 июля 2004 года В. умерла. Разрешая спор, мировой суд судебного участка № 3 Валуйского района и г. Валуйки исходил из того, что наследство после смерти В. приняли ответчик Р. и несовершеннолетний С. Взыскивая задолженность по кредитному договору солидарно с наследника Р. и поручителей Н. и М., суд не привлек к участию в деле в качестве ответчика С. Его доля в наследстве при разрешении спора не учтена со ссылкой на то, что он является несовершеннолетним и не отвечает по долгам родителей. Однако все наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно в пределах стоимости перешедшего к каждому из них наследственного имущества[81].

По другому аналогичному делу суд вовсе не привлек к ответственности наследников заемщика, ограничившись требованием к поручителям, что также повлекло отмену судебного решения[82].

В некоторых случаях судами неправильно решается вопрос о составе имущества, переходящего наследникам. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в решении по одному из дел указала: «Сторонами не представлены доказательства принадлежности наследодателю – П. земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения. Следовательно, невозможен переход такого права в порядке наследования к ее наследникам, поскольку это противоречит основному принципу наследования – универсальному правопреемству, когда наследство переходит к другим лицам в неизмененном виде и положении, в котором оно находилось в то время, когда принадлежало умершему»[83].

Анализ представленных примеров из судебной практики свидетельствует о том, что принцип универсальности наследственного правопреемства никем не оспаривается, но иногда неправильно понимается в правоприменительной практике.

5. Принцип приоритета наследования по завещанию

Данный принцип, как отмечалось выше, выделяется далеко не всеми авторами. Между тем, справедливо отмечает Г.Г. Черемных, законодателем четко прописан приоритет завещания над наследованием по закону, поскольку определено, что наследство по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, т.е. ключевое значение приобретает выражение воли наследодателя в завещании. Но при этом необходимо иметь в виду: написание за вещания - не обязанность, а право наследодателя, которым он может и не воспользоваться. К тому же применение норм главы 62 ГК РФ о наследовании по завещанию невозможно без обращения к положениям главы 63 «Наследование по закону» Кодекса, правилах об обязательной доле в наследстве, о правах супруга при наследовании и др.[84]


Как указывает Конституционный суд РФ, конституционному пониманию существа и содержания права наследования, правомочий и способов его осуществления соответствует такое законодательное установление оснований наследования, при котором приоритет отдается воле наследодателя, выраженной в завещании, а наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 1111 ГК РФ)[85]. В судебной практике подобные дела встречаются довольно часто[86].

По результатам проведенного практико-ориентированного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Анализ показывает, что выделенные принципы действительно составляют систему, а не простую совокупность, поскольку при изложении материала по одному из принципов, приходится неизбежно ссылаться на другие принципы – они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

2. Изучение судебной практики свидетельствует о том, что имеется немало дел, прямо или косвенно увязанных с действием принципов наследственного права. Как правило, трудности связаны с пониманием принципов, которые прямо не закреплены в конкретных нормах третьей части ГК в качестве таковых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения в развитие доктринального понимания наследственного права.

1. Предлагается определение понятия наследственного права в объективном смысле: наследственное право - это совокупность правовых норм, составляющих подотрасль гражданского права и регулирующих однородные общественные отношения по переходу прав и обязанностей умершего к его наследникам, другие тесно связанные с этим отношения, а также общественные отношения по государственному регулированию в сфере реализации наследственных прав.

2. Являясь подотраслью гражданского права, наследственное право имеет высокий уровень внутренней организации. Нормы наследственного права обособлены в отдельный раздел Гражданского кодекса РФ. Другие законы и иные нормативные акты, содержащие нормы наследственного права могут применяться только для конкретизации и детализации основных норм и разъяснения отдельных вопросов, возникающих в правоприменительной практике.

В структуре наследственного права предлагается выделять Общую часть (гл. 61 ГК РФ «Общие положения о наследовании») и Особенную часть, представляющую собой совокупность различных институтов, регулирующих наследственные правоотношения.


3. Общественные отношения, входящие в предмет наследственного права предлагается классифицировать на три подгруппы:

  • отношения, складывающиеся в связи с переходом имущества и имущественных прав от умершего физического лица к его наследникам в порядке универсального правопреемства;
  • иные, тесно связанные с первыми, отношения, в том числе предшествующие правопреемству и возникающие после него;
  • отношения по государственному воздействию в сфере реализации наследственных прав.

