Файл: Реорганизация юридического лица (Понятие юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По завершению того как решение о формировании юридического лица принято в утвержденном порядке, создается устав и иные соответствующие документы, утверждаются либо выбираются органы и создается имущественная база[5].

Деятельность юридического субъекта завершается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического субъекта ведет к завершению самостоятельного наличия организации без полной ликвидации ее дел и имущества. Реорганизация совершается методом разделения учреждения или организации и формирования на их основе нескольких юридических лиц; объединению нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к иному; преобразования одного юридического лица в иное; выделения из состава учреждения одного либо нескольких юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть исполнена добровольно по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то соответствующими документами, или в приказном порядке по решению уполномоченного федерального органа либо по решению судебной инстанции в форме его разделения, либо выделения в случаях, прямо установленных в действующем законодательстве.

Ликвидация различается от реорганизации тем, что она влечет за собой завершение правового статуса юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к иным субъектам.

1.2 Цели создания юридического лица

Основополагающими целями формирования юридического лица представляются:

Отграничение конкретной преимущественной массы и определение её в гражданский оборот. В хозяйственных обществах оно получает наивысшее развитие, предоставляя возможность сгруппировать в одних руках разрозненные капиталы, дающие в хозяйственной деятельности незначительный эффект; в итоге централизации капиталов формируется возможность решения масштабных хозяйственных задач.

Обособление предпринимательского риска.

Оформление, исполнение и защита коллективных, групповых, законных интересов разного типа, как в имущественной, так и не финансовой области.

Цель юридического субъекта обязана являться законной и соответствовать требованиям, которые предъявляются к исполнению субъективных гражданских прав[6].


Следовательно, при формировании юридического лица в целях, о которых было сказано, объединённый трудовой коллектив, который в зависимости от определенных задач и перечня иных факторов деференцируются по структурным подразделениям.

1.3 Правосубъектность юридических лиц, возникновение и прекращение

Принимать участие в гражданских правоотношениях можно только при существовании признаваемой и предоставленной государством правосубъектности. Гражданский кодекс РФ непосредственно указывает только на правосубъектность юридических субъектов. Юридическое лицо обладает правоспособностью (ст.49 ГК) и дееспособностью (п.ст.48 ГК), в состоянии приобретать права и отвечать по собственным обязательствам.

Составляющей частью правосубъектности юридического лица является способность сформировать представительство и филиалы, которые представляются не органами, а разделенными подразделениями юридического лица. Представительством принято считать отдаленное подразделение юридического лица, которое располагается вне места его нахождения, которое так же представляет интересы юридического субъекта и обеспечивает их прямую защиту.

Филиалом считается обособленное подразделение юридического субъекта, которое расположено вне места его нахождения и исполняет все его функции либо их часть, в том числе функции представительства[7].

И филиал, и представительства формируются юридическим лицом, должны быть указаны в соответствующих документах создавшего их юридического лица, они получают и теряют свой статус со времени внесения соответствующих сведений в государственный реестр юридического лица.

В гражданском праве существует общая и специальная правоспособность. Общая правоспособность соответственно п. 1 ст. 49 ГК - это способность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, потребные для исполнения любых разновидностей деятельности. Данное правоспособностью обладают физические субъекты и частные коммерческие учреждения. Специальная правоспособность соответственно п. 1 ст. 49 допускает существование у юридического субъекта только таких прав и обязанностей, которые полностью соответствуют целям его деятельности и внесены в его соответствующие документы. К тому же нужно разграничить предмет их уставной деятельности и определенные полномочия по исполнению такой деятельности, которые в области гражданского оборота могут быть шире ее предмета, утвержденного в уставе. Следовательно, действующее законодательство не запрещает некоммерческим учреждениям осуществлять коммерческую деятельность для достижения собственных уставных целей и соответствующую этим целям[8].


Дееспособность юридического лица — его возможность собственными действиями получать и исполнять гражданские права, возлагать на себя и исполнять гражданские обязанности, то есть обеспечивать уставную деятельность.

Деятельность юридического субъекта соответственно ст. 53 ГК может исполняться лишь людьми, которые являются органами юридического лица. Одни совершают взаимодействие с иными субъектами гражданского права, другие обеспечивают его уставные функции.

