Файл: Понятие и значение приватизации в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Среди проблем, обладающих наиболее важным социально-экономическим значением на современном этапе общественного развития, одну из наиболее острых составляет жилищная проблема, то есть проблема по обеспечению надлежащего осуществления права на жилище, которое закреплено в Конституции Российской Федерации за всеми российскими гражданами.

На сегодняшний день один из основных источников получения жилья в собственность составляет приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Сущность важнейших социально-экономических аспектов реализации современной жилищной реформы состоит во всемерном способствовании росту доли жилищного фонда в частной собственности граждан через приватизацию существующего государственного и муниципального жилищного фонда, всяческой поддержки органами государственной власти и местного самоуправления граждан, которыми были приватизированы жилые помещения, установлении жестких санкций в отношении должностных лиц, препятствующих передаче гражданам в собственность занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилого фонда.

Актуальность темы исследования определена также тем, что дата последних внесенных изменений в Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» – 16 октября 2012 г.

То как в дальнейшем будет развиваться приватизация жилья и возникать на ее основании отношения собственности, неразрывно связано с тем, что необходимо совершенствовать законодательство, что не является возможным без глубокого осмысления проблем, которые возникают в ходе приватизации.

Объект и предмет исследования. Объект исследования состоит в общественных отношениях, которые возникают в процессе проведения приватизации жилищного фонда. Предмет исследования заключен в нормах права, которые регламентируют отношения по приватизации жилищного фонда, научных концепциях, а также материалах судебной практики, посвященных данным вопросам.

Цель курсовой работы – на основе исследования современных проблем правового регулирования приватизации жилищного фонда, сформулировать предложения, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в данной сфере.


Достижению цели способствует решение следующих задач:

    • охарактеризовать понятие и значение приватизации жилищного фонда;
    • рассмотреть принципы приватизации жилищного фонда;
    • выявить особенности порядка приватизации жилищного фонда;
    • проанализировать проблемы приватизации отдельных видов жилых помещений, а также проблемы реализации прав и обязанностей собственника приватизированных жилых помещений.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологическая основа курсовой работы представлена диалектическим методом познания общественных процессов и явлений. В ходе исследования были применены частные и специальные методы научного познания, методы логического, формально-юридического, функционального, сравнительно-правового и системно-структурного анализа, а также обобщения судебной практики.

ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗИЦИИ В РФ

1.1 Сущность и понятие о приватизации в РФ

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, которое находится в государственной (муниципальной) собственности, его собственник может передать в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). В соответствии со ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности, может быть отчуждено в собственность граждан и юридических лиц.

В первую очередь, следует рассмотреть сущность общего понятия приватизации. Приватизацию жилищного фонда М.А. Богатырев описывает в качестве составной части гражданско-правового института приватизации, т.е., особого субинститута. Выделить систему гражданско-правовых норм в жилищном приватизационном законодательстве не представляется возможным, не выделив их предварительно и не проанализировав на общеинституциональном уровне, поскольку без этого субинституциональные свойства оказываются либо избыточными, либо невыделенными, а специальное приватизационное законодательство становится оторвано от норм ГК РФ (ст.ст. 216, 217 и др.)


С латинского понятие приватизации: «privatus» означает «частный». Процесс приватизации является передачей государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в руки частной собственности. Понятие «приватизации» впервые появилось в словаре Уэбстера, в издании 1983 г.

Принято выделение широкого и узкого понимания приватизации. В широком смысле под приватизацией понимаются любые законодательно закрепленные способы перехода государственной собственности в частную. В узком же смысле приватизация охватывает только те правовые формы, которые установлены в законодательстве о приватизации государственного муниципального имущества, и не включает в себя наличие специальных федеральных законов, устанавливающих особый порядок отчуждения того или иного государственного имущества.