4. Метод правового регулирования наследственного права представляет собой сочетание диспозитивных (юридическое равенство сторон, автономия воли сторон, имущественная самостоятельность сторон, защита прав преимущественно в судебном порядке, имущественный характер юридической ответственности) и императивных (правила об обязательной доле в наследовании, очередь при наследовании по закону, правила о форме и содержании завещания) элементов. Это соотношение не дискретно, а непрерывно, т.е. регулирование тех или иных отношений осуществляется одновременно с использованием дозволений и запретов, сочетающихся в разной степени.

5. Предлагается следующее определение понятия «принцип наследственного права» - это основное, исходное положение, отражающее особенности предмета правового регулирования наследственного права, формируемое под влиянием объективных социально-экономических условий, обладающее стабильностью, служащее ориентиром для правоприменительной деятельности и принятия новых норм наследственного права.

6. Предлагается характеристика принципов наследственного права как системы основных, исходных положений наследственного права, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет наследственного права на основе взаимного согласованного действия, результатом которого является эффект, отличный от эффекта, возникающего при простом суммировании действия отдельных, не связанных между собой положений.

Разработан системный критерий построения системы принципов наследственного права, состоящий из двух положений: 1) единство и противоположность двух аспектов - объективного и субъективного; 2) наличие объективной потребности и неизбежность государственного вмешательства в сферу реализации наследственных прав.

Выделено пять принципов наследственного права:

Субъективный критерий:

1. Принцип свободы завещания.

2. Принцип свободы в осуществлении наследственных прав.

Свобода завещания – это субъективное право наследодателя. Свобода в осуществлении наследственных прав - субъективное право наследников.


Объективный критерий:

3. Принцип охраны интересов обязательных наследников.

4. Принцип универсальности наследственного правопреемства.

5. Принцип приоритета наследования по завещанию.

Эти принципы объективны по своей природе, их выделение обусловлено наличием в предмете наследственного права общественных отношений по государственному регулированию в сфере реализации наследственных прав.

7. Принцип свободы завещания - это субъективное право наследодателя, состоящее из двух взаимосвязанных правомочий: 1) действия – наследодатель свободен определить судьбу наследственного имущества по своему усмотрению либо 2) бездействия – наследодатель вправе не предпринимать никаких действий по завещанию принадлежащего ему имущества и связанных с ним прав.

8. Принцип свободы в осуществлении наследственных прав - это субъективное право наследников, состоящее из двух взаимосвязанных правомочий: 1) действия – наследник вправе принять наследство или явным образом отказаться от его принятия либо 2) бездействия – наследник вправе не предпринимать никаких действий по принятию наследства, если только бездействие само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.

9. Принцип охраны интересов обязательных наследников – установленное государством правило, ограничивающее свободу завещания в пользу несовершеннолетних или нетрудоспособных детей наследодателя, его нетрудоспособных супруга и родителей, а также нетрудоспособных иждивенцев наследодателя.

Данный принцип допустимо понимать в широком смысле – как принцип социальной справедливости в наследственных правоотношениях. Однако современные тенденции развития наследственного права не позволяют говорить о полноценном закреплении принципа социальной справедливости. В частности, указанные тенденции выражаются в установлении правил об обязательной доле в наследстве (ст. 1149 ГК), сужающих круг обязательных наследников, сокращающих размер обязательной доли в наследстве, а также позволяющих уменьшить размер обязательной доли либо отказать в ее присуждении. Увеличение числа очередей наследников по закону также не является свидетельством обеспечения реализации социальной функции наследственного права, способствуя лишь сохранению наследственного имущества в частной собственности.

Отнесение к наследникам по закону седьмой очереди пасынков, падчериц, отчима и мачехи, которые зачастую являются членами семьи наследодателя в отличие от дальних родственников, также говорит о том, что государство не ставит целью реализацию принципа справедливости в отношении лиц, не являющихся формально родственниками наследодателя. Следует поддержать неоднократно высказанное в литературе предложение о том, чтобы пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя были отнесены ко второй очереди наследования (при условии их совместного продолжительного проживания с наследодателем, совместного ведения хозяйства либо состоянии на иждивении наследодателя).