Файл: Понятие и значение приватизации в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Приватизация жилых помещений основана на таких принципах как: добровольность, безвозмездность и однократность (одноразовость). Проявление принципа добровольности приватизации жилых помещений связано, во-первых, с тем, что решение приватизировать занимаемое жилое помещение нанимателем принимается добровольно и сугубо по его интересам.

Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПОРЯДОК ПРИВАТИЦИИ В РФ

2.1.Правила приватизации жилых помещений в РФ

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, которые имеют право на пользование жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, могут приобрести их на условиях, которые предусмотрены в настоящем Законе, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, включая несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Организационно-экономические формы приватизации представлены в Приложении 1.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», оформление передачи жилых помещений в собственность граждан производится посредством договора передачи, который заключают органы государственной власти или органы местного самоуправления поселений, предприятия, учреждения с гражданином, который получает жилое помещение в собственность в порядке, установленном в законодательстве.

Возникновение права собственности на приобретенное жилое помещение происходит с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, Апелляционный суд правомерно отказал в солидарном взыскании задолженности по муниципальному контракту за поставленную тепловую энергию и горячую воду, хотя его ссылка на справку БТИ, из которой следует, что в муниципальных домах имеются приватизированные квартиры, несостоятельна, поскольку согласно ч. 3 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» возникновение права собственности на приобретенное жилое помещение происходит с момента когда будет проведена государственная регистрация права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи, с чем справку БТИ суд необоснованно признал в качестве допустимого доказательства по делу.


Субъектами, имеющими право приобретения жилого помещения в порядке приватизации, законом определены граждане Российской Федерации, проживающие в жилом помещении по договору социального найма, т.е. наниматели и члены их семей. [16]

Так, иск о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворен правомерно, поскольку истицами с момента вселения в спорное жилое помещение право пользования им было приобретено на условиях договора социального найма, вследствие чего они имеют право реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, основания для ограничения их права отсутствуют.

Ц.Ц.Ц. и У.У.У., которая действовала также в интересах несовершеннолетнего Ф.Ф.Ф., обратились в суд с иском к Администрации г. Мценска Орловской области и Управлению государственного имущества о том, чтобы признать право собственности на квартиру в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований ими было указано, что им на условиях социального найма было предоставлено жилое помещение. В ходе оформления договора приватизации им стало известно, что администрация г. Мценска не собственник квартиры.

Полагая, что у них возникло право на приватизацию квартиры, просили, учитывая уточненные требования, признания за ними права собственности в равных долях на квартиру, признания недействительным свидетельства о праве на наследство. Суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе, поданной Управлением государственным имуществом Орловской области, подано прошение на отмену решения суда в части признания за истцами права собственности на квартиру и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации на спорную квартиру в силу того, что были нарушены нормы материального права.

Суд установил, что в соответствии с постановлением администрации Ц.Ц.Ц. на состав семьи из трех человек (она, муж Р.Р.Р., сын О.О.О.) была предоставлена трехкомнатная квартира, на что была произведена выдача ордера на право занятия квартиры. В сентябре Ц.Ц.Ц., Р.Р.Р., У.У.У. (невестка) и Ф.Ф.Ф. (внук) решили осуществить приватизацию квартиры, в связи с чем они подали заявление в Управление по муниципальному имуществу г. Мценска.

В ходе оформления договора о передаче квартиры в собственность, при его регистрации, выяснилось, что спорная квартира составляет собственность субъекта Российской Федерации – Орловской области.

Установлен также факт приобретения в собственность спорной квартиры на основании договора купли-продажи семьей Е.Е.Е. Впоследствии Е.Е.Е. был заключен договор мены квартир с администрацией Орловской, по условиям которого квартира становится собственностью Администрации Орловской области. Была произведена регистрация права собственности субъекта Российской Федерации – Орловской области на указанную квартиру, следствием чего была выдача свидетельства.


Оспаривания выданного Ц.Ц.Ц. ордера в установленном законом порядке не произошло и в качестве недействительного он не признан. Документы, свидетельствующие об оспаривании права семьи К.К.К. на постоянное проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>, материалы дела не содержат. Не заявлялись соответствующие требования и при рассмотрении дела. Какие-либо злоупотребления или нарушения со стороны К.К.К. при вселении в квартиру не установлены, а то, что возможно должностные лица нарушили установленный порядок оформления документов при предоставлении жилого помещения, не может составлять основания для умаления прав граждан, которые добросовестно выполняли обязанности по договору социального найма.