Изменение и развитие легального определения приватизации проводилось на протяжении нескольких лет. Определение приватизации государственного и муниципального имущества приводится в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [2] Так, приватизация государственного и муниципального имущества представляется возмездным отчуждением имущества, которое находится в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. В изложенном определении понятия приватизации государственного и муниципального имущества мало отличий от определения, приведенного в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации, где приватизация рассматривалась в целях Закона в качестве возмездного отчуждения находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Приватизацию государственного и муниципального имущества установило гражданское законодательство в качестве способа перехода имущества из государственной и муниципальной формы собственности в собственность физических и юридических лиц, и отсутствует необходимость сужения сферы действия данного в статье 1 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» определения только целями этого Закона.


Под приватизацией также следует понимать урегулированный нормами права порядок передачи имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и (или) юридических лиц за плату или безвозмездно, в строго установленных законодательством о приватизации формах, предполагающий, что орган власти издает акт ненормативного характера, содержащий решение о передаче имущества в частную собственность; совершается сделка по отчуждению указанного имущества; производится исполнение этой сделки.

Приватизация касается именно жилых помещений. Помимо этого, по смыслу закона, правом на приватизацию обладают только те граждане, что имеют право пользования конкретным жилым помещением на условиях социального найма.

Следует отметить, что в силу вступил закон, который направлен на защиту прав граждан по приватизации жилого помещения, в котором они не проживают, но и не утратили прав пользования им. Закон внес изменения в формулировки ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Так, в частности, установлено, что приобретение в собственность жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде возможно только гражданами РФ, «имеющими право пользования» данными помещениями, а не «занимающими» их, как это предусматривалось ранее. [24]

Приватизация жилых помещений подразумевает появление фигуры собственника жилого помещения. Так, согласно ст. 209 ГК РФ собственник имеет право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Реализация указанных прав возможна через продажу, обмен, дарение, ренту, залог, передачу по наследству, а также предоставление жилого помещения внаем. Иначе говоря, владелец приватизированного жилого помещения становится обладателем широких прав по его распоряжению.

Основываясь на том, что было сказано в данном параграфе, можно сделать следующие выводы.

Понятие приватизации должно рассматриваться в широком и узком смысле. Приватизация жилых помещений является бесплатной передачей в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, которые забронировали занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Приватизация касается только жилых помещений. Наряду с этим, в соответствии с законом, правом на приватизацию обладают граждане, которые имеют право на использование конкретного жилого помещения на условиях социального найма.


1.2 Принципы приватизации жилищного фонда

О.Н. Бобровская отмечает, что построение приватизации жилых помещений, которые предоставлены гражданам из жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, производится на основе трех главных принципов, таких как безвозмездность, добровольность и однократность.

Под принципом добровольности приватизации жилых помещений понимается свободное волеизъявление физических лиц на то, чтобы приобрести жилье в собственность через его передачу органами государственной или местной власти.. [15]

Правоприменительная практика показывает, что принцип добровольности приватизации жилых помещений реализуется при разрешении проблемного вопроса о том, какая процессуальная форма должна быть у выраженного волеизъявления на приватизацию жилого помещения?

В соответствии с п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» [4], наследники участника общей собственности на жилое помещение, которое было приобретено по Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», имеют право наследования его доли в соответствии с общими правилами наследственного правопреемства. Притом определение доли умершего участника совместной собственности на жилое помещение осуществляется на основе равенства долей всех участников общей собственности на данное жилое помещение.

Принцип бесплатности приватизации гражданами жилых помещений закрепляет ст. 1 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»: бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Процессы расторжения договора о приватизации и соответственно передачи (возвращения) жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращения гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизации», или «расприватизации». [23]

В соответствии с принципом однократности бесплатной приватизации гражданин, которым было передано приватизированное им ранее жилое помещение в муниципальную собственность, правам на последующую бесплатную приватизацию этого или другого жилого помещения не обладает. А осуществление передачи принадлежащего ему жилого помещения в муниципальную собственность происходит на добровольной основе и составляет реализацию его правомочий собственника. Следовательно, при деприватизации наниматели и члены их семей не обладают правом на повторную приватизацию деприватизированного жилого помещения.