К первым определяется представители организации — субъекты, представляющие интересы юридического лица в отношениях с иными субъектами права.

Органы управления организацией — лица, представляющие юридическое лицо отталкиваясь от полномочий, утвержденных для них действующим законодательством и соответствующими документами без доверенности. Органы управления могут быть как коллегиальными такими как общее собрание участников, наблюдательный совет, так и единоличными - директор, президент;

Другие субъекты, представляющие юридическое лицо на основании переданных им органом управления организацией полномочий по доверенности.

Ко вторым определяются сотрудники учреждения, исполняющие деятельность в интересах юридического лица на основании трудового соглашения без выполнения функций представительства[9].

Действия как первой категории лиц в рамках предоставленных им полномочий, так и второй категории в рамках их служебных обязанностей рассматриваются правом как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность.

Как полагает большая часть исследователей, правоспособность и дееспособность юридического субъекта появляется одновременно, в момент появления самого юридического лица. Так как правоспособность и дееспособность юридического субъекта имеют плотную связь, появляются и завершаются одновременно, то отличие между ними утрачивает смысл. Следовательно, по отечественному гражданскому праву юридические лица получают свою правоспособность и дееспособность в одно и то же время, в момент государственной регистрации. Соответственно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица появляется в момент его создания и завершается в момент окончания его ликвидации. Это предполагает, что юридическое лицо является созданным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц и завершает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.


С точки зрения цивилистической теории все не так однозначно. По действующему закону ФРГ, Финляндии момент появления правоспособности и момент появления дееспособности юридического субъекта могут не совпадать во времени. В ФРГ общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества признаются ограниченно правоспособными с момента государственной регистрации предварительного общества и становятся дееспособными с момента их регистрации в качестве юридических лиц. Точно такая же ситуация наличествует в Финляндии[10]

Содержание дееспособности юридического субъекта, как и дееспособности гражданина, определяет в себя три основополагающих элемента:

1) сделкоспособность, то есть способность собственными действиями получать гражданские права и создавать гражданские обязанности;

2) возможность лично осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;

3) деликтоспособность, то есть возможность нести ответственность за гражданские правонарушения[11].

Бывают обстоятельства, когда в качестве элемента содержания дееспособности указывают на возможность защиты этого субъективного права от нарушений.

Как говорит Я.Р. Веберс, дееспособность предполагает возможность к осуществлению правоспособности личными действиями в широком смысле слова, то есть способность не только лишь к приобретению определенных субъективных прав и обязанностей, но также к их осуществлению. Так как право на защиту считается одним из правомочий финансового права, дееспособность охватывает и способность к защите права.

Как полагает С.М. Корнеева, возможность защиты от нарушений свойственна для каждого субъективного права и не может индивидуализировать содержание дееспособности.

В различии от граждан, дееспособность которых имеет прямую зависимость от возраста, состояния здоровья и иных соответствующих факторов, все юридические лица, не обращая внимания на отличия в характере и объеме их правоспособности, по общему правилу имеют совершенно одинаковую дееспособность.

Ограничение дееспособности юридического лица. Определенная часть авторов считает, что юридическое лицо не может иметь неполную дееспособность, его невозможно ограничить в дееспособности либо признать недееспособным.

На данный момент дееспособность юридического лица может быть ограничена в обстоятельствах, которые предусмотрены действующим законодательством.


Несомненно, что нормы п. 2 ст. 295, ст. ст. 296, 297 ГК РФ, а также Закона о государственных учреждениях[12], ограничивающие право государственных (муниципальных) унитарных организаций и федеральных (муниципальных) казенных учреждений распоряжаться имуществом, располагающегося у них на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, есть не что иное, как ограничение их дееспособности.

Достаточно указать, что соответственно п. 2 ст. 18 Закона о государственных учреждениях[13] государственное либо муниципальное предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона о государственных предприятиях).

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Более того, уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Содержание дееспособности федеральных (муниципальных) казенных предприятий, обладающих имуществом на праве оперативного управления, является еще более узким. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о государственных предприятиях федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ[14].