Таким образом, К.К.К. с момента вселения в спорное жилое помещение было приобретено право пользования им на условиях договора социального найма. На основании чего истцы К.К.К. имели право на реализацию своего права на приватизацию жилого помещения, основания для ограничения их права отсутствуют. [6]

Как уже было сказано, участниками договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, являются граждане, а с другой – два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, которые осуществляют приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, которые осуществляют приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

По словам А.А. Семеновой, в качестве обязательного участника правоотношения, которое возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность (приватизации), а, следовательно, в качестве стороны в деле об оспаривании сделки приватизации выступает публично-правовое образование, обладающее государственным или муниципальным жилищным фондом.

Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации имеет простую письменную форму. Возникновение права собственности на приобретенное жилье начинается с того момента как будет произведена государственная регистрация права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами Федеральной регистрационной службы. [22]

Государственная регистрация представляет собой юридический акт о признании и подтверждении государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, в том числе жилых помещений. При этом согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация составляет единственное доказательство существования зарегистрированного права, что, по сути, представляется презумпцией правильности регистрации прав. Таким образом, зарегистрированное право можно оспорить только в судебном порядке.


Также, следует отметить Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. Данное Постановление признало положения Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому бесплатная приватизация (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) не распространяется на жилые помещения, которые предоставлены гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, не соответствующими Конституции РФ.

Принимая во внимание то, что основание возникновения субъективного права на приватизацию, является производным от наличия права пользования жилым помещением по договору социального найма, целесообразно предусмотрение в ЖК РФ новеллы следующего содержания: «Жилые помещения, которые находятся в домах государственного и муниципального жилищного фонда, могут быть переданы в собственность граждан, в порядке, который предусмотрен законодательством о приватизации жилищного фонда» [7].

В соответствии с правовой позицией, которая была выражена Конституционным Судом РФ в Определении от 10 декабря 2002 г. № 316-О по жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного и других на нарушение их конституционных прав положением ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», принцип равенства, который провозглашен в ст. 19 Конституции РФ распространяется не только относительно непосредственно признаваемых Конституцией РФ прав и свобод, но и связанных с ними других прав, приобретаемых на основании федерального закона.

Конституционным Судом РФ, при анализе положения законодательства о приватизации жилищного фонда, был сделан вывод о том, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, которые не подлежат приватизации, возможно только, если обстоятельства, в которых предопределены особенности правового режима жилого помещения, главным образом его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность. [17]

В соответствии с указанной правовой позицией можно сказать, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда могут обуславливать только особенности правового режима данных объектов.

Изложенное в данном параграфе курсовой работы можно обобщить в виде следующих выводов.

Заявления о приватизации, поданные в установленном законом порядке, могут быть рассмотрены в качестве оферты, в которой, во-первых, отражено волеизъявление гражданина на приобретение в собственность занимаемого им жилого помещения, а, во-вторых, содержащим характеристику приватизируемого объекта, то есть существенные условия данного договора.


2.2. Деприватизация жилых помещений в РФ

Теория и практика довольно часто сталкивается с вопросами расприватизации жилых помещений.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ в статью 9 Закона была внесена статья 9.1, согласно которой граждане, которые приватизировали жилые помещения, что составляют для них единственное место постоянного проживания, имеют право на передачу принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, а соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими лицами они должны быть приняты в собственность и заключены договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. [21]

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в данную статью внес дополнения, согласно которым регулирование данных правоотношений возможно посредством нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (статья 20 Закона) установил, что малоимущие граждане могут до 1 января 2007 года провести расприватизацию жилых помещений в указанном выше порядке.

В соответствии с вышеуказанным порядком расприватизация жилого помещения могла быть осуществлена любым гражданином. Но после того, как вступил в силу Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» данное право могут использовать только малоимущие граждане.

В Федеральном законе «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ устанавливается порядок того как производится учет доходов и рассчитывается среднедушевой доход семьи и доход одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими.